c_380_250_16777215_00_images_stories_2015_parlslushania_02.12.15_bobyleva.jpgУчастников прошедших в ГС-ЭК РА парламентских слушаний по проблемам лесной отрасли привлекло внимание выступление Натальи Бобылевой, Генерального директора Некоммерческого Партнерства «Союза заготовителей и переработчиков дикороссов», заострившей внимание присутствующих на  правовых проблемах  предпринимательской деятельности  в сфере сбора, заготовки и переработки  дикороссов.

"Одним из спорных вопросов, возникающих при обсуждении вопросов лесопользования в сфере оборота, является свободное пребывание граждан на арендованных лесных участках", -заметила Наталья Николаевна.

С одной стороны, сложный и дорогостоящий процесс оформления лесных участков в аренду лишает местное население сельских поселений осуществлять законную деятельность по заготовке и сбору пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений, являющуюся их традиционным занятием на территории многих субъектов Федерации Сибири и единственным источников дохода. Как следствие, растет безработица, снижаются доходы коренного населения, ограничивается конкуренция. 

С другой стороны, граждане вправе бесплатно и беспрепятственно собирать в лесу пищевые лесные ресурсы (грибы, ягоды, орехи, папоротник, березовый сок и пр.) на лесных участках, в т.ч. на участках, сданных в аренду. Кроме этого, арендатор не вправе ограничивать доступ граждан на территорию арендованного им участка.

В связи с чем, на практике, арендатор, внося плату, не имеет никаких гарантий по сбору дикоросов, поскольку урожай может быть полностью собран и вывезен гражданами (особенно в неурожайные годы). Причина в том, что в ЛК РФ отсутствует как само понятие «собственные нужды», так и установленные на законодательном уровне нормы заготовки дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов и пр.

Еще заметнее конкуренция интересов, когда бесплатный сбор ресурсов на арендованных участках в значительных объемах осуществляют граждане, неявляющиеся местными жителями, а специально прибывающие, для этого, из других регионов, т.е. с фактической стороны, осуществляющие то же самое промысловое лесопользование, которое формально выглядит, как общее, т.е. потребительское.

"Когда рассматривается вопрос о сборе дикоросов, -заметила предприниматель, -то большинство «предпринимателей» называют себя гражданами, хотя под предлогом сбора дикоросов для собственных нужд, собирают промышленные объемы сырья и свободно реализуют его на рынке, имея прибыль без каких-либо затрат. Предприниматели, которые по закону получают и регистрируют договоры аренды лесных участков, просто не конкурентноспособны. Поэтому работающие предприниматели разочарованы арендными отношениями, большинство отказывается заключать договоры аренды лесных участков по причине экономической неэффективности".

Кроме этого, в последнее время, набирает обороты практика заключения договоров аренды лесных участков с одной целью-сбор необходимого пакета документов для получения экспортной лицензии для ряда ПЛР, в частности, для экспорта кедрового ореха.

На основании вышеизложенного, понятно, что институт арендных отношений работает не так, как требуется для регулирования оборота ПЛР. Отсутствие иных инструментов только усугубляет проблемы отрасли, т.к. большая часть лесных участков просто не передана в аренду, соответственно на несданных в аренду лесных участках нормативного (законодательного) регулирования просто нет.

По мнению Н.Бобылевой, все законодательные инициативы должны опираться на основные принципы лесного законодательства: Есть необходимость в рамках работы любых рабочих органов по дикоросам проработать, с учетом опыта всех регионов СФО. Комплексный подход, включая внесение изменений в нормативно-правое регулирование порядка сбора и заготовки дикоросов, позволит стабилизировать хозяйственные отношения в сфере оборота пищевых лесных ресурсов и будет экономически эффективным.


(пресс-служба Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай)