c_200_280_16777215_00_images_stories_2016_krstol_19.05.16_hvast.jpgС современными процессами в религиозной жизни Республики Алтай участников круглого стола "Республика Алтай-регион религиозной толерантности" ознакомила доцент кафедры теории, государства и права и социологии экономико-юридического факультета Горно-Алтайского государственного университета Юлия Хвастунова.

По мнению эксперта, религиозная жизнь республики, отражая большинство тенденций религиозной жизни РФ в целом, за исключением некоторых нюансов, свойственных сугубо русским регионам или кавказским, имеет свои особенности.

В регионе присутствует исламский фактор, в более светском варианте, т.к. основные приверженцы этой религии—казахи. Есть здесь и чисто региональный фактор-становление и развитие религиозных организаций и групп в алтайской среде. К специфическому региональному восприятию представитель науки отнесла: мировое притяжение к сакральному Алтаю (Усть—Кокса, Алтай, как центр евразийства), Алтай, как древняя родина саков (Д.Тэрасава), Алтай, как Шамбала у рериховцев и теософов, Алтай, как место силы у Нового века, Алтай, как место рождения цивилизации в тенгрианстве, Алтай, как Беловодье у старообрядцев и т.д.

По словам докладчика, на сегодняшний день, в Республике Алтай официально насчитывается 54 местных религиозных организаций, однако, неофициально их, примерно, в два раза больше, с учетом гастролирующих групп, а также филиалов на дому различных общин, например, неоязычников, гуру и конечно группы New Age, которые, в основном, раскручиваются в сети.

Ряд религиозных организаций тесно связаны, либо существуют, в виде благотворительных или экологических некоммерческих организаций. Западная традиция еще с 1960—1970г.г. стала законодательно реализовывать религиозные проекты через НКО (гранты, программы, фонды, миссии, акции и т.п.). Например, различные программы у мунитов, саентологов (изначально, прозелитизм ориентирован на средний класс, бизнесменов, менеджеров и т.п.), мормонов, пятидесятников, квакеров и др.

Ряд НКО (как производные от религиозных организаций) тесно вплетены в бизнес (у крупных НРД есть концерны, фабрики, акции, СМИ, заводы, сайты—магазины и т.п.), при этом, они пользуются льготами: отменой налога для религиозных организаций. Многие члены НРД (новых религиозных движений) получают пособия по безработицы от государства и, одновременно, работают полный рабочий день на организацию. Государственные структуры тесно взаимодействуют с рядом региональных организаций, они вознаграждают нужных людей через премии, призы, стипендии и гранты.

Как считает Ю.Хвастунова, мнение населения о религиозных организациях двоякое: официально-шаблонное и личностное (на уровне личного общения). Нет четкой идентификации в отношении традиционных религиозных организаций-ислам и буддизм. Существует путаница в особенностях и разновидностях алтайской веры.

Эксперт убеждена, что есть необходимость усилить взаимодействие различных заинтересованных сторон, в т.ч. профессионально занимающихся изучением религиозных организаций и групп, а также администрации региональной и районной. Следует также провести мониторинг религиозной ситуации в РА. Ознакомить население и региональные отделения с новейшими изменениями в законодательстве. Также требует анализа религиозный туризм. Немало предстоит поработать над профилактикой экстремизма и терроризма.

(пресс-служба Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай)