c_350_150_16777215_00_images_stories_2011_news_zdanie_gs.jpgВ связи с особой актуальностью данного вопроса, парламентарии заслушали на сессии информацию Министра регионального развития Республики Алтай Николая Кондратьева и начальника казенного учреждения Республики Алтай «Республиканское управление автомобильных дорог общего пользования Республики Алтай «Горно-Алтайавтодор» Николая Нечаева о состоянии автомобильных дорог общего пользования регионального и муниципального значения, об эффективности использования средств республиканского дорожного фонда.

В обсуждении вопроса приняли участие депутаты: Айдар Тазрашев (по дороге "Акташ-Улаган"), Аржан Иташев, Светлана Попова (по дороге "Чоя–Сейка"), Геннадий Сумин (о недостаточном финансировании содержания дорог и приватизации ДРСУ), Аскар Тулебаев, Валерий Букачаков (как контролируется качество использования средств, выделенных на ремонт дорог), задавшие вопросы о недостатках в содержании местных дорог, деятельности предприятий дорожной отрасли. На них ответил Министр регионального развития РА Николай Кондратьев. С пояснениями выступил Николай Нечаев.

По рассматриваемому вопросу выступил Геннадий Сумин. Депутат считает недопустимым, что только 4% от норматива финансируются работы по содержанию дорог. Это может не улучшить, а даже ухудшить состояние дорог. Нужно активнее ставить вопросы о выделении средств.

Олег Андронов считает, что необходимо предусматривать кредитование дорожной отрасли в бюджете. Василий Смирнов обратил внимание на дорогу в Уймонской долине (Усть-Кокса–Горбуново), по которой ежегодно движется поток туристов к г.Белухе. Михаил Терехов согласен с коллегами, что по дорогам надо принимать меры. "Все ли Правительство РА предприняло, чтобы войти федеральные дорожные программы", -задался вопросом вице-спикер. Кроме того, депутат считает необходимым изыскивать на эти цели собственные доходы.

По итогам обмена мнениями было принято постановление, в котором высший законодательный орган Республики Алтай, в целях обеспечения развития сети дорог общего пользования Республики Алтай, в условиях дефицита финансовых ресурсов, эффективного использования средств Дорожного фонда Республики Алтай и муниципальных дорожных фондов, привлечения дополнительных источников финансирования на дорожные работы и усиления функций государственного управления дорожным хозяйством, принял ряд рекомендаций.

Членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Т.Гигель и В.Полетаеву депутаты предложили принять активное участие, при распределении бюджетных средств федерального дорожного фонда между субъектами Российской Федерации для развития сети автомобильных дорог в Республике Алтай.

Большую работу предстоит провести Комитету Государственного Собрания-Эл Курултай по финансовой, налоговой и экономической политике. Членам Комитета поручено рассмотреть возможность увеличения финансирования Дорожного фонда Республики Алтай на проведение строительства и ремонта автомобильных дорог регионального и муниципального значения, при формировании республиканского бюджета Республики Алтай на 2017 год. Кроме того, предложено проанализировать совместно с Министерством финансов Республики Алтай и налоговыми органами поступления доходов от уплаты акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, подлежащих зачислению в консолидированный бюджет Республики Алтай.

Парламентарии рекомендовали Правительству Республики Алтай также осуществить ряд мероприятий. В т.ч., обратиться в Министерство транспорта Российской Федерации по вопросу поэтапного выделения финансовых средств из федерального бюджета на строительство мостовых переходов регионального значения согласно республиканской целевой программе «Строительство и реконструкция искусственных сооружений на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения Республики Алтай на 2012-2016 годы».

Необходимо проработать вопрос о предоставлении преимущественного права содержания и ремонта дорог регионального и муниципального значения организациям, расположенным на территории соответствующего муниципального образования, в случае необходимости, выйти с обращением на федеральный уровень или подготовить соответствующую законодательную инициативу с последующим внесением ее на рассмотрение Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай.

Правительству Республики Алтай рекомендовано:

-обеспечить целевое и эффективное использование средств Дорожного фонда Республики Алтай;

-производить оценку эффективности расходной части Дорожного фонда Республики Алтай, в т.ч., в процессе реализации программы по ремонту и содержанию автомобильных дорог и мостов, а также при формировании адресной инвестиционной программы Республики Алтай и Перечня объектов капитального строительства и объектов недвижимого имущества общественной инфраструктуры муниципального значения (муниципальной собственности), определенных в целях софинансирования за счет субсидий из республиканского бюджета Республики Алтай;

-создать межведомственную комиссию для рассмотрения результатов проверок контрольных и надзорных органов и решения вопросов по устранению выявленных недостатков и нарушений в сфере дорожной отрасли Республики Алтай;

-проводить постоянный мониторинг исполнения обязательств по государственным контрактам, выполняемым подрядчиками, поставщиками, исполнителями услуг и работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования регионального значения;

-отдавать преимущество при проведении конкурсного отбора организациям, имеющим необходимую технику и квалифицированных специалистов дорожной отрасли, согласно требованиям Федерального закона от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

-предусмотреть возможность приобретения дорожно-эксплуатационной техники и другого имущества, необходимого подрядным организациям для строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования регионального значения, приобретения автомобиля для обеспечения контроля за соблюдением допустимых весовых и габаритных параметров транспортных средств;

-предусмотреть снижение тарифов для подрядных организаций на электроэнергию в весенне-летне-осенний период, в связи с работой энергоемкого оборудования, в т.ч. асфальтобетонных заводов, дробилок и т.п., необходимого для ремонта и содержания автомобильных дорог;

-обеспечить упрощение процедуры выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения в целях удешевления и упрощения процесса осуществления работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог;

-изучить возможность подготовки кадров со средним профессиональным и высшим образованием в сфере дорожной деятельности;

-рассмотреть вопрос о предоставлении местным бюджетам субсидий на дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения в размере не менее 5% общего объема бюджетных ассигнований Дорожного фонда Республики Алтай;

-изучить вопрос об установлении норматива отчисления от транспортного налога в местные бюджеты;

-подготовить корректировку проектно-сметной документации на строительство мостового перехода через р.Катунь у с.Платово на автомобильной дороге (подъезд к с.Платово);

-предусмотреть меры, направленные на обеспечение транспортной безопасности объектов автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Республики Алтай.

Ряд рекомендаций адресовано в постановлении Муниципальным образованиям города и районов в Республике Алтай:

-обеспечить целевое и эффективное использование средств муниципальных дорожных фондов;

-осуществлять постоянный и должный контроль за эксплуатацией мостов и автомобильных дорог общего пользования на территориях муниципальных образований, а проведение разных видов ремонтно-строительных работ, влияющих на разрушение мостов и автомобильных дорог общего пользования регионального значения, согласовывать с Министерством регионального развития Республики Алтай;

-осуществлять передачу объектов дорожной инфраструктуры из муниципальной собственности в собственность Республики Алтай в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;

-обеспечить кадастровый учет автомобильных дорог общего пользования местного значения.

* * *

По состоянию на 1 января 2016 года протяженность автомобильных дорог регионального значения составляет 2 976,67км, протяженность дорог местного значения– 2 370 км., федерального значения–539,181км.

В настоящее время, дорожное хозяйство Республики Алтай характеризуется неудовлетворительным транспортно-эксплуатационным состоянием и высокой степенью износа сети автомобильных дорог общего пользования, особенно регионального и муниципального значения. Также актуальной является проблема транспортно-эксплуатационного состояния мостовых переходов.

В соответствии с  действующим законодательством, Дорожный фонд Республики Алтай формируется за счет акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, транспортного налога и штрафов за нарушение правил дорожного движения. Исходя из этого, Правительством Республики Алтай ведется работа по пополнению объема средств дорожного фонда за счет поступления штрафов за нарушение правил дорожного движения посредством комплексов фото- и видеофиксации. Так, за 2015 год в Дорожный фонд поступило 30 609,1тыс.руб. за счет фото- и видеофиксации.

В 2014 году сумма средств Дорожного фонда Республики Алтай составила 3 204 896,61тыс.руб., в т.ч. средства из федерального бюджета-2 181 172,00тыс.руб.(1 262 537,00тыс.руб. средства на ликвидацию последствий паводка), средства из республиканского бюджета Республики Алтай–1 023 724,611тыс.руб. (на строительство дорог республиканского значения–518 741,20тыс.руб., на строительство в муниципальных образованиях–23 287,00тыс.руб. и ремонт 430 614,947тыс.руб.).

В 2015 году объем средств Дорожного фонда Республики Алтай  составил 2 471 476,10тыс.руб., в т.ч. средства из федерального бюджета 1 592 382,31тыс.руб.(1 472 898,61тыс.руб. средства на ликвидацию чрезвычайных ситуаций и 82 214,20тыс.руб. средства по программе удвоение), средства из республиканского бюджета Республики Алтай 879 093,79тыс.руб. (338 610,432тыс.руб. на содержание автомобильных дорог и искусственных сооружений, 438 895,885тыс.руб. на ремонт автомобильных дорог и искусственных сооружений.

В 2016 году объем средств Дорожного фонда Республики Алтай  составляет 818 302,39тыс.руб.

Таким образом, сумма средств поступивших из Дорожного фонда Республики Алтай на ремонт и содержание дорог регионального значения в 2015 году уменьшились на 144 630,85тыс.руб. по сравнению с 2014 годом, в 2016 году данные средства также уменьшились на 60 791,39тыс.руб.

На 1 января 2016 года уровень недоремонта автомобильных дорог составил 87,63% (доля дорог общего пользования регионального значения, неотвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального значения), увеличение составило более 4% к 2015 году, в 2014 году уровень недоремонта–83,08%, в 2013 году–80,7%. Прослеживается увеличение доли недоремонта дорог.

Проблемы дорожной отрасли связаны в первую очередь с недостаточным финансированием дорог на региональном и муниципальном уровне.

Расходование средств дорожного фонда по ремонту и строительству автомобильных дорог считается эффективным, в случае выполнения плановых средств и показателей. На практике, зачастую, происходит отклонение от плановых показателей, что приводит к менее эффективному использованию средств.

(пресс-служба Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай)