c_200_280_16777215_00_images_stories_2016_deputaty_man16.jpgВ преддверии Года экологии в республиканском Парламенте прошел круглый стол, на котором его участники рассмотрели вопросы нормативно-правового регулирования рекреационного природопользования.

Высветили стоящие задачи по сохранению природных комплексов в условиях роста антропогенных нагрузок.

Насколько эффективно сегодня в нашей республике идет сохранение природных комплексов? На этот и другие вопросы мы попросили ответить председателя Комитета ГС-ЭК по аграрной политике, экологии, природопользованию Василия Манышева.

-Василий Карманчинович, Вы согласны с мнением, что одной из наиболее перспективных «точек» роста Республики Алтай является эффективное использование ее туристско-рекреационного потенциала?
-Как показало время, проблемы управления регионами, определение путей их развития, в настоящее время, требуют глубокого теоретического обоснования и выработки перспективных моделей, обладающих хорошими предпосылками для образования «точек» роста. Что касается нашей республики, то в ее развитии роль туризма очень высока. А значит, мы вправе рассматривать это направление экономики, как перспективное.

Естественно, при ряде условий, главный из которых заключается в том, что туристские потоки, а соответственно, и весь туристический бизнес, связанный с их обслуживанием, не должны быть спонтанными и бесконтрольными. Поскольку, в этом случае, есть опасность, что они приведут к неравномерным нагрузкам на территорию республики.

И эти предположения небеспочвенны. Экологи бьют тревогу: антропогенное воздействие на ряд уголков уникальной природы благодатного Алтая подходит к черте «имеет разрушительный характер». А значит, всем нам необходимо задуматься, как этот процесс остановить. Особенно в сегодняшних условиях, когда поток туристов растет из года в год и уже превысил планку полтора миллиона в год. Пристального внимания требуют и ООПТ регионального значения-природные парки  и памятники природы, в т.ч. объекты Всемирного природного наследия.

Это интересно: По данным Министерства экономического развития и туризма Республики Алтай в 2016 году отдых туристов обеспечивали 87 туристических фирм, 279 коллективных мест размещения, 434 сельских дома. Всего же туристический поток в регион в 2015 году составил 1 830 тысяч, в 2016 году на 1октября-1 700 тысяч туристов.

-На Ваш взгляд, сегодняшняя законодательная база способствует регулированию природопользования или у депутатов республики есть необходимость серьезно поработать в этом направлении?
-Пользуясь случаем, хочу выразить парламентариям первых созывов Государственного Собрания-Эл Курултай искренние слова благодарности, что они такое серьезное внимание уделяли вопросам нормативно-правового регулирования природопользования, в т.ч. рекреационного. В этом направлении ими принято немало очень важных законодательных актов. К их числу, если быть более конкретным, я бы отнес закон ранее действующий Закон РА «Об охране озера Телецкое» и Закон РА «Об особо охраняемых природных территориях  и объектах Республики Алтай».

Последний законодательный документ был принят депутатами РА первого созыва в 1994 году. Кстати, раньше федерального, и послужил хорошим законодательным опытом для других субъектов Российской Федерации.

Случись иначе, неизвестно, как бы себя чувствовали сегодня все наши природные объекты. Ведь наш закон об особо охраняемых территориях и, принятый позже, федеральный закон позволили создать в республике сеть ООПТ, которая включает в себя все категории ООПТ федерального и регионального уровня, кроме этого, часть из них имеет статус международных. А это-уже серьезная защита.

-А это правда, что Республика Алтай является сегодня мировым лидером по системе развития ООПТ?
-Получается, что так. Российская Федерация является мировым лидером в области развития системы ООПТ всех категорий и уровней, а Республика Алтай возглавляет этот список в стране. Это-общеизвестный факт. И если бы мы расширили территорию Сайлюгемского парка, согласно поступившему предложению администрации данного природоохранного учреждения, то сегодня в Кош-Агачском районе число муниципальных земель оказалось бы катастрофически мало. Если вспомнить предысторию этого вопроса, то создание национального парка согласовывалось с Министерством природных ресурсов РФ, с органами власти РА, сельскими поселениями и населением Кош-Агачского района в течение 8 лет-с 2001 по 2008 годы. После согласования всех вопросов, в т.ч. по изменению категории «заповедник» на «национальный парк», границ создаваемой территории и других, только в 2010 году Распоряжением Правительства РФ был создан национальный парк «Сайлюгемский» на площади 118тыс.га.

Несмотря на серьезные размеры уже имеющегося парка, его администрация замахнулась на расширение его границ на 590тыс.га. А это уже реальная угроза для развития сельского хозяйства, на котором специализируются жители этого отдаленного района. Именно поэтому население района, органы власти сельских поселений выступили резко против такого предложения.

-Насколько нам известно, создание сети ООПТ активно поддерживалось населением потому, что в этом оно видело инструмент сохранения и защиты наиболее ценных природных территорий и объектов от захвата и купли-продажи. Сегодняшняя ситуация говорит об обратном?
-К сожалению, сегодня ситуация меняется в худшую сторону: вносятся изменения в федеральное законодательство, которые предусматривают вовлечение в хозяйственный оборот части территорий заповедников и национальных парков с целью получения, в первую очередь, экономических выгод и, к сожалению, в большинстве случаев, не в пользу государства.

И здесь снова я вынужден напомнить про Сайлюгемский парк, администрация которого с маниакальной настойчивостью будоражит вопрос о расширении своих границ. При подготовке обосновывающих документов по созданию национального парка, эксперты сделали заключение, что существующая территория обеспечивает выполнение задач по охране животного мира, научной и эколого-просветительской работе, оказанию содействия местному населению. Видимо, ими движет перспектива получения определенных финансовых выгод. Другого объяснения я, пока, не нахожу.

Именно поэтому тема прошедшего в стенах Парламента на этой неделе круглого стола была отнесена к вопросам нормативно-правового регулирования рекреационного природопользования в условиях роста антропогенных нагрузок, в первую очередь, на ООПТ, поскольку они, в соответствии с законами, наиболее подготовлены к такому регулированию: имеют органы управления, соответствующую нормативную базу.

Участники круглого стола пришли к выводу, что наряду с экологическими проблемами требуют пристального внимания и принятия соответствующих мер вопросы экономического характера. Если мы живём в рыночных условиях, то рыночные отношения должны быть и при пользовании природными ресурсами.

-Бытует мнение, что доходы от туристической деятельности в нашем регионе крайне малы. Вы согласны с таким утверждением?
-Безусловно, получаемые в регионе от туристской деятельности ощутимые доходы могут быть значительно больше. К примеру, из общего дохода бюджета РА, планируемого на 2017 год, в 3 159 267тыс.руб. налоговые доходы составят более 92%, а не налоговые—205,8млн.руб. или 6,4%. В т.ч. при пользовании природными ресурсами 31,7млн.руб. Из них 800тыс.руб.-за пользование недрами, 6млн.руб.-плата за негативное воздействие на окружающую среду, и 24,6млн.руб.-плата при пользовании лесами.

При этом, не планируется взимание платы за побочное лесопользование, при пользовании животным миром в коммерческих целях и другие виды природопользования. Не приняли участие в формировании бюджета многие владельцы лошадей, квадроциклов, автомобилей, вертолётов, зелёных домов, объектов по приёму и размещению туристов, которые повсюду предлагают свои услуги. Кроме этого, многие туроператоры оказались зарегистрированы за пределами республики, соответственно, все налоги и другие платежи в бюджет республики не поступают. Насколько мне известно, был случай, когда группа туристов пребывала на урочище Укок по путёвкам, приобретённым в Московском городском бюро по туризму и экскурсиям.

На мой взгляд, у нас есть все возможности для увеличения доходной части бюджета. Для примера возьмем водопад Корбу, который ежегодно посещает в среднем 50тыс. человек. В соответствии с Положением о заповеднике, они приобретают входные билеты за 100 руб. Это-5млн.руб. в казну заповедника. Этих 50тыс. человек доставляют на лодках и катерах, цена за провоз одного человека не менее 1 000 руб. Это-ещё 50млн.руб. перевозчикам. Все ли они являются налогоплательщиками? Этот вопрос вопросов. Тем более, если учесть, что таких объектов на территории республики сотни: горы, реки и озёра, пещеры, памятники археологии и культуры и др. Или туробъекты по берегам рек и озёр. Мало того, что они нарушают Водный кодекс, так ещё не подпускают жителей республики к водным объектам. В этом случае, наверное, с них должна взиматься и соответствующая плата.

-У Вас есть какие-то предложения по вопросу регулирования туристической деятельности в нашем регионе?
-Один из путей–это развитие познавательного экологического туризма, создание развитой туристской инфраструктуры и комплекса туристских маршрутов, включающих все ООПТ Республики Алтай. Это гибкое всестороннее регулирование туристской деятельности. В т.ч., разработка нормативов, регулирующих туристско-рекреационную деятельность на особо охраняемых природных территориях регионального значения. Таким образом, мы можем перенаправлять потоки туристов в разные районы, в разные места Алтая, а значит, способствовать их социально-экономическому развитию.

Другое направление–изучение допустимых уровней, пределов антропогенных нагрузок на наши ООПТ и объекты Всемирного природного наследия. На основе этих данных можно будет принимать меры по ограничению нагрузки, если она становится губительной для природных комплексов.

-Какие вопросы в решении экологических проблем, на Ваш взгляд, не терпят отлагательства?
-Очень надеюсь, что Правительство Республики Алтай примет соответствующие меры и ускорит принятие нормативных правовых актов, регулирующих: допустимые нормативы рекреационных нагрузок на природные комплексы Республики Алтай, в частности, на объекты Всемирного природного наследия; туристско-рекреационную деятельность на особо охраняемых природных территориях регионального значения.

Что касается планов законопроектной деятельности Парламента РА, то Комитет по аграрной политике, экологии, природопользованию в преддверии Года экологии изучает вопросы внесения изменений в Закон Республики Алтай «Об особо охраняемых природных территориях в Республике Алтай». Мы также намерены разработать ряд законопроектов в сфере экологии.

 

(пресс-служба Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай)