В поисках рынка сбыта

Жители высокогорного Улаганского района обеспокоены ситуацией, сложившейся на рынке мясной продукции. Мало того, что закупочная цена на КРС и конину упала. Они не могут найти рынок сбыта произведенному мясу, особенно конине.

Была надежда, что из создавшейся неблагоприятной ситуации поможет выйти Соузгинский мясокомбинат. Но, с его помощью, в районе проведен очень ограниченный закуп. Основная часть скота, предназначенная для забоя, по-прежнему, остается невостребованной и теряет вес.

О создавшейся непростой ситуации с реализацией мяса в республике наш сегодняшний разговор с Председателем Государственного Собрания-Эл Курултай Владимиром Тюлентиным.

"Мало того, что зима пришла рано, но она оказалась непривычно снежной и морозной, по сравнению с предыдущими годами. Образовавшееся обледенение на почве не позволяет скоту добывать корм самостоятельно-тебеневать. И многие животноводы оказались не готовы к такому развитию событий, -заметил Владимир Николаевич, -поскольку дальнейшее содержание скота в таких условиях для хозяйств становится обременительным".

В результате создавшихся условий, рынок оказался перенасыщен мясом. И, как следствие, закупочные цены упали. За говядину дают от 70 до 90 рублей за килограмм живого веса, в зависимости от упитанности. Естественно, что фермеров, работающих на грани рентабельности, не устраивает ситуация, когда все сливки с их труда хотят снять посредники. Купить за бесценок и продать мясо втридорога—это, к сожалению, стало нормой в нынешних отношениях перекупщиков с нашими сельчанами.

—Надо полагать, что не только экстремальные условия, в которых началась зимовка, повлияли на обвал рынка?
—В последние годы, был сформирован достаточно выгодный рынок по продаже нашей конины в Казахстане. Но, в данный момент, из-за стремительного обесценивания казахстанской валюты, импортная продукция там подорожала почти вдвое. И вести закуп нашего мяса переработчикам и перекупщикам стало, попросту, невыгодно.

К тому же стоит учитывать, что, в период осеннего забоя скота, мясокомбинаты запаслись мясом на много месяцев вперед, до отказа забив холодильники. Пока, работают на нём и в новых поставках не нуждаются.

Рассчитывать на повышение спроса в соседней республике на нашу конину, в ближайшей перспективе, производителям я бы не советовал, поскольку, в последние годы, это направление аграрного сектора у наших соседей активно развивалось, обогнав по темпам роста производство говядины. Казахстан, пока, не страдает от снегопадов в холодное время года, а значит, овцы и лошади могут даже в холодный сезон добывать корм из-под снега самостоятельно. Это и стало стимулом быстрого развития отгонного животноводства. Сегодня в Казахстане уже поговаривают о риске перепроизводства конины. И, как следствие, снижения и без того низких цен.

Владимир Николаевич, на Ваш взгляд, представительный орган власти может влиять на поиски путей решения нынешних проблем?
—Многое сейчас зависит от нашей оперативности. Узнав о сложной ситуации в Улаганском районе с вывозом скота, я лично связался с директором Соузгинского мясокомбината. Ответ руководителя озадачил: выяснилось, что мясокомбинат пошел навстречу улаганцам, отправил четыре «камаза» за скотом. Готов был послать еще транспорт, но он с прицепами и не может пройти через перевалы. Надеялись, что удастся решить проблему с помощью улаганских автоперевозчиков, которые до п.Акташа довезут груз. Но договориться не удалось. В результате, страдают сельчане.

В целом же, нынешняя критическая ситуация со сдачей мяса показала, что взятый в нашем регионе курс на наращивание поголовья не решит поставленную задачу—сделать животноводческую отрасль рентабельной. Есть необходимость подумать о расширении посевов кормовых культур, закупе дополнительной техники для их культивирования. Эти действия помогут нарастить кормовую базу, что, в ухудшающихся климатических условиях высокогорья, становится актуальным. Мы видим, как с каждым годом, все сложнее становится скоту добывать корм самостоятельно в зимнее время.

—Известно, что один из предыдущих министров сельского хозяйства РА искал рынки сбыта мясной продукции в нефте- и газодобывающих регионах, даже на курортах Кубани. Но, в последние годы, все чаще стали говорить о рынке сбыта внутри республики, имея в виду растущий поток туристов…
—Да, здесь могут быть найдены грамотные решения. Я думаю, что свою предприимчивость должны показать руководители районов и поселений, в первую очередь, по созданию сельских заготовительных центров с выходом на рынки сбыта. Да и перерабатывающих предприятий у нас, все еще, недостаточно, хотя спрос на колбасы, копчености и мясные деликатесы, со стороны наших гостей, каждый год растет.

—Владимир Николаевич, на Ваш взгляд, нужна ли поддержка производителям сельхозпродукции, желающим серьезно заняться реализацией выращенной продукции, со стороны парламентариев?
—Думаю, да. Судя по мясной продукции, появившейся в крупных торговых точках города, в той же сети «Марии Ра», на рынке «Ткацкий», торговые предприятия заинтересованы в прямой работе с фермерами. Но среди сегодняшних поставщиков почти нет наших сельчан. А жаль… Этот факт свидетельствует о том, что мы упускаем серьезное направление деятельности в сфере сбыта продукции. Мне кажется, этому вопросу нужно посвятить отдельные парламентские слушания.

Если же говорить о поиске новых рынков сбыта, то я поддерживаю предложение Главы республики Александра Бердникова, адресованное республиканскому Минсельхозу, муниципальной власти-активнее работать с соседним Китаем, а также с Башкортостаном или Татарстаном, где потребляют и конину, и баранину. Если вопрос упирается в соответствие произведенного в Республике Алтай мяса стандартам качества и безопасности, то в этом направлении у нас уже немало сделано по тому же забою и охлаждению. Открытые во всех районах забойные пункты отвечают параметрам и требованиям по безопасности.

—А как Вы считаете, что нужно сделать для того, чтобы наша продукция продавалась за пределами республики, как экологически чистая, по мировым ценам?
—Часто приходится слышать, что нам не хватает пакета документов, регулирующих работу агропромышленного комплекса. В этом направлении депутатский корпус совместно с Правительством республики готов поработать. В т.ч. по принятию республиканского законопроекта о производстве экологически чистого продовольствия с определением перечня требований к ведению органического земледелия и животноводства и порядка выдачи субсидий для поддержки обозначенного направления среди сельхозпроизводителей.

Законопроект, закрепляющий такое важное понятие, как «экологически чистое производство», позволит, на мой взгляд, начать работу по экспортоориентированию хозяйств, которые занимаются выпуском экологически чистого мяса. Примером, в этом отношении, для нас должен послужить Алтайский край. Их зерновая отрасль ориентирована не только на страну, в целом, но и на экспорт. То же самое должно быть во всех сферах животноводческой деятельности АПК республики.

Пришло время сказать: давайте выпускать продукцию, соответствующую бренду «Алтай—экологически чистая территория». Если смотреть на рынок объективно, то нам, сейчас, необходимо действовать очень активно.


(пресс-служба Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай)