c_200_280_16777215_00_images_stories_2015_gigel_git.jpgНа прошлой неделе депутаты Госдумы приняли бюджет на 2016 год в первом чтении.

Своим мнением о Главном законе года, при обсуждении которого в нижней палате Федерального Собрания развернулись нешуточные баталии, мы попросили поделиться сенатора от Госсобрания-Эл Курултай Республики Алтай Татьяну Гигель.

Отметим, что Татьяна Анатольевна восемь лет возглавляла в Парламенте республики бюджетный комитет.

-Финансисты говорят, что принятие бюджета на 2016 год внешне очень сильно напоминает ситуацию 90-х годов: резкое, даже галопирующее падение рубля, слабеющая экономика. Но, если проанализировать, то сегодняшние события существенно отличаются от лихих девяностых, как, иногда, называют этот временной период.

Прежде всего, по внешнеэкономическим условиям. Двадцать лет назад страна могла заимствовать деньги за рубежом и поправлять свое положение. Сегодня сделать это, фактически, невозможно, в связи с действующими внеправовыми санкциями. Так что, рассчитывать мы можем только на себя.

Хотя…,  «нет худа без добра». Искусственно созданная по отношению к России западными странами экстремальная ситуация заставляет нас мобилизоваться и принимать решения. К сожалению, созданная в годы выгодных продаж нефти и газа «подушка безопасности» в 2016 году будет полностью использована. Об этом предупредил Министр финансов РФ Антон Силуанов.

Мы не должны забывать и еще одно очень важное обстоятельство: в проекте бюджета на 2016 год расчеты ведутся от средней цены нефти по 50 долларов за баррель и курса валюты-63 доллара за рубль. Но многие эксперты называют такие прогнозы излишне оптимистичными.

-Итак, если ничего не будет предпринято, то в следующем году резервные деньги кончатся... У кошелька, каким бы пухлым он ни был, есть свойство становиться до неприличия тощим, если его не пополнять.
-Да, это так. Если кардинально ничего не поменять, то в бюджете 2017 года может появиться "черная дыра" в 8% ВВП. И чтобы не оказаться «у разбитого корыта», Правительство страны предлагает регионам и муниципалитетам уже сейчас работать над увеличением доходов и повышением эффективности своих расходов. Другого не дано.

Кстати, вопрос пополнения доходной части бюджета поднимался на октябрьских Парламентских слушаниях в Совете Федерации с участием В.И.Матвиенко, спикера верхней палаты. На встрече была затронута очень серьезная тема формирования новой финансовой политики или, как еще говорят экономисты, смены бюджетных правил.

-Прежде, чем говорить о смене бюджетных правил, хотелось бы уточнить, а не окажется ли наша страна на пороге социального взрыва? Ведь даже представить трудно, какой хаос начнется, если  социальные обязательства государством перестанут исполняться...
-Я уже говорила, что в Правительстве страны идет серьезная работа над формированием новой финансовой политики или бюджетных правил. Это как кому удобнее понимать. Наш бюджет многие годы формировался под солидные нефтедоллары. Выстраивать экономику просто не было необходимости. Сейчас правила игры изменились, и мы просто обязаны об этом думать. Неслучайно в бюджете 2016 года сумма государственной поддержки существенно поменяется в сторону увеличения для сельского хозяйства, ряда других отраслей, которые могут быстро дать отдачу.

Изысканы средства на поддержку реального сектора экономики в виде налоговых каникул. Ожидаются серьезные вложения в науку. Я уже говорила, что в 2014 году мы все обязательства, касающиеся социальной сферы, исполнили, выполняются они и в 2015 году. Заложены они и в бюджете 2016 года.

Что касается индексации пенсий работающим пенсионерам, то парламентарии эту проблему знают, и она, не раз, уже озвучивалась на разных уровнях, так что, теперь остается решить этот вопрос с законодательной точки зрения. Принятая законодательная норма должна позволить, при прекращении трудовой деятельности работающим пенсионерам, восстановить их полноценный балл и возместить в полном объеме все, что они потеряли от недоиндексации.

-Татьяна Анатольевна, на ваш взгляд, изменился ли подход в расходовании бюджетных средств на местах?
-Мне думается, что да. Реже стала появляться информация о дорогостоящих закупках автомобилей, мебели для высокопоставленных чиновников. Все чаще стал подниматься вопрос об адресном подходе социальных выплат. Из ряда регионов уже поступила информация о пересмотре списков нуждающихся. Депутаты пятого созыва нашей республики этот вопрос поднимали три последних года, но до конца решить так и не смогли.

Уверена, что мы в состоянии сделать в своем регионе детские пособия максимально высокими, но только для особо нуждающихся, а не всем семьям без исключения. Такой нагрузки никакой бюджет не выдержит. Так что, пришло время более четко сформулировать понятие «социальная норма» и уже от него, как говорится, и плясать.  Пока же, оно имеет обезличенную форму. Как видим, очень непростые задачи стоят у депутатского корпуса в этом плане, но их надо решать, и делать это «не с бухты-барахты», а профессионально. Я веду разговор к тому, что только если мы сами изменимся, то сможем сформировать новый подход к доходной и расходной частям бюджета.

Наш разговор больше касается проблем, и это-правильно. Но совсем не хотелось бы, чтобы читатель, прочтя интервью, сделал вывод: завязывай пояса, поскольку впереди нас ждут очень тяжелые времена. Да, проблем много, но они решаемые. Если, в целом, посмотреть на страну, то уже во многих регионах отмечается рост прибыльных предприятий. Средний процент прибыли, согласно имеющейся статистике, достиг 24%. А эта цифра позволяет по законам экономики формировать бездефицитный  региональный бюджет.

-А какие отрасли показывают прибыльность?
-Досконально этот вопрос я не изучала, но, вне сомнения, сюда можно отнести сельскохозяйственную продукцию. Санкции многим нашим хозяйствам, что называется, развязали руки. Наша продукция становится все более востребованной и конкурентоспособной. А это-серьезный стимул для развития. Не должно быть ситуации, чтобы вместо высококачественного чергинского масла или сыра из с.Абай на столах наших граждан преобладали спреды.

Мне очень импонирует, что в детские садики, школы республики, в магазины, все чаще, стали завозить молочную продукцию от местных производителей с очень ограниченным сроком годности, как это и положено для этих продуктов питания. Думаю, что не только у меня, но и многих хозяек серьезные  размышления вызывают сообщения ряда фирм о сроке годности их кисло-молочной продукции, что молоко, к примеру, не прокисает не то, что неделями, месяцами. Дороговато торгуют наши производители? Этот факт следует отнести к процессу роста. Слишком малые партии своих товаров, пока что, могут поставлять на рынок наши производители, а следовательно, их себестоимость высока. Будет больше спрос, вырастут объемы, соответственно, упадет цена.

Мы перешагнули процесс стагнации в легкой промышленности, машиностроении, станкостроении и т.д., и это радует. Уверена, что Россия  мобилизуется–вспомним, как это было во время Великой Отечественной войны и позже, когда восстанавливали разрушенную экономику. Сегодня мы все дошли до понимания, что отступать некуда. Кстати, уже есть регионы, где ВВП серьезно вырос, люди там показывают пример другим, что не следует опускать руки, надо упорно работать, и результат придет. Это и нижегородцы, и калининградцы, и кирововчане и другие субъекты. Думаю, что не за горами прорыв в экономике и нашей республике.

-Татьяна Анатольевна, если я вас правильно поняла, сегодня нет важнее задачи, чем заниматься развитием экономики. Но тогда без серьезных бюджетных вложений не обойтись. А бюджет сложный–об этом все говорят. Возникают, вечные в нашем отечестве, вопросы: что же делать, как быть? Где взять средства для ее развития?
-Как и во всех государствах-от налогов, акцизов, штрафов, рачительного отношения к тратам. Я считаю, что пора применять прогрессивную шкалу налогов. Будет справедливо, если руководитель, имеющий хороший оклад, оплатит подоходный налог в два раза, к примеру, больше, чем воспитательница, которой едва хватает заработанных средств на жизнь. Но нельзя доводить это до абсурда. А то получится, как в Западной Европе, когда введение жёсткой нормы по дифференциации налогов повлекло за собой бегство капитала в другие страны.

У коррупционеров и взяточников можно забирать имущество в общую копилку. Не исчерпаны, как я уже не раз говорила, возможности по сбору налогов на местах на то же имущество.

-Инвентаризация программ, на ваш взгляд, существенно повлияет на пополнение бюджета?
-Анализ показал, что не все программы сработали эффективно, т.е., они реально не оправдали надежд. А значит, есть основания сказать, что цель достигнута не была. Причина-в основном, из-за недофинансирования. И тут возникает вопрос: зачем такие программы принимать, если мы не можем их финансировать? Именно с этой целью субъектам дано задание проинвентаризировать программы и оставить только работающие. Есть реальная необходимость проводить анализ эффективности вложенных средств. Государственные компании, которые получили финансирование из бюджета, должны нести ответственность перед государством. Не буду называть компании, но они есть, которые позволяли себе часть средств, перечисленных на их счета на развитие, оставлять на депозитных счетах и пользоваться дивидендами.

Контроль необходим, как показала практика. Мы вот в регионе тоже гордимся, что за последние три года выделили около 2млрд.руб. на поддержку малого и среднего бизнеса. А уже пришло время спросить: где отдача от них? Т.е., сейчас необходим глубочайший анализ. Нам на раздумья, как я уже говорила, остался всего один год. Поскольку резервный фонд на исходе. И, если мы ничего не сделаем, то платить те же пенсии станет просто не из чего... Таковы, к сожалению, реалии нынешнего времени.

-Сегодня уже на уровне Правительства страны идут разговоры о сдвиге планки пенсионного возраста…
-Да, вопрос этот обсуждается. И, со временем, мы вынуждены будем увеличить сроки выхода на заслуженный отдых. Население страны катастрофически быстро стареет… Но это решение не сегодняшнего дня, оно будет, вне сомнения, поэтапное. Должны быть выработаны градации. Человек должен заранее знать, что он уйдет на пенсию не завтра, а через несколько лет. При этом, не могу не сказать, что куда острее сегодня встала очень противоречивая проблема: безработицы и кадрового голода. У нас переизбыток юристов и экономистов, и не хватает рабочих профессий, инженеров…

-Татьяна Анатольевна, какое мнение у вас осталось от публичных парламентских слушаний, которые прошли в Парламенте накануне верстки  республиканского бюджета в первом чтении?
-Мне понравилась внутренняя собранность каждого из выступающих. Раньше бы, взяв микрофон, руководитель стал называть множество проблем, которые требуют безотлагательного решения. Сейчас люди научились расставлять приоритеты. Для Виктора Александровича Облогина очень важно решить вопрос с очистными сооружениями. С этой проблемой он и обратился к депутатскому корпусу. Александр Михайлович Борисов считает, что нельзя больше откладывать строительство Каракокшинского спортзала и пищеблока. Эдуард Михайлович Текенов видит необходимость завершения строительства второй очереди Ининской школы, и такие примеры можно называть по всем районам.

У нас растет уровень управления в муниципальных органах власти, заметно меньше стало иждивенческих настроений, и это обнадеживает. На нынешнем этапе крайне важно, чтобы власть почувствовала доверие со стороны избирателей, и тогда всё у нас получится.

Записала Нина СНЕГИРЕВА.

* * *

Россия вошла в дюжину мировых лидеров с ростом ВВП за 15 лет более, чем в 7 раз. США—на 153-м месте с ростом ВВП менее, чем в 2 раза.
ВВП РФ увеличился с примерно 0,3 до 2трлн.долл., а ВВП США с 8,7 до 15,7трлн.долл.
Т.е. в 1998 году ВВП США превышал ВВП РФ примерно в 29 раз, а в 2012 году—менее, чем в 8 раз.
Если в ближайшие 15 лет темпы роста будут такими же, как были, то разница станет менее, чем вдвое.
А догнать Америку по ВВП такими темпами можно будет примерно за 20 лет.