gigtanatol.jpgВ пятницу, 12 декабря, на пятой сессии Госсобрания-Эл Курултая Республики Алтай рассмотрен и принят Закон о бюджете Республики Алтай на 2015-2017 годы.

В работе сессии участвовала Татьяна Гигель, представляющая Республику Алтай в верхней палате российского Парламента.

Какими будут отличия принятого бюджета от бюджетов предыдущих лет, и как будет развиваться региональная экономика в новых условиях? На эти и другие вопросы член Совета Федерации отвечает в своем интервью для республиканских СМИ.

"В проекте бюджета, который был представлен на рассмотрение депутатов республики, изложены основные параметры и направления расходов республиканского бюджета, -считает Татьяна Анатольевна. –Предлагаемый бюджет можно назвать умеренно оптимистичным. Доходная и расходная части предусмотрены с ростом на 3,8% выше, чем мы закладывали на текущий год, в т.ч. рост собственных доходов прогнозируется на 2%".

Бюджет на 2015 год должен стать бездефицитным, а на 2016 год-даже профицитным и вселяет всем нам некоторый оптимизм. Дай Бог, чтобы наши планы и прогнозы реализовались. Это был бы еще один шаг, направленный на укрепление экономической самостоятельности нашего региона.

Кроме того, мы видим со стороны федерального центра растущее доверие к региональной власти, и это, тем более, важно в нынешних непростых условиях.

-Каждый год, по-своему, выделяется на фоне всех других. В чем видятся отличительные черты нынешнего бюджета, рассчитанного на ближайшую перспективу?

-Примечательно, что основная часть ассигнований сосредоточена вокруг дальнейшей реализации майских указов Президента, и, прежде всего,-в социальной сфере. При всей сложности бюджета, предусмотрены средства и на капитальное строительство. Надеемся, что, наконец-то, приступим к строительству школы №7 в городе, школы в с.Теленгит-Сортогой вместо разрушенной землетрясением еще в 2003 году, начнем возводить пристройку к детской больнице и ряд других социальных объектов на общую сумму более 210,0 млн.руб.

Конечно, просматриваются и некоторые риски, прежде всего, связанные с сохранением высокой дотационности бюджета. Доминирование в собственных доходах поступлений от налога на доходы физических лиц сохраняется на уровне 48,5%, а поступление от налогов на прибыль организаций прогнозируется лишь на уровне 22,2%. При таком положении дел не надо быть большим аналитиком или экспертом, чтобы определить выводы и задачи, лежащие по большому счету на поверхности.

Мы должны понимать, что бюджет в новых экономических условиях не может генерировать столько доходов, как прогнозировалось в иных, более благоприятных условиях. Поэтому надо быть готовыми к тому, чтобы пересмотреть ранее принятые программы и обязательства. Президент в своем Послании подчеркнул, что «необходимо исключить дискриминацию негосударственного сектора в социальной сфере, убрать для нее все барьеры, в т.ч. организационные и административные, обеспечить им реальный доступ к финансовым ресурсам».

-Применительно к нашей республике, что может означать это предложение, высказанное в Президентском послании?

-Для нас это будет, прежде всего, актуально в решении проблем с детскими садами. Чтобы решить их к 2016 году, надо построить типовых зданий на 2 400 мест, при общей сумме затрат более, чем на 1,5млрд.руб., что выглядит весьма проблематичным. И поэтому самое время обсуждать перспективы частно-государственного партнерства, убирать все барьеры, о которых говорит Президент.

Если обратиться к федеральному бюджету, то он верстался в условиях экономических санкций, падения цен на нефть и газ, на фоне оттока капитала из страны. И понятно, что главный девиз нынешнего бюджета-"Максимальная экономия". Кроме того, в следующем году не планируется пополнять Резервный фонд. Но, как и в предыдущие годы, примерно треть расходов бюджета приходится на социальную сферу, столько же на оборону и правоохранительную деятельность. Если кратко резюмировать содержание бюджета страны на следующий год, то он выглядит следующим образом:

-абсолютное выполнение всех социальных обязательств;

-поддержка обороны и безопасности страны;

-повышенное внимание к финансовым проблемам регионов.

Последнее из трех направлений нас обнадеживает, но, вместе с тем, многое будет определяться теперь способностью нас самих принимать эффективные решения, направленные на снижение дотационности. Именно это отражено в нашем бюджете, принятом на последней сессии.

-В высказываниях многих экспертов и аналитиков часто встречаются утверждения о том, что санкции со стороны Запада, в общем-то, могут даже помочь росту отечественной экономики. Вы с этим согласны?

-Сейчас наша экономика находится под действием структурного, конъюнктурного и геополитического элементов нестабильности, связанных с действиями санкций. Поэтому Правительство России уже ведет работу по оптимизации бюджетных расходов в 2016-2017 годах, чтобы привести наш бюджет в соответствие с новыми реалиями. Работа ведется в рамках комиссии повышения эффективности и оптимизации программ. Поддержку будут получать только те направления, которые могут дать экономический рост.

Жить по средствам–еще один девиз принимаемого бюджета. Планируется сократить не первоочередные бюджетные расходы с тем, чтобы подстроить бюджет под реальные возможности экономики, которая будет давать, какое-то время, объем доходов, более низких, чем ожидалось в начале года. Но, как заверил Министр финансов Антон Силуанов: «2015 год мы пройдем в любом случае, у нас средств достаточно».

Текущий бюджет выглядит пусть и жёстким, но сбалансированным. Не исключается возможность того, что в ближайшие три года из Резервного фонда может быть израсходовано до 1,5трлн.руб., что составляет половину находящихся в нем средств. Это нужно для того, чтобы не брать деньги взаймы. Сейчас они очень дорогие, лучше взять поменьше кредитов и пользоваться накоплениями прошлых лет. В перспективе, это позволит сократить выплаты на обслуживание долга.

В региональной политике нужны специальные программы с расстановкой четких приоритетов. Насколько мне известно, в Правительстве и Минфине собираются помогать тем регионам, которые не будут наращивать долги. В новых условиях для того, чтобы региону получить кредит из федерального бюджета, его долг не должен превышать 50% доходной части бюджета.

-А как будет складываться ситуация на потребительском рынке? Хватит ли нам денежных доходов в погоне за ростом цен?

-Давайте говорить прямо: в ближайшие три года жить будет сложнее, чем сейчас. Инфляция будет «съедать» значительную часть доходов населения. В этой связи, антимонопольной службе предстоит наладить принципиальный контроль за ситуацией на рынке продуктов питания, медикаментов, ГСМ и других товаров первой необходимости. Нельзя допустить внутреннего монополизма. И повторюсь, что в любых условиях социальные обязательства перед нашими избирателями не подлежат никакому пересмотру.

При этом, всегда надо учитывать, что за последние годы Минфин России существенно нарастил обязательства государства. Бюджетные расходы выросли на 27% по сравнению с 2008 годом, а доходы-всего на 0,8%. Все это очень существенно.

Страны Запада, начав серьезную экономическую войну против России, пытаются нас выжить с международных рынков, и завтра все это не закончится. Ситуация улучшится, и увеличение доходов населения произойдет только тогда, когда нам удастся наладить собственное производство во многих отраслях экономики и снизить зависимость от импорта. И, в этой связи, давайте сами себе зададим вопрос: много ли продуктов питания производится сейчас в нашей республике? Вот с чего нужно начинать, и, в этом плане, все наши начинания будут получать на федеральном уровне только поддержку.

-Татьяна Анатольевна, есть ли у нас надежды на то, что все трудности будут успешно преодолены?

-Не будем забывать: в новом году одной из важных дат в жизни нашей страны станет празднование 70-летия Победы. При подготовке к этому большому празднику необходимо сделать все, чтобы по максимуму использовать потенциал великого праздника для воспитания молодого поколения в духе патриотизма, гордости за свое Отечество. На федеральном уровне уже подготовлены проекты модельных законов «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества», «О патриотическом воспитании».

С каждым годом все меньше фронтовиков и тружеников тыла–уходят герои, без которых не было бы нашей Победы. Необходимо, наконец, сделать всё для полного практического решения всех их проблем. В этом направлении в нашей республике сделано немало, и, все же, не в полной мере мы окружили вниманием и заботой ныне здравствующих ветеранов-около 440 вдов умерших инвалидов войны и более 2 600 тружеников тыла-как того они заслужили. Необходимо это сделать.

Нашей страной и нашим героическим народом помимо войн пережиты и не такие трудности. Вспомним, как в конце 90-х годов внешний долг государства зашкаливал все разумные пределы, и наше Правительство вынуждено было слушать и исполнять все то, что диктовал Международный валютный фонд. С приходом к власти В.Путина наша страна относительно безболезненно пережила мировой финансово-экономический кризис 2008-2009 годов. И уверена, что мы выдержим сегодняшнее экономическое давление на нашу страну. Нам не привыкать к такому отношению со стороны "цивилизованного" мира.

Экономика, в конце концов, адаптируется к новым условиям, и глубина спада может быть не столь драматична, как предрекают некоторые зарубежные и отечественные эксперты. Наши адаптационные возможности нельзя недооценивать. Но самоуспокаиваться не надо. Сегодняшний внешний вызов нашей стране может стать самым серьезным в новой, постсоветской России, стать новым испытанием жизнестойкости нашей экономики.

Недавние наши заокеанские и "забугорные" «друзья» и «партнеры» мечтают, мягко выражаясь, о таких же великих потрясениях в России, какие они устроили в начале 90-х. Но в этот раз у них не получится.

Мы своим единением всех сил и конструктивной работой отстоим нашу великую и единую Россию от всех нападок, как это было не раз в ее более, чем тысячелетней истории.

Ольга Викторова