c_380_250_16777215_00_images_stories_2016_parlslush_07.04.16_sasha.jpgС докладом об особенностях полномочий органов местного самоуправления сельских поселений в области земельных отношений перед участниками парламентских слушаний выступила председатель Чемальского районного Совета депутатов Александра Механошина.

Как заметила представитель муниципалитета, с 1 января 2015 года вступили в силу изменения в 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в т.ч. были изменены ст.ст.14, 15, 16 в сторону уменьшения полномочий сельских и городских поселений и передачи их на уровень района.

Вполне логичной и обоснованной была разработка Министерством финансов РА рекомендаций по формированию расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и на содержание органов местного самоуправления. В данных рекомендациях предусмотрено уменьшение штатной численности муниципальных служащих и работников, неотносящихся к должностям муниципальной службы. Соответственно, были уменьшены и нормативы на оплату труда муниципальных служащих (декабрь 2014 года).

Все сельские поселения сформировали свои бюджеты, с учетом рекомендуемых нормативов и провели сокращение штатов. Однако, с 1 марта 2015 года все полномочия по распоряжению земельными участками перешли на уровень сельских поселений, в том числе и муниципальный земельный контроль. А с 1 января 2016 года, в соответствии с законом Республики Алтай, также и вопросы градостроительной деятельности переданы на уровень сельских поселений. "С чем же столкнулись сельские поселения в связи с этим?, -задается вопросом председатель районного Совета. -Конечно же, с определенными проблемами. Для качественного исполнения полномочий необходимы достаточно квалифицированные кадры: юристы и архитекторы". Но, по словам Александры Леонидовны, доведенные нормативы не позволяют увеличить штатную численность в сельских поселениях. Также низкий уровень оплаты труда затрудняет привлечение квалифицированных кадров. Все эти факторы влияют на качество оказываемых услуг.

Содержание органов местного самоуправления должно осуществляться из собственных доходов. Но на федеральном уровне в ноябре 2014 года произошло перераспределение нормативов зачисления от налоговых и неналоговых доходов в бюджеты разных уровней–внесены изменения в Бюджетный кодекс РФ. При этом, по отдельным налоговым доходным источникам нормативы сельских поселений уменьшились, а доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и доходы от передачи в аренду таких участков зачисляются в бюджеты муниципальных районов 100%.

Как следствие этого, в сельских поселениях произошло уменьшение собственных доходов. При этом, дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности остались, примерно, на том же уровне. Это привело к уменьшению доходной части бюджетов всех поселений. "Выходит, что сегодня сельские поселения, исполняя полномочия по распоряжению неразграниченными земельными участками, находящимися в государственной собственности, не получают от этого никаких доходов в свои бюджеты", -сделала вывод выступающая.

Конечно, потенциал по увеличению собственных доходов сельских поселений и района не исчерпан. Но решить все проблемы самостоятельно муниципальные образования не смогут. В т.ч., очень много вопросов возникает к кадастровой оценке земель населенных пунктов. Как заметила Александра Механошина, два населенных пункта Чемальского района, два села, являющиеся административными центрами сельских поселений с, примерно, одинаковой численностью населения, равноудаленные от столицы нашей республики–Анос и Узнезя. Разница только в том, что находятся они по разным берегам р.Катунь. При этом, с.Узнезя имеет большую транспортную доступность, т.к. находится на правом берегу реки, но удельный показатель кадастровой стоимости, при этом, в с.Узнезя-42 рубля 34 копейки, а в с.Анос-78 рублей 08 копеек. С.Аскат находится в нескольких километрах от с.Анос, абсолютно в тех же параметрах доступности, а удельный показатель кадастровой стоимости–31 рубль 49 копеек и т.д.

Завершая свое выступление, А.Механошина отметила, что решение о передаче полномочий по распоряжению земельными участками и градостроительной деятельности на уровень сельских поселений, правильное, но, в сегодняшних условиях, оно-трудновыполнимое, требующее дополнительного финансирования.

(пресс-служба Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай)