c_380_250_16777215_00_images_stories_2016_zastavki_vybor_2016.jpgПартии решили удовлетворить запрос общества на обновление нижней палаты Парламента. Это следует из анализа партийных списков, которые были поданы в Центризбирком.

Политики-профессионалы с четкой профориентацией и кандидаты-одномандатники станут новым лицом Госдумы. При этом, каждая из четырех парламентских партий, участвующая в выборах 2016 года, одинаково представлена как профессионалами-политиками (в т.ч. выходцами из региональных заксобраний), так и общественниками и представителями бюджетного сектора (врачи, учителя).

Политологи склонны видеть в этом «социальный разворот» Госдумы, который избавит ее от бизнес-лоббистов и политиков—любителей пиара.

Главным отличием нового состава Госдумы от нынешнего станет существенное снижение числа представителей бизнеса. А главный тренд седьмого созыва—личная ответственность политиков.

Примечательно, что некоторые парламентские традиции, видимо, всё же, будут сохранены. Судя по партспискам, в Парламенте, скорее всего, снова окажется больше мужчин, чем женщин. Например, из 607 кандидатов от «Единой России» женщин всего 119. В списках других партий также остается мужское большинство. Так, в «Справедливой России» женщин меньше 20% от общего числа (всего свыше 400 человек), а в ЛДПР из свыше 400 кандидатов—около 60 женщин. В КПРФ также наблюдается гендерное доминирование, из свыше 400 кандидатов—женщин более 70.

Большинство кандидатов от «Единой России» в следующий созыв Госдумы государственные и муниципальные управленцы—из 358 человек 343 действующих депутатов. Общественников и представителей некоммерческих организаций—63 кандидата, из них 54 человека идут по федеральному списку, а 9—по одномандатным округам. Бюджетников–68 кандидатов (54 списочника и 14 одномандатников). Коммерческий сектор от партии власти на выборах будут представлять 118 человек (86 списочников и 32 одномандатника).

У ЛДПР также половина списка кандидатов—действующие парламентарии всех уровней. Работники здравоохранения и образования—10%. Из сферы производства—20%. Юристов-40%, экономистов—20%.

У «эсеров», в основном, депутаты-предприниматели, представители социальных профессий.

Самый возрастной список кандидатов традиционно у коммунистов. Весомую его часть составляют действующие парламентарии, а остальные кандидаты распределились между представителями бюджетной сферы, производственниками и предпринимателями.

"В седьмой состав нижней палаты российского Парламента баллотируются в 2–3 раза меньше коммерсантов, чем в прошлые созывы", -отмечает политолог, профессор НИУ ВШЭ Олег Матвейчев. По его мнению, Госдума пополнится за счет людей, которые посвятили свою жизнь политике.

"Большинство из этих людей были заняты в общественных организациях, ОНФ или уже работали депутатами. Таких людей в следующем созыве будет много. Количество бизнесменов в Думе будет резко сокращено. Уже сейчас видно, что они даже мало где заявились по округам", —пояснил эксперт.

"Это связано с тем, что представители коммерции уже не имеют большого желания заниматься политикой, находясь в представительных органах власти, -считает Матвейчев, -т.к. действующие законодатели выработали и приняли ряд законов, ограничивающих участие политиков в экономической сфере". Кроме того, политолог уверен, что властный ресурс, в современных реалиях, уже не сможет помочь бизнесу в решении его вопросов, как это было, возможно, раньше.

"1990-е годы давно закончились, когда наличие властного ресурса давало депутатам и чиновникам какие-то дополнительные возможности для развития своего бизнеса", —отмечает эксперт.

"В думской кампании 2016 года есть негласная установка на то, чтобы предприниматели не рассматривали позиции в Парламенте, в качестве "покупных", -считает президент Института национальной стратегии Михаил Ремезов. Однако, по его словам, этот факт, вовсе, не исключает прохождения в Госдуму ряда представителей бизнеса.

"В некоторых случаях они являются достаточно эффективными коммуникаторами и могут быть профессиональны, как политики", —говорит эксперт.

"На предстоящих федеральных и региональных выборах выделяется тренд на повышение требований к политическим качествам кадров, которые рекрутируются партиями, в особенности, в крупнейшей", -уверен Ремезов.

"Партия власти хочет опираться на людей, которые готовы принести собственный ресурс поддержки, а не растрачивать ее социальный капитал в обмен на свой финансовой капитал, —поясняет он. —Политическая культура подразумевает, что люди понимают, что полезными, на своем месте, могут быть политики, которые профессиональны в своих областях, по крайней мере, которые специализируются на конкретных темах. Поэтому политики, которые приходят в публичную политику, достигнув профессиональных вершин и завоевав репутацию, как правило, воспринимаются лучше".

Директор «Международного института новейших государств» Алексей Мартынов отмечает, что кадровые политики представлены, в основном, в партийных списках. В свою очередь, в одномандатных округах будут выдвигаться лидеры общественного мнения (ЛОМы). Именно среди них можно обнаружить представителей бюджетной сферы и сотрудников некоммерческих организаций.

"Новый созыв Госдумы можно будет охарактеризовать тремя определениями. Первое—Дума будет представительной, второе—в Парламент войдут представители широкого политического спектра, третье—в Думе будет усилено представительство территорий через одномандатников, которые напрямую будут обязаны своему избирателю", —уточнил эксперт.

Член экспертного совета ИСЭПИ Алексей Зудин согласен с тем, что профессиональные политики будут доминировать в партсписках парламентской четверки. Однако, он уверен, что выборы 2016 года пройдут в русле двух основных трендов.

"В первую очередь, стоит напомнить о том, что выборы проходят по смешанной системе. В новом созыве Госдумы появятся одномандатники, а это-уже институциональный фактор. В то же время, судя по данным ВЦИОМа, общество желает видеть в Госдуме депутатов, умеющих наладить коммуникативный контакт с избирателем", —уверен эксперт.

Вторым трендом предвыборной гонки 2016 года, по его мнению, будет соперничество за электорат между «новыми общественниками», которые представлены сотрудниками НКО, и «старыми общественниками», т.е. выходцами из «бюджетного сектора». При этом, Зудин уверен, что такой тип кандидата, как «лидер общественного мнения», одинаково полно представлен как в одной, так и в другой группе.

Относительно партийных списков, политолог склонен полагать, что профессиональные «государственные служащие», представленные узкоспециализированными кадрами, вроде экономистов или юристов, обязательно пройдут в седьмой созыв ГД.

Среди парламентских партий наиболее сбалансированной, с точки зрения наличия ЛОМов и профессиональных политиков, выглядит «Единая Россия». Зудин считает, что правящая партия, с помощью предварительного голосования, смогла определить электоральные предпочтения избирателя, что позволило ей сбалансировать профессиональных депутатов лидерами общественного мнения.​​​​​​​

«Известия»