c_380_250_16777215_00_images_stories_2016_meroprijtia_monitoring2015_belzal.jpgВыступая в рамках обсуждения итогов мониторинга республиканского законодательства за 2015 года Иван Белеков отметил, что Доклад о состоянии законодательства Республики Алтай за 2015 год-девятый по счету.

Девять лет назад его начали готовить несколько специалистов Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай. Сегодня-это большой коллектив авторов. Среди них: комитеты Парламента Республики Алтай, Правительство Республики Алтай, прокуратура Республики Алтай, Министерство юстиции Российской Федерации по Республике Алтай, органы местного самоуправления.

Среди авторов, представляющих материалы к проекту Доклада коллектив из высоких профессионалов из Горно-Алтайского государственного университета. Спикер выразил удовлетворение, что, несмотря на столь обширный авторский коллектив, представленный Доклад не превратился в объем разрозненной информации, а является единым сводом аналитико-правовой информации, объединенной единой идеей и целью.

Доклад выступает, своего рода, комментарием к действующим республиканским законам, принятым в 2015 году-в нем, помимо изложения аналитического материала, предполагающего исследовательский, а не «отчетный» взгляд на законодательство, перечислены неточности и пробелы действующих законов Республики Алтай, сформулированы предложения по их усовершенствованию. Концептуальная структура проекта Доклада «О состоянии законодательства в Республике Алтай в 2015 году» выстроена таким образом, чтобы системно представить основные результаты законотворческой и правоприменительной деятельности в Республике Алтай, отразить позитивные сдвиги и нерешенные проблемы в этих областях.

Особое внимание уделено анализу основных направлений внедрения в 2015 году в Парламенте Республики Алтай системы оценки эффективности законодательных решений в практике их правоприменения и результатов указанной деятельности, а также перспективным направлениям дальнейшего развития республиканского законодательства.

Говоря о структуре итогового Доклада, Иван Белеков, в частности, заметил, что его VI-й раздел посвящен анализу проблем правового регулирования и путям их решения-предложениям по совершенствованию нормативных правовых актов Республики Алтай, а также тенденциям дальнейшего развития законодательства Республики Алтай в 2016 году, включая предложения по рассмотрению соответствующих проектов законодательных актов Республики Алтай и осуществлению Парламентом Республики Алтай контрольных полномочий.

Председатель Госсобрания-Эл Курултай подчеркнул, что ежегодно Парламентом Республики Алтай принимается около 20 новых, базовых законов Республики Алтай. Не исключением стал и отчетный 2015 год.

В прошедшем году парламентариями Республики Алтай принято 86 законов Республики Алтай в различных сферах правового регулирования, из них базовых, новых законодательных актов Республики Алтай-20. В числе наиболее значимых республиканских законов, принятых в 2015 году он отметил следующие законодательные акты: «О стратегическом планировании в Республике Алтай»; «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую до разграничения государственной собственности на землю на территории Республики Алтай»; «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Республике Алтай»; «О регулировании отдельных вопросов участия граждан в охране общественного порядка на территории Республики Алтай»; «О патриотическом воспитании в Республике Алтай»; «Об установлении ограничений в сфере розничной продажи и потребления слабоалкогольных тонизирующих и безалкогольных тонизирующих напитков на территории Республики Алтай»; «Об уменьшении минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества в целях освобождения от налогообложения налогом на доходы физических лиц доходов от продажи объектов недвижимого имущества на территории Республики Алтай»; «О порядке деятельности фракций в представительных органах муниципальных образований в Республике Алтай»; «Об административных правонарушениях в Республике Алтай»; «Об установлении максимального размера общей площади земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства граждан в Республике Алтай»; «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории Республики Алтай»; «Об установлении налоговой ставки 0 процентов для впервые зарегистрированных налогоплательщиков-индивидуальных предпринимателей, при применении упрощенной и (или) патентной системы налогообложения на территории Республики Алтай», и другие.

Спикер также отметил, что Парламентом Республики Алтай в 2015 году принято 66 законов Республики Алтай о внесении изменений в действующие законы Республики Алтай и о признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Алтай, в т.ч. 3-конституционных закона Республики Алтай. Принятие Парламентом Республики Алтай конституционных законодательных актов было обусловлено не только приведением положений Конституции Республики Алтай в соответствие с требованиями федерального законодательства, но и запланированной в 2015 году подготовкой комментария к Конституции Республики Алтай.

Иван Белеков напомнил присутствующим, что 11 марта 2015 года постановлением Президиума Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай «О подготовке комментария к Конституции (Основному Закону) Республики Алтай» образована редакционная комиссия в составе депутатов Республики Алтай, представителей Правительства Республики Алтай, прокуратуры Республики Алтай и научного сообщества, определены следующие задачи подготовки комментария.

Во исполнение указанного постановления Президиума Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай и решения редакционной комиссии распоряжением Председателя Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай в апреле 2015 года создана рабочая группа по подготовке комментария.

В настоящее время, работа по подготовке сводного текста комментария к Конституции Республики Алтай находится на завершающем этапе. Рабочей группой в течение всего года производился организационно-правовой мониторинг Конституции Республики Алтай, проведена комплексная работа по приведению ее положений в соответствие с требованиями федерального законодательства. Все, без исключения, статьи Конституции Республики Алтай проанализированы на предмет действия ее положений в правоприменительной практике. В результате были выявлены проблемы, требующие незамедлительных законодательных решений, а также ряд проблем правоприменения, которые будут отражены в комментарии. Этот яркий пример свидетельствует о том, как нам, законодателям, необходимо анализировать КАЖДЫЙ принятый закон Республики Алтай на предмет его соответствия требованиям федерального законодательства, актуальности и эффективности.

Иван Белеков выразил сожаление, что проводимый, сегодня, на уровне органов государственной власти Республики Алтай, правотворческих органов и правоприменителей мониторинг законодательства Республики Алтай еще нельзя назвать системным, а, следовательно, совершенным по своему качеству и значению. Следствием такого мониторинга законодательства является, так называемое, «лоскутное», «точечное» законодательство, когда разработчик проекта закона, при формировании текста законопроекта, учитывает одни положения федерального законодательства и оставляет на «потом» другие, не учитывая их в проекте, при этом, забывая, что инструментальная ценность мониторинга состоит в том, что он способен послужить решению задачи создания эффективного механизма правотворчества и реализации его результатов, отражающего общественные потребности. Именно в этой «забывчивости» кроется причина избыточности нашего республиканского законодательства, о которой мы уже не раз с вами говорили.

На наш взгляд, сложности в разрешении этих проблем тесно связаны с отсутствием четко сформулированных целей и задач, которые необходимо предъявлять нормативному регулированию тех или иных общественных отношений, а отсюда-построение нормотворческой деятельности на стихийной основе.

За примером далеко ходить не надо. Проекты государственных программ Республики Алтай, которые в прошлом году в большом количестве поступали на рассмотрение в Парламент Республики Алтай, вызвали у депутатов Республики Алтай очень много вопросов и о применении норм Закона Республики Алтай, регулирующего бюджетный процесс, и о качестве представленных программных документов.

Выход из ситуации видится в усилении роли мониторинга законодательства Республики Алтай, который позволит оптимизировать планирование нормотворческой деятельности; существенно усовершенствовать технологию правового мониторинга республиканского законодательства; обеспечить стройность целей, задач правового мониторинга, а также показателей эффективности законодательства и правоприменительной практики.

Возвращаясь к вопросам нормотворческой деятельности, спикер отметил, что в 2015 году Государственным Собранием-Эл Курултай Республики Алтай была активизирована работа по подготовке законодательных инициатив, направлявшихся после их рассмотрения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Так, за прошедший период в Государственную Думу Парламентом Республики Алтай было направлено 3 законодательные инициативы: «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; «О внесении изменений в ст.ст.42 и 78 Земельного кодекса Российской Федерации и Лесной кодекс Российской Федерации в части правового регулирования защиты лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения»; «О внесении изменений в ст.5 Федерального закона «Об исчислении времени».

Проект федерального закона об исчислении времени на прошлой неделе прошел рассмотрение на заседании профильного Комитета Государственной Думы, был поддержан, и мы надеемся, что, в ближайшее время, он будет принят Государственной Думой в окончательном чтении.

Законодательные же инициативы о трудовом воспитании и о защите лесов на землях сельскохозяйственного назначения, хотя и имеют концептуальную поддержку и в Государственной Думе, и в Совете Федерации, но содержат ряд вопросов, по которым нам необходимо проводить дополнительную работу.

Докладчик обратился к председателям профильных комитетов Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай, специалистам Аппарата Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай: к разработке проектов федеральных законов прошу подходить с особой тщательностью и ответственностью, строго соблюдая нормы федерального законодательства и анализируя внесенные другими субъектами Российской Федерации в Государственную Думу проекты федеральных законов. Спикер считает, что необходимо и более активно взаимодействовать с профильными комитетами федерального Парламента в этом направлении, предварительно направлять наши проекты, обсуждать их, а где-то и обращаться к ним за правовой и организационной помощью. Именно от тщательности проработки федеральных инициатив Парламентом Республики Алтай будет зависеть конкретный результат их рассмотрения в Государственной Думе.

Иван Белеков заявил, что в прошедшем году Парламентом Республики Алтай совместно с Правительством Республики Алтай был выработан и реализован комплекс мер по снижению негативного воздействия финансово-экономического кризиса на экономику и социальную сферу нашего региона. В текущем году нам также предстоит большая работа по реализации мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности Республики Алтай.  И в этой связи, анализ законодательства Республики Алтай и практики его применения, с учетом развития системы оценки эффективности законодательных решений в практике их правоприменения, является одной из приоритетных задач Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай.

(пресс-служба Государственного Собрания-Эл курултай Республики Алтай)