c_380_250_16777215_00_images_stories_2016_meroprijtia_mnpk100616_sherst.jpgНа Международной научно-практической конференции "Алтай-Россия: через века в будущее", которая состоялась в 10 июня в Государственном Собрании-Эл Курултай Республики Алтай, с докладом "Вхождение Горного Алтая в состав России: Евразийский исторический контекст" выступила доктор исторических наук, профессор Томского государственного университета Людмила Шерстова.

По её словам, переломным этапом истории Центральной Азии в середине XVIII в. стало падение Джунгарского ханства, в состав которого входила территория Горного Алтая.

По мнению Л.Шерстовой, в народной памяти алтай-кижи сохранились сведения о том, что «во времена Ойрот-хана» все обитавшие в Алтайских горах роды-сеоки имели свои территории. Джунгары ввели свое административное деление–дючины. Их было пять, каждую из них возглавлял зайсан–старшина, подчинявшийся самому хану и его ближайшим родственникам. В подчинении зайсанов находились темичи–помощники-исполнители, распоряжавшиеся, в свою очередь, деятельностью шуленги–сборщиков подати-алмана.

Как отметила исследовательница, к середине XVIII века самым влиятельным зайсаном Алтая стал Омбо. Формально являясь вассалом контайши, но, будучи незаурядной личностью и умным политиком, Омбо приобрел такую свободу действий, что присвоил себе право непосредственных дипломатических контактов с иностранным государством–Россией. В этом отразилась та сила и значимость, которую приобретали «канские, каракольские» зайсаны в Джунгарском ханстве в последнее десятилетие его существования. Непрочность ханской власти создавала условия для реализации собственных планов Омбо.

Между тем, по словам профессора, ситуация в Центральной Азии с начала XVIII серьезно изменялась. Правительство активной маньчжурской династии Цин решило навсегда расправиться с непокорной и беспокойной Джунгарией. Этому способствовало внутреннее нестабильное положение ханства.

После смерти Галдан-Церена в 1751 году разгорается борьба за престол. В борьбе за власть в 1751-1754г.г. зайсаны Алтая выступили на стороне Даваци (по-алтайски Дабачи). Знаменательно, что в награду за помощь Амурсана, его ближайший нового хана, потребовал у него отдать ему «кан-каракольские, таутелеутские, телецкие земли», т.е. Горный Алтай. Даваци отказал, а прибывшие в ставку «почтенные люди» Алтая, поддержали его, и алтайские владения были пожалованы одному из ханских родственников. Опасаясь недавнего союзника, способного военачальника Амурсану, Даваци попытался заручиться поддержкой русских.

Таким образом, как заметила Л.Шерстова, Горный Алтай был втянут в последнюю джунгаро-китайскую войну. Ханство оказалось беззащитным перед мощным натиском врага. Первый этап войны закончился весной 1755 года пленением Дабачи и включением Джунгарии в «Карту Цинской империи». Однако осенью 1755 года Амурсана выступил против своих недавних союзников-китайцев, т.к. не оправдались его надежды на китайскую помощь в притязаниях на трон. Китайцы разделили территорию Джунгарии на несколько обособленных княжеств. Начался второй этап китайско-джунгарской войны. Как заметила, Л.Шерстова, Амурсана попытался объединить разрозненные выступления ойратов, но их основные силы были уже уничтожены.

С начала 1756 года алтайские зайсаны стали демонстрировать открытое неповиновение Пекину. Население Горного Алтая сражалось за выживание. Многие зайсаны оказывали серьезное сопротивление китайской армии. По данным цинских чиновников, в походе 1755–1758г.г. было уничтожено свыше миллиона ойратов. "Несмотря на то, что цифра эта может оказаться преувеличенной, -заметила профессор, -но не подлежит сомнении, что уничтожение населения Джунгарии представляло собой настоящий геноцид".

Второй этап китайско-джунгарской войны, заканчивался полным подавлением повстанческого движения ойратов и их подданных–тюркоязычного населения Горного Алтая. Часть ойратских улусов и, особенно, примыкавшие к Колывано-Кузнецкой линии «канские и каракольские» зайсаны, обитавшие в горах Алтая, оставили свои кочевья, спасаясь в соседних землях. Вот тут-то пригодилась Колывано-Кузнецкая линия. Так Россия оказалась косвенно втянутой в очередное и последнее джунгаро-китайское противостояние, которое существенно изменило геополитическую ситуацию в Центральной Азии в середине XVIII в.

В январе 1756 года 13 зайсанов Алтая обратились к начальнику линии полковнику Дегарриге за разрешением придвинуться к крепостям. Не дожидаясь Указа императрицы, в феврале 1756 года 12 зайсанов Горного Алтая сами «отдались под руку Елизаветы Петровны». Условиями перехода «зюнгорцев» в российское подданство были их крещение и переселение в глубину России, в калмыцкие степи, где жили, как считали власти, их соплеменники. Почти все новоподданые, находившееся к лету 1757 года на Кузнецкой, Колыванской и Иртышской линиях, были направлены на Волгу в составе, так называемого, «Великого Коша», выступившего из г.Бийска 28 июля 1757 года в количестве около 4 тыс. человек По данным Коллегии иностранных дел, количество бывших подданных Джунгарии, сменивших подданство на российское, составило 14 617 душ «мужеска и женска пола… с малолетними». По словам исследовательницы, далеко не все хотели уходить на Волгу к калмыкам, и «выбежав к крепостям», крестившись, и сделавшись российскими подданными, многие вернулись в Алтайские горы, став этнической основой будущих алтай-кижи.

Как считает Л.Шерстова вопрос о подданстве был крайне важен еще потому, что по месту обитания подданных, хотя бы формально, определялась государственная граница, ещё не существовавшая на местности. Именно поэтому российская сторона «не заметила» возвращения в Горный Алтай значительного числа «зенгорских калмыков». Российско-китайский рубеж там еще не был определен, но обитание на спорных землях подданных России давало ей повод и возможность, со временем, там закрепиться.

С усилением России уже в XIX веке проблема чуйских двоеданцев-теленгитов и Горного Алтая, в целом, была решена в 1864 году. После подписания Чугучакского договора они стали российскими подданными, Горный Алтай–частью российского государства, тогда же была определена российско-китайская граница от Алтая до Тянь-Шаня. Выступающая заметила, вхождение в состав России сделало возможным возвращение населения Горного Алтая в русло спокойного этнического развития, обеспечив, впоследствии, завершение процесса этнической консолидации, прерванного и усугубленного последней китайско-джунгарской войной.

По мнению Л.Шерстовой, нахождение в составе России, с одной стороны, приводило к уменьшению этнической территории, но это усиливало консолидационные процессы, стирая прежние культурные различия между «теленгутами» и «уранхаями». С другой стороны, минимальное вмешательство со стороны русской власти способствовало сохранению джунгарского политического и культурного наследия и усиливало консолидационные процессы, результатом чего и стало появление к началу ХХ в. нового этноса, который не был ни теленгутами, ни урянхайцами, и который принял новый этноним–алтай-кижи.

Следующим этапом развития алтай-кижи, по мнению Л.Шерстовой, стала трансформация этноконфессиональной идеологии в политическую, что и проявилось в 1917-1918г.г. в попытках создания своей национальной государственности. Эта идея укладывалась в рамки национального строительства и советской России. В 1922 году появилась Ойротская автономная область–итог развития населения Горного Алтая с середины XVIII в., но уже в рамках российской государственности. В названии автономии зримо проявилась историческая связь с Джунгарским (Ойратским) ханством, с его культурным и политическим наследием, которые сохранялись в народной памяти, с мечтой о «своем государстве». Но идея собственной автономии могла быть реализована только в благоприятных социально-политических условиях, которые, несмотря на различные обстоятельства, в целом, существовали в рамках России.

Таким образом, вхождение Горного Алтая в состав Российской империи было закономерным итогом изменения геополитической ситуации в Центральной Азии в середине XVIII века. "Тот выбор, который был сделан алтайскими зайсанами 260 лет назад, позволил не только сохранить народу свою культурную самобытность, но дал ему дальнейшую историческую перспективу в рамках многонационального Российского государства", -подытожила свое выступление Л.Шерстова.

(пресс-служба Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай)