c_200_280_16777215_00_images_stories_2014_vip_naryshkin.jpgВ статье, написанной специально для "Российской газеты", спикер Госдумы Сергей Нарышкин дает несколько советов будущим законодателям. По сути-урок современного парламентаризма. Так и просилось озаглавить "Манифестом спикера", однако, сам автор назвал статью иначе.

Причиной, подвигнувшей к написанию этой статьи, стали мои размышления в зале заседаний Госдумы. За четыре с половиной года там возникали сотни, если не тысячи, разных ситуаций, и было трудно отвлечься от мысли, что итоги любого из наших заседаний могут повлиять на судьбу миллионов людей. Так почему не поделиться своими размышлениями с теми, кто сейчас так стремится в тот же зал?...

Как спикер Госдумы, не могу не напомнить о принципиальных вещах, связанных с самим характером и особенностями депутатской работы. Таких пунктов у меня набралось десять, но мои коллеги, наверняка, добавят к ним свои. Во всяком случае, я этого жду. Но, все по порядку.

1.Парламент и политические программы

На сегодняшний день, все партии, желающие быть представленными в будущей Госдуме, обнародовали свои программные документы. Их содержание уже повлияло на характер предвыборной кампании и, думаю, скажется на повестке будущей Думы. Заявленные партиями и отдельными кандидатами социально-экономические и политические приоритеты, их идеи и конкретные предложения пройдут проверку на исполнимость именно в Парламенте-в ходе дискуссий между фракциями и с помощью законотворческих процедур. А дальше пройдут испытание практикой. Ведь политика-это-не декларации, а действие. Не велеречивые обещания, а "искусство возможного".

Чтобы достичь результата, нужна точная оценка ситуации и ясное понимание того, как его достичь. Надо "знать, что" и "знать, как". Уметь донести до избирателей не только стратегические приоритеты, но и пути их реализации в конкретных регионах, округах, а после избрания-на новом рабочем месте. Месте в Госдуме.

Работать придется и в профильных комитетах, и в форматах парламентской дипломатии. И, конечно, в зале пленарных заседаний. У всех, кто изберется в Парламент, главным рабочим местом станет именно он. Лишь здесь все 450 депутатов собираются вместе и проводят решающие дискуссии по законопроектам. Именно здесь они либо отклоняются, либо принимаются, приобретая высшую юридическую силу.

Сразу скажу: во время чтения законопроектов необходимо знание права и конкретных отраслей экономики, потребностей социальной сферы, состояния бюджета и еще многого другого, что лишь в совокупности принесет дебатам по законопроекту успех, а внесшим его депутатам-добавит очков. Лишь так можно достичь объективного результата при голосовании и обеспечить действенность будущих законов. Кстати, именно так депутаты исполняют свои обещания, данные непосредственно избирателям или закрепленные в партийных программах.

Но и столь сложная правотворческая деятельность является лишь частью ежедневной депутатской нагрузки. Обязанностей у избранников народа много.

2.Парламент-общенациональный орган

Государственная Дума-это орган коллегиальный, где решения принимаются большинством голосов. В зависимости от рассматриваемого вопроса-т.н. простым или же квалифицированным (2/3 голосов). А на итоговый результат влияют и партийная дисциплина, и воля каждого, ибо все депутаты Госдумы, по своему юридическому статусу, равны. Почему напоминаю сейчас об этом? Потому, что Парламент-это не простая "сумма" депутатов от разных партий и одномандатных округов. Это-представительная власть страны, т.е. общенациональный орган. И здесь необходимо знать и учитывать мнение как большинства граждан, так и разных социальных групп. И, безусловно, помнить о национальных интересах России.

Насколько важно оправдать высокое звание общенационального Парламента (и что это достижимо), ясно показал нынешний, шестой созыв Государственной Думы. Однако, путь к этому был непрост. И думаю, каждый новый созыв будет проходить его заново и по-своему, чтобы удостоиться в глазах народа такого статуса. Вы скажете: но ведь это уже изначально так-и по Конституции, и по другим законам. Да, но готов поспорить, что, с моральной точки зрения, в общественном мнении, отнюдь, не всякий состав Парламента признается таковым. Это нужно доказать всей своей деятельностью, в т.ч. "проверками на прочность" в тех трудных ситуациях, которые выпадают на долю почти каждого созыва. Будь это резонансные инициативы или сложные международные обстоятельства, Парламент обязан проявить лучшие качества законодательной и представительной власти. Следовать Конституции и быть со своим народом. Тогда это дорогого стоит, а сама ветвь власти становится крепче, сильнее, влиятельней.

3.Парламент-ровесник Конституции

Современному Парламенту России-двадцать три года. Самый первый его состав избирался одновременно с принятием действующей демократической Конституции 12 декабря 1993 года. Да, отечественный парламентаризм и молод, и не идеален, но именно поэтому надо делать все, чтобы в Госдуму стремились самые подготовленные, авторитетные и лучшие. Тогда и звание депутата станет у нас, по-настоящему, высоким и привлекательным.

О наших буднях в 6-м созыве написано много статей и итоговых материалов. В т.ч. критических. Часть критики считаю справедливой, но вижу и недооценку того, что было сделано всеми четырьмя фракциями и для роста международного авторитета России, и для целей внутренней политики. В т.ч. для поворотных изменений внутри самого Парламента. Мы видим, как это влияет на отношение к нему со стороны наших граждан-по некоторым соцопросам рейтинг одобрения деятельности Госдумы за последние пять лет вырос вдвое.

Считаю, что закрепить эту динамику можно лишь одним путем-через дальнейшее развитие конституционных гарантий представительной власти, через повышение ее самостоятельности и, одновременно, ответственности. Поэтому не раз высказывался за принятие законов как о системе нормативно-правовых актов, так и о самом Федеральном Собрании.

Регулировать эти вопросы лишь на уровне парламентских регламентов недостаточно. Только закрепленная в законе процедура (с четко прописанными стадиями, сроками и т.д.) обеспечит юридическую чистоту решений и размеренный ход всего законодательного процесса. Об этом же говорил и Президент России, выступая с думской трибуны 22 июня этого года.

Повторю: это важно не только для Думы, но и для всех участников законотворческой деятельности. Тем более, что в России, кроме 450 депутатов, правом законодательной инициативы сегодня обладают еще 260 органов и должностных лиц. И на каждом из них лежит своя ответственность за качество принимаемых законов.

4.Парламент-"зеркало" общественных интересов

Авторитет и влиятельность Парламента нужны не сами по себе, а для устойчивого развития страны и сохранения стабильности в обществе. Если он избран легитимным, демократическим путем, то, в итоге, представляет собой минимодель самого общества. Пусть не самую подробную и точную, но, все же, отражающую его основные группы. И потому здесь крайне важно гарантировать и законные интересы меньшинства, быть внимательными к тому, о чем говорят и чего требуют не только разные фракции, но и непопавшие в Парламент партии, социальные группы, общество, в целом.

Особенно важно не забывать об этой силе, которая, на конкретный момент времени, имеет в Госдуме большинство. Пережимать, преждевременно закрывать дискуссию (а тем более, додавливать решение с помощью одних лишь голосов), ни в коем случае, нельзя. Это ведет к росту противостояния и препятствует нормальному течению законотворческого процесса.

В спорных ситуациях правильней задействовать не только регламентные процедуры, но и те механизмы, которые используются для поиска решений самим обществом. Ведь потеря равновесия в ходе парламентских дебатов (а это сразу видно по залу, где они идут) нередко сигнализирует о накале и в общественной среде. Если не разбираться, в чем его истинные причины, то напряжение будет расти и, не дай Бог, может вылиться на улицы. Я хорошо помню, как пытались провоцировать на это сразу после выборов в наш, шестой, созыв Госдумы. И как, во многом, из-за позиции самого депутатского корпуса (в конечном счете), улеглись-таки страсти и за стенами Парламента.

Даже если до "точки кипения" еще далеко, нужно не прекращать, а пытаться разрешать споры, используя имеющиеся в парламентском арсенале механизмы. К примеру, назначать более широкие, с участием внешних экспертов и общественных структур, парламентские слушания. Они, как и "круглые столы", предусмотрены регламентными нормами Госдумы и, чаще всего, выводят на разумные решения.

Надо шире использовать и инструменты общественного обсуждения законопроектов. А в отношении, так называемых, резонансных-искать новые (дающие оперативный результат) формы учета общественного мнения. Позицию общества, выраженную посредством СМИ и в опросах общественного мнения (или, к примеру, путем электронного голосования), следовало бы оглашать в зале заседаний постоянно, а не по прихоти докладчика. И реально учитывать, при непосредственном чтении актов.

А теперь перейду к тому, что еще, кроме вышесказанного, нужно знать и уметь депутату, чтобы эффективно работать в Госдуме.

5.Парламент-место для дискуссий

Эта уже расхожая фраза обрела свою популярность и потому, что только голосованием всю палитру способов достижения объективного результата не заменить. Инструмент этот настолько силен, что вводить его в действие надо тогда, когда дискуссии себя исчерпали, и одна из точек зрения уже берет верх. Спикер всегда видит (или чувствует по обстановке в зале) этот момент.

К тому же голосованию по закону (или постановлению Госдумы) предшествует строго регламентированная парламентская дискуссия. Вот тут-то всем депутатам понадобится не только умение слышать друг друга, но и много терпения. Следует с уважением относиться к любому высказанному мнению, даже если оно претит вашим личным или партийным взглядам. Так что, заранее тренируйте себя на выдержку, на готовность порой к многочасовым спорам, а то и ко, всякого рода, процедурным ухищрениям.

"Дорогу осилит идущий", и лучше действовать в логике глубокой профессиональной дискуссии, а не соревноваться в схоластике, и уж, тем более, не переходить на "высокие тона". Не позволяйте себя разозлить, вывести из себя и вовлечь в спор, где оперируют не аргументами, а разводят, подчас, демагогию, прикрывая ее некими "высшими" целями и идеями. Это, в лучшем случае, идеологический диспут. Его результатом становятся не нормы права, а декларации, место которым в других документах. Право-материя строгая, и к ней надо относиться не только профессионально, но и экономно. Не засорять заведомо неработающими инструментами.

Чтобы отделить в таких ситуациях "зерна от плевел", обращайтесь к Конституции-она и есть наша главная общенациональная идея. А по-хорошему, выучите ее назубок. Держитесь и закона, и правил приличия. Да-да, обычных человеческих правил приличия, ибо парламентская культура зиждется не только на традициях, но и на нормах права, в основе которых лежат многовековой опыт цивилизации, общечеловеческая мораль и другие фундаментальные ценности.

Быть избранником народа-это, априори, значит быть порядочным. Так что, внимательно следите и за своей речью, и за поведением. Говорю об этом и потому, что похожие испытания будут сопровождать нас до последнего дня предвыборных дебатов. И боюсь, что далеко не все кандидаты уловили современный тренд на внятное, а не "усиленное" криком изложение своих предвыборных программ.

Повторю: Парламент-это коллегиальный орган, и депутаты в нем-коллеги, а не враги. С врагами дискуссий не ведут, тем более, не устраивают никаких голосований. А партии приходят в Госдуму, чтобы не просто соревноваться в политических программах, а отстаивать самые насущные интересы тех, кто их избрал. Да, члены разных партий имеют разные идеологические взгляды, но ведь и их должна сближать работа на благо всего общества и государства. Поэтому, донося до людей свои аргументы, будьте добры, делайте это так, чтобы и ваши оппоненты, и те, кто ждет решения своих жизненных проблем, захотели бы вас услышать. Именно поэтому я считаю этику поведения одним из тестов на депутатскую профпригодность. А еще лучше, проверить это до выборов, на этапе агитационной кампании.

6.Парламент-место для оппозиции

Несмотря на то, что с победой на выборах обычно поздравляют партию, получившую больше всех голосов, в парламентском зале проигравших нет. Каждый, кто завоевал депутатский мандат-победитель. И осознание одного этого факта требует достойного поведения от всех-как от большинства, так и от оппозиции. Конструктивная работа всех четырех фракций нынешнего созыва может служить здесь примером. Они показали, что парламентские дебаты позволяют, в полной мере, донести свою политическую позицию, оставаясь до конца принципиальным.

Непарламентские же методы "убеждения" (в испытательный полигон для которых уже превратили Верховную Раду Украины с ее блокировками микрофона, оскорблениями, рукоприкладством и т.п.) должны оставаться там, откуда они и взялись-за стенами Парламента. Да, принцип "кто сильнее, тот и прав" в нем тоже действует, но подразумевает не физическую силу, а интеллект. А значит, те, кто прибегает к первой-терпят поражение во втором.

В любом обществе, конечно, есть и равнодушные, и маргиналы, и даже криминальные группы, уже по природе своей неспособные подняться на уровень общенациональной ответственности. Но, при всем этом, целью избирательной системы, считаю, должно быть не расширение запретов на участие в выборах, а, наоборот, удержание в "легитимной зоне", как можно большего числа, политически активных людей. Поэтому введены и прямые выборы губернаторов, и одномандатные округа. Поэтому понижен порог прохождения в Думу и облегчены правила регистрации партий. Созданы реальные условия, чтобы оппозиция у нас не просто была, а была в Государственной Думе.

Кстати, шестой созыв, периодически, упрекают в том, что здесь, мол, не все оргвопросы будущей деятельности решены. Меня не раз спрашивали: "а как, собственно, будет строиться работа одномандатников в следующем созыве?". Повторю: этот вопрос логичнее решать новому депутатскому корпусу. И, не в последнюю очередь, чтобы в обсуждении смогли поучаствовать сами одномандатники. Свое же мнение я высказал-мне понятна модель, применявшаяся, в недалеком прошлом, когда депутаты, избранные не по спискам и нежелающие войти в какую-либо фракцию, получали право сформировать свою депутатскую группу (или группы).

7.Парламент-место для профессионалов

Выборы в Парламент-мероприятие затратное. Несмотря на это, в демократических государствах их предпочитают другим способам получения легитимной власти. Почему? Потому, что дают возможность открыто и с разных сторон взглянуть на те новации в государственной и общественной жизни, что рождаются не только в депутатской среде, но и приходят в палату другим путем.

Парламентаризм является лучшим механизмом систематизации и профессиональной обработки общественных запросов. Он развивается в мире не одну сотню лет. И там, где уже глубоко пророс корнями в государственную жизнь, к мнению представительной власти обращаются даже тогда, когда это по законодательству необязательно. Тому примеры-резолюции обеих палат Парламента Франции, призвавших отменить или смягчить санкции в отношении России, а также подобные обращения, принятые парламентами Кипра и нескольких итальянских регионов. Казалось бы, "демократические" процедуры Евросоюза устроены так, что национальные законодательные органы здесь могут только рекомендовать своим правительствам. Однако, кто осмелится сказать, что эти голоса незначимы, причем, не только для руководства Франции, Кипра, Италии и Евросоюза, в целом, но и для всего мира?

Приведенные примеры вновь показывают, сколь велика роль представительной ветви власти. Без нее, как и без принципа разделения властей, нельзя получить ни стабильное и последовательно развивающееся государство, ни эффективное интеграционное объединение. Наконец, без воли Парламента ни одно решение не может обрести силу закона. Вот почему и нам, в России, надо всеми силами развивать и укреплять представительную власть. Делать ее одной из самых уважаемых в обществе и одной из главных опор в государстве.

Пользуясь случаем, обращаюсь ко всем кандидатам в депутаты, обладающим опытом работы в экспертных, научных организациях (тем более, на юридическом поприще). Стремитесь к тому, чтобы реализовать свой потенциал именно в Парламенте. А если не удастся победить на этих выборах, не теряйте возможности реализовать себя в многочисленных экспертных структурах Думы. И обязательно идите на следующие выборы.

Я был и остаюсь сторонником профессионального парламента. И буду искренне рад, если в новом созыве окажется больше юристов, чем даже в нынешнем, где таковых-каждый четвертый. В Госдуме появилось и много новых консультативных органов, где основную часть составляют именно правоведы. К примеру, Научный совет по правотворчеству, который в спорных вопросах дает свои профессионально глубокие заключения. Хотя и этих полномочий для Научного совета, считаю, мало. Нужно дальше повышать вес таких экспертиз, вплоть до их полноценного включения в юридически значимую стадию законотворчества.

8.Парламент-место для культуры

Этот пункт можно было бы счесть "лирическим отступлением", если бы в сегодняшнем российском обществе не было столь явного запроса на культуру. Культуру-в широком смысле этого слова. Сейчас всем стало ясно, что без решающего подъема в образовании, науке и технологиях нельзя получить передовую, высококонкурентную в мире экономику. А не поддержав тех, кто создает наше современное искусство, нельзя задать, по-настоящему, высокую планку будущим поколениям россиян. И конечно, трудно быть моральным авторитетом для других народов и государств.

Известно, что "дух культуры" исторически пронизывает наше общество. Эта особая в нем атмосфера была создана не кем-то, а нашими с вами великими соотечественниками. Не буду сейчас перечислять их имена, а приведу пример, близкий мне, как спикеру. Уже столетие назад в Государственной Думе России видную роль играли деятели культуры и науки. Так, первым ее спикером был проф.С.А.Муромцев, а лидером фракции кадетов-историк П.Н.Милюков. Некоторые из дореволюционных депутатов оставили нам свидетельства о том периоде не только в прозе, но и в стихах. Самые же первые из них шли в Думу с таким духовным подъемом, которому всем нам стоит еще поучиться. Я, вообще, убежден, что избраннику народа надо иметь пылкое сердце, а не только разум. И думаю, вовсе неслучайно гимн 1906 года, посвященный депутатам первой российской Думы, содержал столь высокопарные слова: "Долг священный, долг высокий/ Шлет вас Родина свершить/ Путь широкий обновленья/ Ей открыть и освятить".

Возвращаясь к сегодняшним временам, скажу, что именно в Парламенте, в последние годы, активнее всего обсуждались вопросы интеллектуальной собственности и охраны авторских прав, в т.ч. от интернет-пиратов. Был принят закон, расширивший сферы и возможности для быстрого пресечения таких нарушений, а накопленная уже судебная практика показала его востребованность и эффективность.

Именно в стенах Госдумы выдающиеся деятели литературы, искусства и кинематографа стали читать публичные лекции. Это правильно не только потому, что о такой традиции надолго забыли. И не только потому, что Парламент является самым открытым для общества органом власти. Просто такой подход создает совсем другую-созидательную и творческую-атмосферу там, где взгляды разных политических сил, порой, диаметрально противоположны, но, лишь в своей совокупности, наполняют содержанием само это слово-"правотворчество".

Быть и называться общенациональным органом, забыв о великой национальной культуре, нельзя. И надеюсь, что следующий созыв уделит поддержке нашей науки и культуры не меньше внимания, чем мы.

9.Федеральный Парламент и региональная политика

Совет Федерации часто называют палатой регионов. Однако, в условиях смешанной системы выборов и Госдума становится палатой не только партий, но и территорий. При обсуждении любого вопроса, можно будет понять позицию как разных политических идеологий, так и жителей конкретного избирательного округа. Следующей Думе нужно ценить эту возможность всестороннего анализа и дальше развивать рабочие контакты с коллегами из Совета Федерации.

Сейчас в Совет законодателей при Федеральном Собрании входят представители обеих палат вместе со спикерами всех законодательных собраний страны. На этой площадке обсуждается множество острых тем, а общим профессиональным продуктом стали ежегодные Отчеты о состоянии российского законодательства. Заложена добротная и перспективная традиция. Ее, считаю, нужно продолжить и в седьмом созыве.

Крайне важен еще один факт. Именно после выборов 18 сентября 2016 года кресла в зале пленарных заседаний Госдумы, причем, впервые и на абсолютно законном основании, займут депутаты от Крыма. Горжусь тем, что депутаты именно действующего созыва создали для этого исторического события все необходимые условия, не только поддержав крымчан и севастопольцев во время мартовского референдума, но и разработав и приняв за беспрецедентно короткий срок свыше 120 федеральных законов, обеспечивших интеграцию Крыма в правовое пространство страны.

10.Парламент и мир

За последние пару лет мы увидели, какую роль способна играть парламентская дипломатия в сложные времена. Не так давно, к международным контактам многие в Думе относились скорее рутинно. Сейчас все изменилось.

В вопросах внешней политики консолидированы все фракции, а на международных парламентских площадках идут настоящие юридические сражения и битвы аргументов. И, пока они есть, пока парламентарии разных стран в критические моменты пытаются найти точки соприкосновения, у человечества есть шанс избежать настоящей большой войны. Так и хочется сказать: во имя мира-парламентарии всех стран объединяйтесь!

Международная политика останется в числе приоритетов и следующей Думы. Как ее руководству, так и многим депутатам придется выступать от имени всей страны, отстаивать ее интересы в постоянных внешних дискуссиях. И к этому готовиться нужно уже сейчас.

Рекомендую заранее и подробнее ознакомиться с опытом шестого созыва, в т.ч. с теми прорывами на "запретную" территорию стран ЕС (куда въезжать, вроде, нельзя, но мы не раз въезжали), дабы разъяснить нашу позицию без посредников. Изучить хронику жесткого противостояния в ПАСЕ. Поднять думские юридические бюллетени о кризисе украинского законодательства и тексты наших выступлений на самых разных международных площадках. И понять главное-что за всей этой работой стоит четкое понимание национальных интересов и желание напрямую донести до зарубежных партнеров (не только до "высшего общества", но и до миллионов граждан) простую мысль-Россия никогда не сдается. А ее позиция-не продается.

* * *

Надеюсь, что начатый мною (пусть и в столь схематичном виде) разговор о роли и статусе российского парламентаризма будет моими коллегами-депутатами продолжен. Предвыборный период-правильный момент для диалогов на такие темы. Ведь говоря о путях улучшения жизни людей и укрепления нашего Отечества, нельзя обойти молчанием, где и как эти решения будут приниматься.

Президент России определяет основные направления внутренней и внешней политики страны, принимает стратегические решения. Большая часть задач лежит на плечах исполнительной власти. Но самые значимые идеи и самые ответственные шаги, вновь, будут оформлены в виде законодательных инициатив и внесены в Госдуму, чтобы обрести там силу закона. И это, еще раз, свидетельствует об особой миссии Парламента в решении общегосударственных вопросов.

Я обращаюсь ко всем, кому скоро избираться: помните об этом и включайте темы развития парламентаризма в ваши предвыборные дискуссии. Это-наша общая с вами задача. И она важна не только для депутатов, но и для развития всей страны, всего нашего общества.

За прошедшие пять лет российский парламентаризм не просто окреп, а поднялся на принципиально новую ступень. В нем многое, за это спрессованное время, произошло впервые и, уверен, будет иметь продолжение. Седьмому созыву Госдумы предстоит поддержать эти новые векторы в развитии представительной власти России. Рассчитываю, что ему удастся заложить и свои важные традиции.

Российская газета - Федеральный выпуск №7044 (176)