c_350_150_16777215_00_images_stories_2011_news_zdanie_gs.jpgДепутаты приняли Обращение к Председателю Правительства Российской Федерации Д.А.Медведеву и Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.Е.Нарышкину по вопросу обеспечения жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 1 января 2005 года.

В Обращении говорится следующее:

-В соответствии со ст.17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет.

Вместе с тем, для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации). В частности, к таким категориям относятся граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в Перечне заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 года №817.

Указанный механизм улучшения жилищных условий для инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возлагает на органы местного самоуправления обязанность по предоставлению жилого помещения по договору социального найма.

В последнее время участились случаи обращения инвалидов в суд с требованием к органам местного самоуправления об обязании предоставить жилое помещение вне очереди. Суды выносят решения в пользу инвалидов (семей, имеющих детей-инвалидов), отмечая, что предусмотренное законодательством право граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, на внеочередное предоставление жилья не ставит указанное право в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от наличия или отсутствия у органов местного самоуправления финансовых средств на указанные цели.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 17 декабря 2009 года №1563-О-О, Федеральный закон от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется населением и (или)  органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством. При этом, в соответствии с положениями ст.ст.135-138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст.ст.55, 60 и 61 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ  «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», реализация органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения осуществляется за счет предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, возложение на муниципальные образования обязанности по предоставлению жилья инвалидам, (семьям, имеющих детей-инвалидов) не освобождает государство от возмещения затрат, понесенных муниципальным образованием.

В соответствии с п.19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года №23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 1 января 2005 года предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения ст.ст.84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст.26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в т.ч. по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.

Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 20 февраля 2014 года №398-О установленный абзацем третьим ч.3 ст.28.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» порядок определения объема денежных средств, предоставляемых субъекту Российской Федерации на обеспечение указанных мер социальной поддержки, регулирующий бюджетные отношения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов направлен на создание правового механизма реализации данной меры социальной поддержки.

Однако, на уровне Российской Федерации не урегулирован порядок осуществления межбюджетных правоотношений по реализации мер социальной защиты, предусмотренных ст.17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» для лиц, поставленных на учет нуждающихся после 1 января 2005 года и имеющих право на внеочередное получение жилья на основании ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Возложение этой обязанности по финансированию льгот, установленных федеральным законодательством, означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.

Таким образом, возложение на органы местного самоуправления обязанности по предоставлению жилых помещений по социальному найму по смыслу ч.2 ст.132 Конституции Российской Федерации предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления. Поэтому после исполнения судебных решений по предоставлению жилья инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет после 1 января 2005 года, органы местного самоуправления вынуждены взыскивать в судебном порядке собственные убытки с казны Российской Федерации.

Аналогичная судебная практика сложилась на всей территории Российской Федерации.
Так, в одном только муниципальном образовании Республики Алтай за прошедший год было вынесено восемь решений судов на сумму более 20млн.руб.

На основании вышеизложенного просим Вас рассмотреть вопрос о разработке и принятии соответствующих федеральных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы финансового обеспечения указанных полномочий, установленных Федеральным законом от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

(пресс-служба Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай)