c_350_150_16777215_00_images_stories_2011_news_zdanie_gs.jpgНа прошедшей XVI-ой сессии Государственного Собрания-Эл Курултай большинством голосов депутатов был принят главный финансовый документ–Бюджет республики на предстоящий трехлетний период.

Какая работа была проделана депутатским корпусом над законопроектом? Об этом наш разговор с вице-спикером Парламента РА, председателем Комитета по бюджету и налоговой политике Татьяной Гигель.

-Татьяна Анатольевна, как можно охарактеризовать принятый бюджет?
-Мы с полным правом можем говорить, что рассмотренный во втором и окончательном чтении проект бюджета – это плод совместного труда законодательной и исполнительной властей. Из доклада Министра финансов РА, сделанного на сессии, видно, что бюджет республики полностью сбалансирован и соответствует требованиям бюджетного законодательства.

-На стадии рассмотрения бюджета ко второму чтению поступали ли обращения, поправки со стороны депутатов?
c_200_250_16777215_00_images_stories_2011_news_deputaty_gig_13.12.jpg-Хочу отметить, что при рассмотрении данного законопроекта на предмет второго чтения не поступило ни одной оформленной в письменной виде поправки. При этом с главным финансовым документом года мы начали активно работать еще на стадии проекта. В ходе работы рабочих групп, было внесено немало рекомендаций и пожеланий от депутатов, большинство которых учтены. Поэтому я не совсем понимаю позицию представителей фракций ЛДПР и КПРФ, которые во время сессии высказали свое несогласие и проголосовали против бюджета.

-Вы отметили, что было учтено немало рекомендации, можете их перечислить вкратце?
-По предложению аграрного комитета учтено финансирование лабораторного контроля за источниками воздействия на окружающую среду, на осуществление полномочий по охране особо охраняемых природных территорий и на увеличение уставного капитала республиканской лизинговой компании. Учтено мнение других комитетов по увеличению расходов на развитие физкультуры и спорта, на грантовую поддержку науки, на развитие внутреннего въездного туризма и зимних видов спорта, Ресурсного центра на базе профтехучилищ, на обновление парка автомашин скорой помощи. Заложены средства на открытие кафедры алтайского языка при республиканском Институте повышения квалификации учителей и т.д.

-А как быть с капитальными вложениями. В перспективном Бюджете учтено строительство новых объектов?
-Депутатов всегда интересовали вопросы капитальных вложений. Но, как мы уже отмечали при обсуждении проекта бюджета в первом чтении, наши инвестиционные возможности на 2012 год минимальные. На будущий год планируется строительство только одного нового объекта–это школа в с.Верх-Уймон. Продолжится строительство школ в с.с.Улаган (со сдачей в 2012 году), Онгудай, Иня, ЦРБ в с.Майма, детских садов в с.с.Кызыл-Озек, Бельтир.

Осознавая всю остроту проблемы с детскими дошкольными учреждениями, рабочая группа рекомендовала Правительству республики 80,0млн.руб. Резервного фонда целевым назначением направить на строительство детских садов, а также для этого привлечь еще и бюджетный кредит.
Из 725млн.руб. средств Республиканского дорожного фонда впервые 54,0млн.руб. направляются на строительство сельских дорог; 403,0млн.руб. пойдут на текущий ремонт и содержание дорог. Оставшиеся средства будут использованы при строительстве мостовых переходов. Но мы рассчитываем на существенную поддержку Федерального дорожного фонда.

-Стало уже традиционным слышать, что бюджет является социально ориентированным, в чем конкретно это выражается?
-Бюджетная политика для Парламента республики всегда была ответом на ключевой вопрос: как обеспечить улучшение жизни каждого жителя, каждой семьи? Поэтому при всей актуальности решения многих вопросов, бюджет республики сохраняет свою социальную направленность. В структуре расходов на 2012 год почти 53% приходится на социальную сферу – образование, здравоохранение и социальную политику.

С 1 октября 2012 года будут индексированы заработная плата бюджетников, субсидии многодетным семьям, ветеранам труда и труженикам тыла, пособия на ребенка на 6% и на 9% повысятся стипендии. Кроме того, учитывается рост индекса цен на продукты питания, медикаменты, мягкий инвентарь на 5,5%, увеличиваются расходы на строительство жилья детям-сиротам. При этом впервые предусматриваются средства и на ремонт их жилья. В расходной части бюджета также закладываются 39,0млн.руб. на летнее оздоровление детей, 21,1млн.руб.–на питание детей в школах, 25,0млн.руб. будут направлены на компенсацию родительской платы в детских садах.

Но при всем этом, нам необходимо осознавать, что все социальные обязательства, взятые бюджетом, останутся не снижаемыми. Нельзя сказать пенсионеру, инвалиду или многодетной матери, что мы ошиблись и вынуждены снизить размер субсидий или пособий. Тем не менее, нам надо искать компромисс, может быть даже корректировать кое-какие обязательства, а их у нас уже около тридцати, и стремиться к максимальной адресности социальных выплат. Для этого мы считаем важным направлением в деятельности Парламента республики постоянный мониторинг законодательства и правоприменительной практики. Мы будем расширять эту деятельность–особенно по социально значимым законам.

-В последнее время стало актуально говорить о децентрализации полномочий и передаче их в муниципалитеты, отражены ли эти вопросы в главном документе?
-Да, вопросы достижения устойчивых темпов экономического роста, проведения модернизации экономики, оказания адресной социальной поддержки граждан не могут быть решены без участия муниципальных образований. Известно, что в настоящее время подготовлены и направлены для Президента страны предложения по децентрализации полномочий, в том числе в налоговой системе и сфере межбюджетных отношений, между федеральным, региональным и муниципальным уровнями власти.

Но, главное, не в том, как дальше перераспределять полномочия, а в том, что уже на переданные полномочия не хватает средств. Вот это и есть главная, ключевая проблема.
Решение по переводу полиции на финансирование из федеральной казны существенно разгружает республиканский бюджет. А передача вопросов оказания медицинской помощи населению в ведение государственной власти республики снимает финансовую нагрузку на местные бюджеты.

В бюджете республики на 2012 год объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований составляет 800,0млн.руб. или в 7,6 раза превышает объем субсидий. Из 105млн.руб. субсидий распределены пока 38%, оставшиеся ассигнования будут распределены по итогам конкурсных отборов.

При этом хочу подчеркнуть необходимость повышения значимости выравнивания бюджетной обеспеченности по сравнению с субсидированием и одновременно усилить ответственность за выполнение показателей оценки эффективности работы органов местного самоуправления. Для дополнительного стимулирования деятельности муниципалитетов по наращиванию местного налогового потенциала требуется активнее использовать механизм финансового поощрения при достижении наилучших результатов в сфере развития предпринимательства, привлечения инвестиций и, как следствие, обеспечивающих увеличение доходов в бюджеты всех уровней.

-Татьяна Анатольевна, федеральное правительство приняло решение по увеличению заработной платы учителям до среднего в экономике... Но как это все осуществить без особой нагрузки для нашего регионального бюджета?
-Для дотационных регионов, каковым является и наш субъект федерации, это очень серьезная нагрузка на бюджет. Наверное, было бы правильным, если бы федеральный бюджет взял на себя эти расходы. В противном случае в нашей республике всегда будет стоять вопрос, как развивать экономику? И без поддержки Федерального бюджета, нам очень сложно будет справиться с задачей по обеспечению детскими дошкольными учреждениями наших граждан. Наша республика такой поддержки заслуживает как никто, обеспечивая один из самых стабильных и динамичных показателей в стране по рождаемости.

(пресс-служба Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай)