c_350_150_16777215_00_images_stories_2011_news_zdanie_gs.jpgВ ходе публичных слушаний на тему: «О проекте закона Республики Алтай «О республиканском бюджете Республики Алтай на 2016 год», состоявшихся сегодня в республиканском Парламенте, с докладом на данную тему выступил председатель Контрольно-счетной палаты Республики Алтай Артем Сумачаков.

Характеризуя бюджет предстоящего года, он отметил, что, как и в 2015 году, он является социально-ориентированным.

Общий объем доходов республиканского бюджета прогнозируется на 2016 год в сумме 12 610 646,8тыс.руб., плановый темп роста доходов к предыдущему году составляет–103,7%. Общий объем расходов республиканского бюджета прогнозируется на 2016 год в сумме 12 390 992,8тыс.руб., плановый темп роста расходов к предыдущему году составляет 101,9%. Бюджет на 2016 год прогнозируется профицитным, в сумме 219 651,0тыс.руб. При формировании параметров республиканского бюджета на 2016 год за основу был взят Прогноз социально-экономического развития Республики Алтай (СЭР РА) на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов.

Артем Игнатьевич обратил внимание на то, что оценка исполнения отдельных показателей социально-экономического развития Республики Алтай на 2016 и 2017 годы свидетельствует о снижении темпов роста, которые планировались ранее в прогнозе социально-экономического развития Республики Алтай на 2015–2017 годы. Так, например, валовой региональный продукт в прогнозе СЭР на 2015-2017 годов в 2016 году составлял 39 788,1млн.руб., в 2017 году–43 191,5млн.руб., в прогнозе на 2016-2018 данный показатель в 2016 году снизился и составил 39 509,0млн.руб., в 2017 году–43 080,0млн.руб., при этом, прирост валового регионального продукта (ВРП) прогнозируется в 2016 году по отношению к 2015 году на 1,2% (ранее планировался на 2%), в 2017 году по отношению к 2016 году на 1,7% (ранее планировался на 2,7%).

Соотношение собственных доходов республиканского бюджета Республики Алтай (2015 год-2 596,3млн.руб. 2016год–2 676,4млн.руб.) к ВРП (2015 год–36 457,0млн.руб., 2016 год–39 509,0млн.руб.) составляет в 2015 году 7,1% и в 2016 году 6,8%. В 2016 году наблюдается снижения уровня  собственных доходов в объеме ВРП на «-» 0,3%.

По словам А.Сумачакова, прогноз СЭР не отражает структуру ВРП, не раскрывает информацию о влиянии на объемы валового регионального продукта промышленности, сельского хозяйства, торговли, транспорта и связи и прочего производства. Также нет информации по ВРП в разрезе МО, в т.ч. поселенческого уровня, поэтому невозможно определить, какой район и в каком направлении развивается или не развивается. По мнению председателя КСП РА, ВРП-это основной показатель развития  реального сектора экономики, поэтому такая информация должна быть обязательна.

В проекте закона о республиканском бюджете Республики Алтай наблюдается рост расходов на государственную программу «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия» на 2016 год (502 195,7тыс.руб.) по отношению к 2015 году (472 124,7тыс.руб.) на 6,4% или на «+» 30 071,0тыс.руб. При этом, прогнозная оценка продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в прогнозе на 2016-2018г.г. в 2016 году снижается на «-» 1 787,7млн.руб. и составила 11 494,4млн.руб., в 2017 году снизилась на «-»1 970,3млн.руб. и составила 12 368,1млн.руб., а также прирост продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий прогнозируется в 2016 году по отношению к 2015 году на 1,1% (ранее планировался на 2,7%), в 2017 году по отношению к 2016 году на 1,1% (ранее планировался на 2,9%).

Что касается собственных доходов республиканского бюджета Республики Алтай (налоговые и неналоговые доходы), то  Контрольно-счетная палата провела анализ сложившейся структуры налоговых и неналоговых доходов с 2008 года и отмечает следующее: основным источником собственных доходов является налог на доходы физических лиц. Доля в объеме собственных средств составила в 2008 году 34,2%, 2009-37,3%, 2010 году–22,8%, 2011 году–28,0%, 2012 году–38,1%, 2013 году–41,4%, 2014 году–46,5%, 2015 году-45,8%, 2016 году-45,4%.

Только лишь в 2010 году отмечается рост удельного веса налога на прибыль в объеме собственных доходов и составлял 39,8% (1 001 296,0тыс.руб.). С 2011 года по 2016 год доля налога на прибыль в объеме собственных доходов колеблется от 19,0% до 22,0%. Таким образом, как заметил Артем Игнатьевич, основным поступлением от бюджетной сферы в т.ч. от федеральных структур является структура НДФЛ. Также наблюдается тенденция ежегодного уменьшения доходов от использование гос.имущества в абсолютной величине. Так в 2010 году данные доходы составляли 44 557,5тыс.руб., в проекте бюджета на 2016 год-11 231,7тыс.руб., снижение составило «-» 33 325,8тыс.руб.

Расходы на национальную экономику в 2015 году составили 1 711 863,0тыс.руб., на 2016 год-1 809 503,2тыс.руб. Соотношение расходов на национальную экономику к собственным доходам составило в 2015 году 65,9% и в 2016 году-69,7%.

А.Сумачаков далее отметил, что в 2014 году (уровень-85,2%), в 2015 году (уровень–83,4%) и в 2016 году наблюдается установление высокого уровня предельного объема государственного долга Республики Алтай, размер которого составляет 76,6% от общего объема доходов республиканского бюджета без учета безвозмездных поступлений (2 676 376,0тыс.руб.). Также расходы на гос.управление в 2015 году составили 946 938,2тыс.руб., на 2016 год-972 089,6тыс.руб. Соотношение расходов на гос.управление к собственным доходам составило в 2015 году 36,5% и в 2016 году-37,4%.

Заканчивая свое выступление, А.Сумачаков с сожалением заметил, что на слушаниях, в целом, не был обсужден консолидированный бюджет Республики Алтай. А это, прежде всего,-бюджеты муниципальных образований. Так что, в будущем, необходимо ими заниматься, анализировать, оказывать методическую помощь районам.

В  связи с этим, выступающий внес данное предложение в рекомендации и предложил законодательно прописать такую норму.


(пресс-служба Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай)