c_200_150_16777215_00_images_stories_2014_komitety_6_sosyv_nikitenko_29.10.14_img_2233.jpgПринятие закона «О порядке формирования органов местного самоуправления в Республике Алтай воспринимается обществом неоднозначно.

По новому законодательству главы всех муниципальных образований–городского округа, муниципальных районов и сельских поселений будут избираться из состава депутатов. При этом, в городском округе и муниципальных районов главы администраций будут назначаться по контракту.

Своим мнением на данный вопрос делится Наталья Александровна Никитенко, председатель Комитета Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай по социальной защите и охране здоровья населения, секретарь местного отделения партии «Единая Россия» Шебалинского района.

-Исходя из наработанного опыта работы в муниципальном образовании, хочу сказать, что не вижу ничего предосудительного в принятом законе. Наоборот, воспринимаю его, как правильное и продуманное решение.

Кстати, оно не сегодня созрело. Если обратиться к Федеральному закону №131-ФЗ, то в нем, изначально, предусматривался вариант, при котором представительный орган местного самоуправления назначает главу муниципального образования. По итогам конкурса, т.е., по контракту назначается глава администрации города и районов. Стоит также заметить, что прямые выборы депутатов никто не отменил. Они, как проходили, так и дальше будут проходить.

-Наталья Александровна, могли бы вы вычленить все плюсы и минусы порядка формирования муниципальной власти, предложенные новым законом?

-Как бывший руководитель райсовета, к основному плюсу новой системы соподчинения я бы отнесла прекращение трений между исполнительной и законодательной ветвями власти на селе. Не секрет, что, на сегодняшний день, между этими, казалось бы, равными ветвями власти они иногда возникают. У всенародно избранного главы администрации основные финансовые ресурсы, а значит, вся реальная власть сосредоточена в его руках. И он считает возможным не всегда прислушиваться к мнению представительного органа муниципального образования.

Новый закон предлагает эти роли изменить. Глава муниципального образования будет возглавлять представительный орган. А глава администрации назначаться по контракту депутатами. А это уже реально уравновесит силы представительного и исполнительного органа муниципального образования. К тому же, назначение Главы позволит учитывать профессиональные требования к главам администраций. В республике нам известны случаи, когда в результате всенародных выборов главой становится человек без профессиональных навыков, без опыта управления муниципальными образованиями.

-Вы действительно считаете, что новая система избрания глав районов и поселений позволит избежать появления во власти муниципальных образований непрофессионалов?

-Конечно. Ведь многие моменты, касающиеся профессиональных навыков, можно оговорить в контракте. А потом расторгнуть контракт, по которому будет работать глава администрации района, гораздо проще, чем отозвать всенародно избранного главу муниципального образования. Избирательное законодательство таково, что отзыв всенародно избранного главы-сложная и длительная юридическая процедура. На территории даже нашего субъекта попытки отозвать главу не то что муниципального образования, поселения возникали, но успеха не имели.

Что касается глав поселений, то хотелось бы, еще раз, уточнить, что в них главы будут избираться из состава депутатов. В этом я вижу движение вперед. К тому же, новая форма позволит повысить авторитет сельского депутата, поскольку каждому из них предстоит избирать главу поселения, а значит, нести коллективную ответственность за качество его работы.

-Как, на ваш взгляд, новая система формирования власти на муниципальном уровне позволит изменить в лучшую сторону работу данных структур?

-К сожалению, были случаи, когда всенародно избранный глава при получении мандата становился просто неуправляемым. Понимая, что результаты выборов гарантируют ему рабочее место на последующие пять лет, независимо от качества его работы, отношения к проблемам поселения, каждого гражданина, в отдельности, и коллег-депутатов, он мог просто не работать. Надо сказать, что людей, которые способны критически оценить свои возможности и уходить с выборной должности, всегда было немного.

На моей памяти в Шебалинском районе был один такой случай, когда глава Актельского поселения, реально оценив свой вклад в жизнь села, подала в отставку. У нее были серьезные аргументы для объяснения, почему  многие наказы не выполняются. В бюджете поселения денег-мизер, но и они уходят на штрафы со стороны пожарников, СЭС и т.д. Исправить ситуацию, при всем желании, было невозможно…

-Назначение главы администрации на должность по контракту не уменьшит его ответственность перед населением, не поставит его деятельность в зависимость только от депутатов представительного органа, т.к. именно они будут его избирать, или же высшего руководства?

-Есть здесь слабое звено. Но я надеюсь, что коллективное соподчинение позволит избежать таких ситуаций. Многие спорные моменты можно прописать в контракте и спрашивать за их исполнение.

-Есть мнение, что, в ближайшей перспективе, только единороссы  окажутся в числе руководителей районов и поселений?

-Думающим так оппонентам могу сказать лишь одно: давайте учиться работать с населением. От его доверия, напрямую, зависит сколько голосов наберет каждая партия, каждый кандидат в отдельности.

В  следующем году в нашем районе структурные изменения должны произойти в с.с.Барагаш, Беш-Озек, Верх-Апшуяхта и Каспа, где закончатся сроки полномочий действующих глав сельских поселений, и новые главы поселений будут избираться из числа депутатов.

От депутатского корпуса поселений будет зависеть, кто придет во власть. От самих жителей поселений, кого они будут выбирать в число депутатов. Очень надеюсь, что новые требования изменят отношение избирателей к самой системе выборов. Вспомним выборы 2013 года, когда выбирали депутатов и глав в муниципалитетах. Ни одна партия не стала выдвигать альтернативу. Если бы не кандидаты, выдвинутые ВПП «Единая Россия», то выборы могли бы просто не состояться.

Именно «Единая Россия» выдвинула более сотни кандидатов, закрыв все должности на глав и депутатов  поселений и предложила своих кандидатов в районный совет. Пусть простят меня лидеры других партий за откровенность, но очень часто приходится наблюдать, как они прикрываются партийной принадлежностью, а выходить на прямые выборы боятся. Я  имею в виду одномандатные. Вообще, стало уже тенденцией, что оппозиционные партии не интересуют выборы на местном уровне. Им подавай региональные или федеральные. С изменением специфики работы и выборов, надеюсь, что не только «Единая Россия», но и другие партии проявят должный интерес к выборам на местах и будут формировать полноценные фракции. Это я к тому, что результат приходит к тем, кто серьезно работает с избирателями.

-Какую бы проблему Вы хотели изжить при формировании местной власти?

-Может быть, мое мнение Вам покажется парадоксальным, но, на мой взгляд, мы просто обязаны, в ближайшей перспективе, работать над повышением престижа работников муниципальной службы. Люди должны понимать, что работа это трудная, требующая внимания к каждой, самой маленькой проблеме. Только при таком отношении мы изживем посылы, которые, нет-нет, и возникают в выборные кампании, когда кандидаты начинают «на берегу» договариваться, мол, сегодня мы тебя изберем, а завтра за меня дружно проголосуем.

-Есть мнения, что по новому законодательству в районы будут направляться люди, с того же Алтайского края.

-Я глубоко сомневаюсь, что люди из Алтайского или иного края смогут возглавить Шебалинский район, т.к. вопрос назначения будет рассматриваться на комиссии, которая на 50% состоит из представителей Главы республики, а вторая половина-из районного Совета депутатов. В их интересах, чтобы на местах работали местные кадры.

-Наталья Александровна, у населения вашего района возникли сомнения в законности вручения мандата депутата республики А.С.Казаченко, который пришел на место Ю.С.Земирова по партийному списку.

-Решение регионального политсовета "Единой России" о назначении депутатом А.С.Казаченко, мне, секретарю местного отделения партии, конечно же, некорректно обсуждать. Но, если быть объективной, то совершенно неправы оппоненты, заявляя, что при вручении мандата было нарушено выборное законодательство. В нем есть нюансы, которые и были четко соблюдены. Замещение вакантного депутатского мандата по единому избирательному округу зависит от того, отказался ли избранный кандидат от получения депутатского мандата или получил его, т.е., соответственно, стал депутатом, и затем досрочно прекратил свои полномочия.

Согласно ч.1 ст.94 указанного Закона Республики Алтай «О выборах депутатов Республики Алтай», в случае досрочного прекращения полномочий депутата Республики Алтай, избранного в составе списка кандидатов, коллегиальный, постоянно действующий руководящий орган политической партии (ее регионального отделения), выдвинувшей этот список, вправе предложить Избирательной комиссии Республики Алтай кандидатуру любого зарегистрированного кандидата из того же списка кандидатов для замещения вакантного депутатского мандата. При этом, указанная кандидатура предлагается из числа зарегистрированных кандидатов, включенных в ту же региональную группу кандидатов (общесубъектовую часть) списка кандидатов, что и депутат, чьи полномочия прекращены досрочно. Т.е., депутатский мандат был передан  на законных основаниях.

Исходя из сказанного, хочется добавить. Да, у каждого из нас бывает свое мнение, по тому или иному вопросу, и это следует приветствовать. Но высказывая критические замечания, тем более, по законодательству, давайте заглядывать в действующий закон, чтобы не выглядеть дилетантами в глазах избирателей.

(пресс-служба Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай)