c_200_280_16777215_00_images_stories_2016_belekov_bel10let.jpgСегодня, 27 апреля в нашей стране отмечается День российского парламентаризма, учрежденный Президентом 27 июня 2012 года.

Это-один из самых молодых праздников России. Стоит отметить, что именно 27 апреля 1906 года начала свою работу первая Государственная Дума Российской империи, которая не только продолжила многовековые отечественные традиции народного представительства, но и приобрела статус и качество законодательного органа в системе государственной власти России.

В преддверии 110-летнего юбилея российского парламентаризма Председатель Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай Иван Белеков рассказал о пройденном непростом пути алтайского парламентаризма, истоках его становления и современном развитии.

-Иван Итулович, алтайский парламентаризм, в нынешнем виде, существует с 1993 года. В историческом плане срок-небольшой. Что, на ваш взгляд, поменялось в деятельности высшего законодательного органа региона за этот период?
-Да, действительно, выборы 27 депутатов в Государственное Собрание первого созыва состоялись 12 декабря 1993 года. Принято считать, что именно с этого дня завершилось реформирование представительных органов власти региона, и начат новый путь развития парламентаризма в республике.

Исторический опыт наглядно продемонстрировал, что без государственного органа, в котором представлены выборные представители от всех социальных групп населения, невозможно подлинное развитие гражданского общества. Именно поэтому парламент, как главная законодательная и политическая площадка, признан одной из важнейших ценностей современного общества. В моем представлении Парламентаризм необходимо рассматривать, как систему построения властных отношений, предусматривающую наличие парламента, как представительного органа, наделенного законодательными и контрольными полномочиями, и основанную на принципе разделения государственной власти на исполнительную, законодательную и судебную, каждая из которых является независимой и самостоятельной в осуществлении своих конституционных полномочий.

Каждый новый состав республиканского Парламента–это, своего рода, новая веха развития правотворчества, и с каждым таким этапом растет профессионализм депутатов, расширяется правовое поле Республики Алтай.

* В прошлом году в г.Санкт-Петербурге на встрече с членами Совета законодателей об этом говорил Владимир Путин: «за последние годы заметно вырос политический вес законодательных собраний субъектов Российской Федерации. Сегодня в их ведении не только региональное законодательство. Они играют важную роль в формировании органов исполнительной власти территорий, активно участвуют в назначении представителей в контрольные органы, региональных Уполномоченных по правам человека, в формировании других государственных и общественных институтов.

Наконец, от их решений зависит выбор модели местного самоуправления, порядок избрания высшего должностного лица субъекта Федерации. В этой большой, комплексной работе, как раз, и отражается развитие российского федерализма
».

Председатель верхней палаты Парламента России-Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко отмечает, что для государства, страны общества важно, прежде всего, присутствие в парламенте людей, обладающих основательными профессиональными знаниями, богатым политическим опытом, навыками государственного управления. Это те качества, которые позволяют парламентариям держать в поле зрения интересы всех слоев общества, отражать их в своей законодательной деятельности.

         У истоков парламентаризма

-Известно, что ростки алтайского парламентаризма были заложены на политической арене еще в начале XX века. У истоков стоял ряд известных политических и общественных деятелей, у которых были свои представления по образованию нашей государственности.
-Как мы помним из истории, период 1917-июнь 1918 года был одним из важнейших в истории Горного Алтая. В борьбе со старым режимом наиболее привлекательными для народных масс национальных окраин оказались лозунги большевиков о равноправии национальностей, признании за каждой нацией права на самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.

Так, съезд представителей инородческих волостей Алтая открылся 1 июля 1917 года в г.Бийске. Он явился прообразом современного евразийского сотрудничества. Присутствовали на нем делегации от хакасов, урянхайцев, бурят, евреев, киргизов, этнических немцев, татар-мусульман, украинцев, якутов. И, конечно же, делегация от алтайцев, которая на съезде вошла в национальную фракцию в следующем составе: Г.И.Гуркин, председатель Алтайской Горной Думы; Г.М.Токмашев, представитель Алтайской Горной Думы; В.Т.Тибер-Петров, член экономического совета Сибирского областного съезда; С.С.Борисов, делегат Алтайской Губернской Земской управы.

Горная Дума поставила вопрос об образовании из горной части Бийского и Горного уездов особого Горно-Алтайского уезда еще до Октябрьских событий. Тогда, от Временного правительства России было получено принципиальное согласие на образование такого уезда и для официального утверждения данного решения в г.Петроград были делегированы председатель Думы Г.И.Чорос-Гуркин и секретарь Т.К.Семенов. Революционные события в г.Петрограде помешали осуществлению этой идеи.

В 1918 году активисты Горного Алтая вернулись к этому вопросу. Для образования алтайской государственности ее идеологами был использован этноним «ойрот». На совещании, предшествовавшем знаменитому съезду алтайских инородцев в с.Улала, ойротскую идеологию красноречиво сформулировали Василий Иванович Анучин и Сары-Сэп-Конзычаков. Они пытались воскресить идею «Ойротского государства» в советских условиях, предлагая создать Ойротскую (Тюркскую) Советскую республику, объединив Алтайский, Бийский, Кузнецкий, Минусинский и Ачинский уезды, а также  Урянхайский край.

Одновременно с планом создания Ойротской (Тюркской) Советской Республики прорабатывался и план выделения Горного Алтая в автономную область. Осенью 1921 года в г.Москву прибыл представитель Алтайского ревкома Сары-Сеп-Конзычаков с проектом «О выделении Алтая в автономную область». Он был обсужден в Народном комиссариате по делам национальностей, который возглавлял, в то время, И.В.Сталин, и получил одобрение.

Таким образом, 1 июня 1922 года был принят Декрет ВЦИК РСФСР «Об образовании автономной области ойротского народа». В нем был определен и порядок формирования новых органов власти, в соответствии с которым «съезд Советов Ойротской области избирает исполнительный комитет (облисполком) с правами губернского исполнительного комитета…». Административным центром стало с.Улала. В Декрете также перечислялись 19 волостей бывшего Горно-Алтайского уезда и четыре волости Бийского уезда, вошедшие в состав области. В перечне не оказалось волостей предгорной части Горного Алтая, входивших в Горно-Алтайский уезд. Это Солтонская, Старо-Бардинская (ныне Красногорский район), Алтайская, Грязнухинская (ныне Советский район) и некоторые другие волости, на территории которых проживали алтайцы.

-В истории автономной области  ойротского (алтайского) народа было время, когда она не входила в Алтайский край и имела, так называемые, «губернские права»?
-Образованная 1922 году Ойротская автономная область ойротского народа только в 1925 году была включена в состав Сибирского края, а затем с 1930 по 1937 годы она находилась в составе Западно-Сибирского края, а в 1937-м  году она стала частью вновь образованного Алтайского края и была ею до июля 1991 года. Казалось бы, область в правовом положении должна была сохранить губернские права, предоставленные Декретом 1922 года. Но принятые Конституции СССР (1936г.) и РСФСР (1937г.) не закрепили соответствующее положение, и регион по своим правомочиям стал ниже области и чуть выше района края. Органы управления утратили всякую самостоятельность в решении местных вопросов. По остаточному принципу осуществлялось ее финансирование.

Эти и другие факторы способствовали отставанию области по всем показателям от многих ведущих районов края и соседних территорий Западной Сибири. Благодатное время и возможности для ускоренного развития экономики, социальной сферы, науки, образования, медицины и культуры не были полностью использованы и безвозвратно потеряны.

Но отмечу, что несмотря на все трудности, появление Ойротской автономии имело для наших предков важное историческое значение: давало определенную степень экономической свободы, возможность создания социальной инфраструктуры, формирования слоя партийных и управленческих кадров, интеллигенции из среды коренного населения. Т.е. являлось одним из первых шагов в процессе интеграции алтайцев в систему советского социалистического общества.

Проявление народного представительства

-Несмотря на то, что около полувека наш регион был в составе другого субъекта, недооценивать роль народных представителей в законодательном собрании Алтайского края, Верховного Совета РСФСР и СССР было бы , наверное, по крайне мере неправильно...
-Совет депутатов Горно-Алтайской автономной области сыграл исключительную роль в развитии Горного Алтая с 1923 по 1991 годы. В трудное время коллективизации, военного лихолетья, послевоенный восстановительный период депутаты всегда были самой активной частью общества. Наш регион был представлен в высших органах государственной власти СССР и РСФСР. У всех в памяти имена депутатов Верховного Совета СССР Анны Макаровны Кандараковой, Шабычи Сарановича Ялатова, Софьи Николаевны Шабураковой, Чета Кыдрашевича Кыдрашева, Михаила Васильевича Карамаева и других.

С конца 1980-х годов в русле курса на перестройку и гласность, началась демократизация советской политической системы. В этом процессе важная роль отводилась повышению роли представительных и законодательных органов в политической системе страны. В ходе реформы установилась двухуровневая представительная система, состоящая из Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. При этом, вместо Верховного Совета высшим органом государственной власти стал Съезд народных депутатов СССР.

От Горного Алтая в него были избраны Дмитрий Ефимович Плетенецкий и Валентина Кузуковна Ерелина, а в Верховный Совет РСФСР-Валерий Иванович Чаптынов, Владимир Иванович Петров и Юрий Альфредович Лебедев. В этой связи, также хочется отметить депутатов Алтайского краевого Совета, представлявшие с 1940 года по 1994 год. Всего 98 человек, среди них известные личности, общественные и политические деятели: Чет Кыдрашев, Чемок Кандараков, Анна Алтарыкова, Иван Тухтубаев, Дмитрий Плетенецкий, Яманай Байрымова, Джолдыбай Самарханов, Валерий Чаптынов, Александр Прищепа, Августа Беликова и др.

Беззаветное служение своему региону

-В конце прошлого века волна демократизации докатилась и до нас. Начинается новая веха развития парламентаризма Республики Алтай...
-13 марта 1989 года состоялось расширенное заседание облисполкома, которое впервые обсудило бесправное положение автономной области и приняло решение инициировать вопрос о повышении ее правого положения.

17 августа 1990 года вторая сессия Горно-Алтайского областного совета народных депутатов 21-го созыва провозгласила о необходимости заключения Федеративного Договора и повышении правового статуса Горно-Алтайской автономной области путем преобразования ее в Автономную Советскую Социалистическую Республику в составе РСФСР. На третьей сессии областного Совета народных депутатов 24 октября 1990 года была принята Декларация о государственном суверенитете Горно-Алтайской автономной области, в которой было провозглашено, что Горно-Алтайская автономная область преобразуется в автономную республику в составе РСФСР. Декларация явилась важнейшим основополагающим политическим и нормативно правовым актом, ставшем гарантом развития Республики Алтай в составе России, легла в основу будущего изменения административно территориального устройства РСФСР.

Выборы народных депутатов Верховного Совета Республики Горный Алтай первого созыва состоялись 22 декабря 1991 года. С этой даты открывается новая веха в истории парламентаризма нашей республики, когда начался качественно новый этап становления демократических институтов власти на алтайской земле. Депутатам Верховного Совета Республики Горный Алтай и депутатам Республики Алтай первого созыва пришлось осваивать сложную науку законотворчества. Избранный и сформированный, в соответствии с Конституцией РСФСР, Верховный Совет, а затем и Государственное Собрание-Эл Курултай Республики Алтай внесли свой вклад в процесс государственного строительства, развития федеративных отношений, в обеспечение гарантий, защиты прав и свобод граждан.

Высокий конституционно-правовой статус Республики Алтай, как и других республик в составе Российской Федерации, нашел закрепление в Основном Законе–Конституции Российской Федерации 1993 года. В начале своей деятельности у депутатов республики не было опыта полноценной законотворческой работы. Им пришлось столкнуться со многими трудностями. Но у них были примеры беззаветного служения своему Алтаю, как это, в свое время, делал в Государственной Думе Российской империи Даниил Тобоков.

-В апреле 2013 года состоялось открытие мемориальной доски на фасаде здании республиканской стоматологической поликлиники в память о первом депутате от Алтая в Государственной Думе Российской империи Данииле Михайловиче Тобокове. Проявляя такую инициативу, какую цель Вы ставили перед собой?
-Именно депутатский корпус был инициатором открытия памятной доски на доме, который до революции принадлежал семье Тобоковых. Говоря о первом депутате второй Государственной думы от Томской губернии Российской империи, одном из организаторов Горной Думы, необходимо отметить, что мы хотели показать, как этот, вне сомнения, одаренный человек смог пройти уездный и губернские выборы для того, чтобы народ Алтая был представлен в начале XX века в высшем законодательном органе России. Он, фактически, стал непосредственным участником становления парламентаризма в истории нашего государства.

Михаила Васильевича Тобокова и его сына Даниила Михайловича, Аргымая Кульджина, которому исполняется 150 лет, мы можем смело отнести и к числу первых алтайских меценатов. Именно по их настоянию и помощи многие дети-алтайцы попадали в тот момент в катехизаторское Бийское училище, Томский университет. К таким ученикам относится Н.А.Каланаков, успешно закончивший Томский университет, впоследствии автор первой алтайской азбуки. Что касается Аргымая Кульджина, то он был потомственным зайсаном, конезаводчиком, предпринимателем, меценатом, общественным деятелем (1865г.-прибл. к концу 30-ых г.г. ХХ в.). До революции строил и содержал, за свой счет, алтайские школы, выделял деньги на покупку учебников, карт, пособий. В других случаях, передавал эти школы миссионерам с условием, чтобы в них преобладало светское начало, построил молитвенный дом и церковь.

Получить достойную оценку

-Иван Итулович, основная функция Парламента-принятие бюджета. Правительство бюджет отчитывается о его исполнении перед Парламентом?
-Главное для всех парламентариев-принятие законов, улучшающий деловой климат, укрепляющих правовые гарантии защиты собственности. Что касается отчета об исполнении бюджета, то также, как и Отчета Главы республики перед депутатами о результатах своей деятельности, отчета Уполномоченного по правам человека в РА, контрольно-счетной палаты, об исполнении республиканского бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования РА, заслушивания информации о деятельности МВД по РА, прокуратуры РА, Верховного и Арбитражного судов РА, то все они работают на информированность населения о действиях власти, ее открытость, и, в какой-то мере, дисциплинирует исполнительную власть, понимающую, что раз в году обязательно ей придется отчитаться о своей деятельности и получить оценку. Лично я вижу в них только положительное начало. Хочется верить, что внедрение результативных технологий управления будет способствовать росту парламентского контроля в бюджетной сфере.

-Законотворчество, законодательный процесс, сами по себе, сложная работа, как, на сегодняшний день, строится деятельность парламентариев?
-Сегодня весь центр законотворческой работы перенесен в комитеты. На их заседаниях всесторонне, во всех аспектах происходит обсуждение внесенного законопроекта. Кроме того, законопроект проходит тщательную юридическую экспертизу и, в результате, довольно динамично принимается или отклоняется на заседании сессии. Любой закон-баланс интересов различных социальных групп, политических сил, слоев общества. Это также отражение объективных реалий, с которыми законодатели не могут не считаться. Формула "всем и сразу" в законодательстве неприменима. Поэтому главное, для нас,-определение приоритетов. Только тогда принимаемый закон оказывается сбалансированным, работающим и долгосрочным. Для успеха требуется правовая стабильность, устойчивость "правил игры".

Что касается наших парламентариев, то у многих из них большой практический и жизненный опыт. Депутаты Парламента прошлых созывов становились и депутатами Федерального Собрания России и Главой республики. Достаточно назвать фамилии С.И.Зубакина, С.Т.Пекпеева, М.З.Гнездилова, В.В.Ромашкина, представлявших нашу республику в Государственной Думе РФ. В.И.Чаптынов, В.И.Петров, Д.И.Табаев, Ю.В.Антарадонов представляли нашу республику в Совете Федерации Федерального Собрания РФ. На сегодняшний день, Татьяна Гигель является сенатором от республиканского Парламента.

Большинство членов Правительства нашей республики также прошли через статус депутата. Мы также осуществляем постоянную связь с районными Советами депутатов. У нас действует Совет представительных органов муниципальных образований городского округа и районов, где на проходящих заседаниях происходит обмен опытом.

Постоянное сотрудничество у нас налажено с Государственной Думой и Советом Федерации. Вот и сейчас, в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и Совете Федерации находится нескольких законодательных поправок в проекты федеральных законов, в т.ч. и по трудовому обучению, по продолжению упорядочения использования земель сельхозназначения, в целях ведения отгонного животноводства на территории Республики Алтай и т.д.

Дальнейшее развитие парламентаризма в Республике Алтай должно способствовать укреплению демократии, увеличению результативности государственного механизма в обеспечении прав человека и предполагает решение ряда основных задач. Решение этих задач возможно лишь в условиях конституционной стабильности и демократии. Парламентаризм-это индикатор демократии, поэтому его развитие и совершенствование обусловлено целями, вынесенными во главу угла Конституции Российской Федерации.

В завершение своего выступления, хочу коллег поздравить с Днем российского парламентаризма! 

(пресс-служба Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай)