c_200_280_16777215_00_images_stories_2015_deputaty_romfr15.jpgНа проходящем совещании, посвященном мониторингу республиканского законодательства за 2015 год, с докладом о нормативно-правовом регулировании использования государственных символов в Республике Алтай выступил председатель Комитета ГС-ЭК РА по законодательству и национальной политике Виктор Ромашкин.

Парламентарий напомнил, что в 2016 году исполняется 25 лет со дня принятия закона РСФСР об образовании Республики Алтай. Этому предшествовало принятие Областным советом народных депутатов Декларации о государственном суверенитете нашей территории и самопровозглашение нашего субъекта Горно-Алтайской автономной советской социалистической республикой.

И, хотя закон РСФСР от 3 июля 1991 года провозгласил образование Горно-Алтайской Советской Социалистической Республики в Конституции России, она называлась Горно-Алтайской республикой и Республикой Горный Алтай. А 7 мая 1992 года Верховный Совет республики утвердил современное название–Республика Алтай. Правда, это название вошло в Конституцию Российской Федерации только после принятия её всенародным голосованием и вступлением в силу 25 декабря 1993 года. Поэтому мы в своих документах именовали себя Республикой Алтай, а, в большинстве документов федерального уровня, нас называли Республикой Горный Алтай. 

Будучи автономной областью, наш субъект не имел своих официальных символов. После повышения своего статуса в республике встал вопрос и о принятии своих флага, герба и гимна. Надо отметить, что действующая Конституция РФ, не упоминая об официальных символах субъектов Федерации в ст.ст.71 и 72, тем самым, отнесла это к вопросам ведения самих субъектов.

Первый государственный символ Республики Алтай–флаг был утвержден Законом Республики Алтай от 2 июля 1992 года «О Государственном флаге Республики Алтай». Указанным законом было определено описание флага, соотношение полос, а также установлено отношение ширины флага к его длине, как 1:2. Кроме того, описание флага и его использование регулировались и Положением "О Государственном флаге Республики Алтай», принятым Постановлением Верховного Совета Республики Алтай от 3 марта 1993 года. В июне 1994 года в эти акты были внесены изменения, установившие отношение ширины флага к его длине, как 2:3.

Вторым государственным символом, получившим нормативно-правовое закрепление после флага является Герб Республики Алтай. 6 октября 1993 года Постановлением Верховного Совета Республики Алтай было утверждено Положение «О Государственном гербе Республики Алтай». Акт устанавливал описание герба Республики Алтай, а также, в общих чертах, определял порядок его использования.

Государственное Собрание–Эл Курултай Республики Алтай 7 июня 1997 года приняло Конституцию (Основной закон) Республики Алтай. В Конституцию республики была введена норма о том, что «герб, флаг и гимн Республики Алтай устанавливаются республиканским  конституционным законом».

Поэтому гимн республики, как третий официальный символ, был утвержден уже Конституционным законом Республики Алтай «О Государственном гимне Республики Алтай» от 11 сентября 2001 года. Особо отмечу, что наш гимн исполняется одновременно на двух государственных языках республики: алтайском и русском. Подобные гимны имеются еще лишь в трех республиках–Коми, Мордовия и Татарстан.

В соответствии с требованиями Конституции республики 24 апреля 2003 года, были приняты Конституционные законы Республики Алтай «О флаге Республики Алтай» и «О гербе Республики Алтай».

Таким образом, в настоящее время, действуют три Конституционных закона Республики Алтай, посвященных государственным символам Республики Алтай:

-Конституционный закон Республики Алтай от 24.04.2003г. №11-6 «О флаге Республики Алтай»;

-Конституционный закон Республики Алтай от 24.04.2003г. №11-9 «О гербе Республики Алтай»;

-Конституционный закон Республики Алтай от 11.09.2001г. №24-8 «О Государственном гимне Республики Алтай».

Ни в один из указанных Конституционных законов Республики Алтай не вносились изменения с момента их принятия.

Между тем, прошло более 10 лет, что, для современного законодательства-очень большой срок. За это время изменился порядок использования Государственных символов Российской Федерации, менялась терминология, наименования органов власти Республики Алтай и пр.

В связи с этим, Комитетом Государственного Собрания–Эл Курултай Республики Алтай по законодательству и национальной политике был проведен анализ актов, регулирующих использование флага, герба и гимна Республики Алтай.

На основании проведенного анализа был сделан вывод, что законодательство о государственных символах Республики Алтай, в настоящее время, нуждается в актуализации, с учетом динамики законодательства как федерального, так и республиканского.

По состоянию на сегодняшний день, Комитетом по законодательству и национальной политике подготовлены изменения в Конституционные законы Республики Алтай «О флаге Республики Алтай» и «О Государственном гимне Республики Алтай».

Проектом конституционного закона «О внесении изменений в Конституционный закон Республики Алтай «О флаге Республики Алтай» предлагается внести в данный Конституционный закон ряд изменений:

-детализировать описание флага Республики Алтай (поскольку описание флага в действующей редакции Конституционного закона «О флаге» можно назвать неполным), а также вернуть первоначально установленное отношение ширины флага к его длине-2:3 (по аналогии с Государственным флагом Российской Федерации);

-предусмотреть размещение флага Республики Алтай на зданиях или территориях общеобразовательных организаций республики, а также подъем (установку) флага Республики Алтай во время массовых мероприятий, проводимых образовательными организациями;

-расширить перечень зданий, на которых флаг Республики Алтай должен быть поднят постоянно, включив в этот перечень здание, где располагается Уполномоченный по правам человека в Республике Алтай;

-уточнить порядок размещения флага Республики Алтай одновременно с Государственным флагом Российской Федерации, иными флагами;

-актуализировать используемые в Конституционном законе термины, привести отдельные положения Конституционного закона в соответствие с действующими правилами юридико-технического оформления законов Республики Алтай.

Указанный проект включен повестку очередной 14 сессии Государственного Собрания–Эл Курултай Республики Алтай, которая состоится 20 февраля.

Вторым проектом, подготовленным Комитетом по законодательству и национальной политике в сфере регулирования государственных символов является проект конституционного закона «О внесении изменений ст.2 Конституционного закона Республики Алтай «О Государственном гимне Республики Алтай».
Данным проектом предлагается внести в Конституционный закон следующие изменения:

-расширить перечень случаев, в которых должен исполняться Государственный гимн Республики Алтай, а также установить, что Государственный гимн Республики Алтай исполняется после Государственного гимна Российской Федерации.

Так, проектом предлагается установить, что гимн должен исполняться:

-в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях республики, независимо от форм собственности, перед первым уроком (занятием) в день начала нового учебного года, а также во время проводимых указанными образовательными организациями торжественных мероприятий, посвященных государственным и муниципальным праздникам;

-при открытии и закрытии сессий представительных органов муниципальных районов и городского округа в Республике Алтай;

-при вступлении в должность руководителей органов местного самоуправления в Республике Алтай.

Данный проект также включен повестку очередной 14 сессии Государственного Собрания–Эл Курултай Республики Алтай и будет рассмотрен сессией в первом чтении.

В планах Комитета-работа над проектом Конституционного закона «О внесении изменений в Конституционный закон Республики Алтай «О гербе Республики Алтай».

Председатель парламентского комитета заявил, что Государственным Собранием–Эл Курултай Республики Алтай проводился мониторинг реализации Конституционного закона Республики Алтай «О флаге Республики Алтай» и федерального конституционного закона «О Государственном флаге Российской Федерации» в 2014 году во всех населенных пунктах республики, а в ноябре 2015 года-в г.Горно-Алтайске. В ходе мониторинга проверялось наличие флагов на зданиях, на которых их размещение обязательно, способ и место их установки, соблюдение порядка использования флага Республики Алтай.

Всего было обследовано 73 административных зданий в г.Горно-Алтайске, в которых расположено 80 учреждения (организации). Из 73 административных зданий (80 учреждений (организаций) Государственный флаг Российской Федерации поднят постоянно на 54 зданиях (флагштоках), флаг Республики Алтай–на 39 здании (флагштоке). Ведомственные флаги, а также копия «Знамени Победы» подняты на 7 зданиях, флагштоках.

По результатам данного мониторинга выявлено 5 случаев, которые можно квалифицировать, как нарушение порядка официального использования флага Республики Алтай, что, в соответствии с ч.1 ст.47 Закона «Об административных правонарушениях в Республике Алтай», влечет наложение административного штрафа на должностных лиц-от 5 000 до 10 000 рублей; на юридических лиц-от 10 000 до 25 000 рублей.

Так, например, на здании одного из территориальных органов федерального органа власти ведомственный флаг был установлен по центру и выше Государственного флага Российской Федерации и флага Республики Алтай.

В одном случае, флаг Республики Алтай был размещен таким образом, что были перепутаны верх и низ флага.

Одной из причин того, что, при размещении флага Республики Алтай совместно с другими флагами допускаются ошибки, является отсутствие четких указаний по этому вопросу в Конституционном законе Республики Алтай «О флаге Республики Алтай». Надеемся, что, после принятия Государственным Собранием законопроекта о внесении изменений в Конституционный закон «О флаге Республики Алтай», порядок использования флага Республики Алтай станет ясным и понятным для всех.

В связи с тем, что у органов местного самоуправления, органов власти Республики Алтай возникают вопросы по использованию государственного флага Российской Федерации, флага Республики Алтай, флагов муниципальных образований в Республике Алтай, Комитетом по законодательству и национальной политике были разработаны рекомендации по размещению Государственного флага Российской Федерации, флага Республики Алтай совместно с иными флагами, в которых подробно рассмотрены:

-случаи размещения флага Республики Алтай совместно с другими флагами;

-порядок размещения флага Республики Алтай, случаи, в которых размещение флага обязательно;

-ошибки, при размещении флага Республики Алтай;

-ответственность за нарушение порядка использования флага Республики Алтай, осквернение флага.

Как считает Виктор Ромашкин, в настоящее время, назрела необходимость проведения большого совещания под эгидой Главы республики и Государственного Собрания–Эл Курултай по правильному использованию государственных символов в Республике Алтай.

В сентябре 2015 года во всех школах республики прошли «Уроки Конституции» по теме: «Государственные символы Республики Алтай». Депутаты республики, члены Правительства, руководители государственных и муниципальных органов приняли активное участие в этом мероприятии. В этом зале открытый урок со старшеклассниками городских школ провел Председатель нашего Парламента И.Белеков. Присутствовало более ста учеников.

Кстати, в ходе этих уроков выяснилось, что наши дети недостаточно хорошо знают тексты федерального и республиканского гимнов. Для популяризации гимнов предложено, при открытии и закрытии парламентского года (в июле и сентябре), депутатам Республики Алтай исполнять полностью весь текст Российского и республиканского гимнов.

В завершение, В.Ромашкин коснулся темы роли государственных символов в формировании патриотизма. Депутат отметил, что формированию патриотизма всё больше внимания уделяется как на федеральном, так и на региональном уровне. Президент Российской Федерации В.Путин в одном из последних выступлений назвал патриотизм национальной идеей в России. При этом, не последнюю роль в развитии в гражданах патриотического сознания, гордости за свою Родину должны играть символы государства, субъекта федерации, муниципального образования.

Воспитание уважения и любви к символам государства, их корректного использования составляет важнейшее направление в формировании патриотического сознания людей. Государственные символы являются мощным орудием патриотического воспитания, значение которого, к сожалению, остается недооцененным.

Государственные символы нужны, как воплощение многовековой истории народа, связь настоящего с прошлым и ориентиры на будущее. Как её зрительный и музыкальный образ. Вот почему отношение к гербу, флагу и гимну–это отношение к самому государству. А оно должно быть уважительным не только к своей Родине. Оскорбление государственных символов сродни и оскорблению самого государства, его народа, истории и культуры.

"Патриотическое сознание не заключается в одном лишь знании государственных символов своей Родины. Но флаг, герб и гимн закладывают основу для формирования патриотизма, они имеют, исключительно, важное значение как для гражданской идентификации жителей нашей страны, нашей республики, так и для выстраивания отношений между властью и обществом", -подчеркнул Виктор Ромашкин.


(пресс-служба Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай)