c_310_200_16777215_00_images_stories_2011_zastavki_gd.jpgПредседатель Государственной Думы Сергей Нарышкин провел заседание Совета по местному самоуправлению при Председателе Госдумы.

В повестку дня были включены вопросы регулирования территориального общественного самоуправления, нормативного регулирования статуса сельского старосты, и аспекты работы системы самообложения в муниципалитетах.

Поблагодарив всех, кто принял участие в подготовке заседания, Сергей Нарышкин отметил актуальность вопросов, вынесенных на повестку дня. По его словам, от эффективности работы сельской власти зависит, в т.ч., поддержка сельхозпроизводителей и насыщение продуктового рынка отечественными товарами.

«Для этого, безусловно, нужны соответствующие возможности–организационные, кадровые и, в первую очередь, финансовые. Дальнейшее укрепление экономической базы муниципалитетов, их бюджетной самостоятельности–один из приоритетов государственной политики», –подчеркнул С.Нарышкин.

Ранее, на встрече Президента России с членами Совета законодателей поднимался вопрос о соответствии полномочий и финансовых ресурсов на разных уровнях власти. В этой связи, Сергей Нарышкин предложил создать рабочую группу из числа членов Совета законодателей, Правительства России и Счётной палаты для выработки необходимых решений: «Основанием должна стать точная оценка «стоимости» исполнения полномочий региональных и муниципальных властей. Очевидно, что в этой работе должны участвовать эксперты в области местного самоуправления».

Говоря о вынесенных на обсуждение вопросах, председатель Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Виктор Кидяев поддержал систему самообложения граждан. По его мнению, собранные средства позволяют оперативно решать локальные проблемы, актуальные для какого-либо одного населенного пункта.

"Под средствами самообложения граждан понимаются их разовые платежи, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения. Размер платежей в порядке самообложения граждан устанавливается равным для всех жителей муниципального образования. Введение и использование разовых платежей граждане решают на местном референдуме".

"Самообложение на муниципальном уровне-это эффективный инструмент пополнения доходной части местного бюджета", -уверен заместитель Министра финансов Леонид Горин. Однако, он подчеркнул, что «это не должно стать способом решения задач главы муниципального образования».

Заместитель председателя Комитета по бюджету и налогам Надежда Максимова считает, что взносы самообложения должны быть адекватны уровню дохода семьи. И решение о введении самообложения должно приниматься только на сходе местных жителей, а не по инициативе местных органов власти.

Участники заседания высказывали озабоченность сложной схемой введения самообложения–затраты на проведение местного референдума иногда превышают сумму собранных средств.

Заместитель Министра юстиции России Дмитрий Аристов считает важным определить организационно-правовую форму территориального общественного самоуправления (ТОС). Как один из вариантов, им было предложено придать ТОСам статус коммерческой организации. Он также выступил за создание общественных палат муниципалитетов. Сообщив, что «в Правительство поступают инициативы по обязательности организации общественных палат в муниципалитетах», Д.Аристов высказался против обязательного порядка в этом вопросе.

В ходе выступления заместителя Министра заходила речь и о правовом статусе сельского старосты, который также четко не определен. "Однако, эта форма местного самоуправления успешно применяется в ряде регионов России, в частности, в Ленинградской области. Публичные слушания в обсуждении знаковых для поселения, вопросов, могут стать действенным инструментом решения проблем только в случае присутствия на них главы муниципального поселения", -читает Д.Аристов.

Продолжая тему сельских старост, председатель Комитета по местному самоуправлению межнациональным и межконфессиональным вопросам Ленинградской области Михаил Лебединский рассказал, что начиная с 2013 года в регионе работает и активно развивается институт старост. «В 2015 году на территории области работают уже 1 668 старост. Старосты являются лидерами общественного мнения, главная награда для них-это решение проблемы», –отметил М.Лебединский. При этом, он считает, что полномочия старосты не должны быть жестко регламентированы–важно «заложить основы их статуса».

В ходе заседания поднимался вопрос перераспределения налоговых поступлений в местные бюджеты. По словам заместителя председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Вячеслава Тимченко, представители Федеральной налоговой службы не против передачи сбора и администрирования ряда налогов на муниципальный уровень.

О реальных результатах работы рассказал староста семи деревень Ленобласти Владимир Афиногенов. В частности, благодаря старосте, удалось газифицировать д.Санино, сейчас местные жители добиваются организации тротуаров вдоль федеральной трассы, которая проходит по деревне.

Выступавшие предлагали ввести финансирование работы сельских старост, за счет бюджетных средств, организовать господдержку членам ТОС или предоставить им налоговые льготы и освобождение от уплаты коммунальных услуг.

В заключение, Председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин поблагодарил участников за активную дискуссию в обсуждении вопросов повестки дня. Он выразил уверенность, что часть озвученных предложений могут быть трансформированы в законодательные нормы.

Пресс-служба Госдумы