gigtanatol.jpgТак считают в думском комитете, выступающем с новой законодательной инициативой.

Сегодня многих жильцов многоквартирных домов не устраивают предложенные Жилищным Кодексом новые условия формирования фонда капитального ремонта. Особенно много вопросов вызывает, так называемая, система «общей корзины»-накопительный фонд на капитальный ремонт многоквартирных домов.

Как нам стало известно, в Комитете по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Госдумы России под председательством Галины Хованской готовится ряд поправок в действующий документ.

Какие изменения предполагается внести? На этот вопрос мы попросили ответить  сенатора от Государственного Собрания-Эл Курултая РА Татьяну Гигель.

-Прежде всего, нужно отметить, что желание внести поправки в недавно принятый закон возникло не на пустом месте.

Депутаты представляют интересы избирателей, а к этому закону у большинства жителей многоквартирных домов оказалось слишком много претензий. Он не раз оказывался в центре внимания депутатов республики. Члены профильного комитета пятого созыва во главе с Сергеем Ефимовым на рабочих группах изучали этот вопрос, выходили со своими  предложениями.

К сожалению, обсуждение вносимых в Жилищный Кодекс изменений, касающихся формирования фонда на капитальный ремонт многоквартирных зданий, не было вынесено на всенародное обсуждение. И предложения с мест учтены не были. Радует, что члены думского Комитета вернулись к принятому документу и предлагают внести в него ряд поправок.

Прежде всего, это касается такого вопроса: кто должен заниматься мониторингом технического состояния зданий? В данный момент, он отдан на откуп местных властей. Как показала практика, критерии оценки в каждом регионе, на сегодня, действуют разные. Действительно, будет логично, если этот вопрос будет находиться в ведении Федерации. Только при такой раскладке станет возможно разработать единые требования. Нельзя, чтобы он исполнялся по принципу «кто во что горазд», тем более, что напрямую связан с финансовыми отчислениями из кошельков наших граждан.

Мне очень импонирует гражданская позиция председателя профильного комитета Государственной Думы: вместе с коллегами-депутатами она решила сказать свое твердое «нет» сторонникам «общего котла». В нашем конкретном случае, крайне важно то, что не где-то там у иностранцев, а у наших граждан, имеющих, в принципе, неплохой опыт коллективной жизни в Советском Союзе, не укладывается в голове-как могут личные средства собственников жилья идти на ремонт многоквартирных домов, в которых они не проживают?!

Ныне действующий Жилищный Кодекс позволяет использовать накопительные средства собственников… для третьих лиц, скажем так–жителей из соседних домов. В ряде регионов власти пошли дальше и запретили открывать личные счета жильцам. В результате деньги, предназначенные для ремонта разных зданий, находящихся в разном состоянии, базируются в «общем котле». А опыт показывает, как просто могут быть использованы эти «немеченые средства» людьми, имеющими к ним доступ. Тем более, в условиях, когда нет строгой отчетности по их использованию.

Я считаю, что предложение думского комитета-снизить количество голосов для принятия решения о выборе схемы накопления средств на капитальный ремонт-вполне уместно. Сегодня в этом вопросе есть явные нестыковки. Решение о способе управления домом принимается 50%-ми голосов собственников, а для решения по капремонту необходимо квалифицированное большинство, т.е. две трети, или 75% голосов.

Парламентарии правы: срок содержания средств на общем счете следует сокращать. По действующему законодательству жильцам нужно ждать два года, чтобы с «общего счета» перейти на «собственный» для формирования собственного фонда на капитальное строительство. И получается, что два года деньги идут «соседу».

Много вопросов вызывает, кроме того, предъявляемое законом требование к собственникам, открывшим счет на ремонт собственного дома. Если время ремонта подошло, а они не приняли решение об его проведении, то деньги принудительно списываются и попадают все в тот же «общий котел». Но на каком основании? Очень хорошо, что именно этот вопрос депутаты Госдумы намерены пересмотреть в пользу собственников жилья.

Депутаты задаются вопросом: почему жителей новостроек закон вынуждает платить деньги на капитальный ремонт вместе со всеми, на общих основаниях? На мой взгляд, думцы правы, предлагая ввести мораторий от года до пяти лет для новых домов, т.е., освободить собственников от платы, хотя бы, на этот период. Надо полагать, что такое решение идет в разрез с интересами владельцев «общего котла», но здравый смысл должен возобладать. В конце концов, надо учитывать и затраты собственников при строительстве нового жилья.

Открытым остается вопрос по суммам оплаты за квадратный метр. Непонятно, почему они по регионам так разнятся?! В одних жильцы платят два рубля, а в других-16 рублей за «квадрат». Конечно, мы понимаем, что себестоимость услуги в разных регионах может разниться в силу своего географического положения, состояние теплосетей, цены на электроэнергию и т.д., но не в разы же… Здесь депутаты также намерены внести свои предложения. Словом, даже беглое перечисление наиболее острых вопросов заставляет прислушаться к мнению председателя думского комитета: предложенный «общий котел» очень похож на финансовую пирамиду.

Что касается вопросов по выбору банка. По нынешним правилам банк должен иметь не менее 20млрд.руб. в уставном фонде. Но это слишком жесткое условие, поскольку сразу отсекает участие в процессе региональных банков. Будет правильно, если пройдет думская инициатива, по которой банки, открывающие специальные счета, станут выдавать собственникам кредиты на льготных условиях. В этом случае, собственники жилья смогут спокойно рассчитываться за ремонт. Эта схема позволит не доводить дома до аварийного состояния, когда в них жить уже просто будет невозможно.

* * *

Отметим, что проблемами капитального ремонта многоквартирных домов всерьез озабочены члены общественной комиссии по контролю в сфере ЖКХ при администрации г.Горно-Алтайска. На одном из последних заседаний эта тема стала для его участников ключевой. Выработанными предложениями по разрешению назревающего конфликта между управляющими компаниями и собственниками жилья делится председатель комиссии Н.И.Денисова, выражающая надежду на то, что сенатор Т.А.Гигель ознакомит членов думского комитета с их предложениями:

-Для собственников жилья, выбравших способ формирования капитального ремонта на счете регионального оператора в виде системы «общая корзина», должно стать обязательным участие в самостоятельном формировании фонда на основании проектно-сметной документации, согласованной с ними протокольно. Это дает возможность собственникам контролировать наполнение средств на доме и, при необходимости, отказаться от взносов на капитальный ремонт, если средств окажется вполне достаточно на осуществление ремонта. Или наоборот, продолжить вносить деньги, если стоимость увеличится ввиду непредвиденных обстоятельств.

Что касается банковских процентов за счет размещения временно свободных средств, то они должны распределяться  между участниками Программы капитального ремонта, а не переходить в собственность регионального оператора.

Когда речь пойдет о выборе подрядчика, приемки работ, контроле качества и объемов, то все эти виды деятельности должны обсуждаться с обязательным участием собственников жилья. И это следует отражать в акте приемки работ и протоколе. В сегодняшней редакции Закона собственники этого права лишены.

Средства, уплаченные на ремонт в тех домах, где не подошла очередь, на мой взгляд, должны быть проиндексированы по ставке банка для депозитов, в котором открыт счет регионального оператора. В связи с этим, собственники жилья, дома которых отремонтированы в кредит, за счет «общей корзины», должны индексировать остаток непогашенных средств по произведенному ремонту и оплачивать проценты по предоставленному им кредиту за счет средств  других домов.

Такой подход позволяет собственникам жилья, чья очередь на ремонт не наступила, сохранить свои средства, защитить их от инфляции, а не производить ремонт других домов в ущерб себе.

(пресс-служба Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай)