c_250_220_16777215_00_images_stories_2017_25years_istablimentRA_ban1.jpgПоводом для встречи с Виктором Ивановичем Чулковым, имя которого в республике, прежде всего, связывают с развитием горной промышленностью региона, стало предстоящее торжественное совещание, посвященное 25-летию проведения первой сессии Верховного Совета Горно-Алтайской Советской Социалистической республики, где были сформированы органы власти нашего региона.

Именно на ней тайным голосованием все присутствующие 63 депутата избрали Виктора Ивановича Первым заместителем Председателя Верховного Совета Республики Горный Алтай. Такое название Горно-Алтайская Советская Социалистическая республика получила решением этой исторической сессии после длительных дебатов.

Разговор наш с Виктором Ивановичем и его верной спутницей Галиной Ивановной проходит в их новенькой кухне–гостиной, где все блестит чистотой и новизной. "Это наша дочь Татьяна настояла сделать в квартире, как сегодня говорят, евроремонт. Теперь у нас столько света, что и зимой не чувствуется коротких дней», -знакомя с дизайнерскими решениями с подсветкой над обеденным столом, кухонной рабочей зоной, у гардероба говорит Галина Ивановна. И лица стариков, в этот момент, озаряет счастливая улыбка–хороших детей они воспитали, которые делают все от них зависящее, чтобы родителям комфортно жилось.

Хотя, я не права. Эту уважаемую в республике семейную пару стариками называть совершенно неправильно. Несмотря на свой почтенный возраст (главе семейства уже перевалило за 75 лет), они интерес к жизни не потеряли. В число их ежедневных дел входит не только садово-огородные хлопоты городских пенсионеров или занятия с внуками. Они в курсе, что происходит сегодня на мировой политической арене, внутри страны и в республике. Подобная осведомленность позволяет им оставаться движущей силой среди своих сверстников, молодежи.

Кстати, за два часа беседы никто из них не пожаловался на скучную жизнь пенсионера. Разговор прошел на удивление быстро и весело–с шутками, прибаутками. Можно было только, по-хорошему, позавидовать, с каким внутренним оптимизмом эти, уже немолодые, люди умеют встречать сложные жизненные ситуации. Собираясь уходить, поймала себя на мысли, что хочется вернуться в этот дом еще раз. Просто так, без редакционного задания. Поговорить, что называется, за жизнь, прочувствовать через их судьбу дыхание советской послевоенной эпохи с неуемной человеческой трудоспособностью, отношением к поставленным задачам, как к военному приказу.

c_380_250_16777215_00_images_stories_2017_25years_istablimentRA_chulkov.jpgСегодняшнему поколению даже трудно представить, через что пришлось пройти мальчику Вите Чулкову из многодетной семьи, чтобы стать не только главным инженером рудоуправления, но Первым заместителем Председателя Верховного Совета ГАССР. А Виктор Иванович трудового подвига в своей жизни не усматривает. Так жила вся страна. Вот и в их башкирской деревне редкая семья после войны дождалась с фронта отца, деда, брата, сына.

В 1944 году пал смертью храбрых и его отец. И матери пришлось одной поднимать четверых детей. А детям, в свою очередь, рано взрослеть. Уже в 14 лет он стал подручным кузнеца, потом кузнецом. Четыре года держал штурвал трактора, вспахивая уральские земли. Жажда нового, неизведанного привела его в угольную шахту г.Прокопьевска, потом в г.Кемерово, дала силы успешно закончить вечернее отделение Кемеровского горного института и стать горным инженером. Дипломы о высшем образовании они с женой, будущим педагогом, получали вместе. «Все было, -вспоминает ветеран, -и на занятия ходили по очереди (одних детей не оставишь), и ночные смены брать, чтобы помочь жене справиться по хозяйству».

В те годы горные инженеры были востребованы. После получения профессионального высшего образования Виктор Иванович трудился в Закавказье. Есть частица его труда в построенном туннеле Арпа-Севан в Армении, не говоря уже об Акташском рудоуправлении, где он работал горным мастером, потом–заместителем начальника ртутного рудника, начальником участка. С 1976 года выполнял обязанности главного инженера Акташского рудоуправления.

Кстати, советские инженеры были, в то время, нарасхват на международном трудовом рынке. Получал и он приглашения поработать на международных металлургических комбинатах в Никарагуа, Мали. В 1986 году, все-таки, согласился попробовать свои силы в местечке Бор-Ундурпо в Монголии, где начиналось строительство горно-обогатительного комбината по добыче флюорита, который используется в самолетостроении.

«Полученные на Акташском комбинате знания, где с 1942 года добывали ртутьсодержащие породы, -говорит Виктор Иванович, -позволили очень быстро освоиться на новом месте. Да и работа оказалась на редкость интересной. Перед инженерной службой была поставлена задача-усовершенствование технологии и механизации разработки крутопадающих жил. И советские инженеры-горняки вместе со специалистами из братской Монголии с поручением справились».

В октябре 1988 года продукции комбината была присвоена первая категория качества, а Виктор Иванович получил орден «Лучший горняк».

«Домой ехал с надеждой вывести наше Акташское рудоуправление на такой же уровень. Чем мы хуже монголов… Но родина встретила хаосом перестройки, родной комбинат уже перестал выдавать ртутную руду. Его захватила лихорадка приватизации, -дальше вспоминает ветеран горного дела. –Долго раздумывать над случившимся, или, как сегодня говорит молодежь, «перетирать проблемы», не дали сослуживцы. «Мы тебя делегируем в депутаты Верховного Совета Горно-Алтайской советской социалистической республики, там решать будешь наши наболевшие вопросы», -напутствовали меня товарищи. Пришлось подчиниться и выходить на выборы», -рассказывал инженер.

"Сейчас уже и не вспомню, кто был у меня, в тот момент, оппонентом, но то, что за депутатский мандат решили побороться трое человек–это точно, -заметил собеседник. –Хотя, конечно, в то время, я очень сомневался: какой из меня может быть депутат?! Мне куда проще казалось защитить новое рацпредложение в своей отрасли, которых за жизнь я внес порядка 120, среди них 10–на действующем производстве, чем отстаивать интересы земляков на парламентской трибуне.

Но не в правилах горняков отступать перед неизвестностью. Пришлось ввязаться в выборную гонку. И достаточно успешно. Большинство голосов было отдано моей кандидатуре, и я получил мандат депутата. А на первой сессии мне доверили пост первого заместителя Председателя Верховного Совета Республики Горный Алтай.

Чем руководствовались мои коллеги-депутаты, голосуя за меня, точно сказать не могу. Но думаю, что каждый из них в душе надеялся, что нахождение в депутатском корпусе профессиональных инженеров поможет решить серьезные проблемы, с которыми столкнулась, лицом к лицу, социалистическая экономика".

«Что же касается лично меня, то в новом качестве, -вспоминает Виктор Чулков, -если честно, я чувствовал себя не очень уютно. Особенно, на первых порах. Уж слишком разные понятия «горнорудное производство» и «работа в Верховном Совете», где в число приоритетных задач входило формирование законодательной базы молодой республики.

Потребовалось время прежде, чем я привык к ходу проходящих сессий и любых других организационных мероприятий. Ведь ни один поднятый вопрос без пламенных дискуссий тогда не обходился. Накал страстей, порой, был так велик, что не только мне, многим сидящим в зале, казалось, что, вот-вот, полетят копья или начнется элементарная потасовка. Вполне возможно, что так бы оно и было, если бы не председательствующий на сессии Валерий Иванович Чаптынов, который с присущей только ему дипломатичностью способен был разрулить любую накалившуюся ситуацию. Причем, так грамотно, что комар носа не подточит».

«Не нами сказано: все течет, все изменяется, -подчеркнул Виктор Иванович. -Каждый день работы в Верховном Совете был для меня моментом постижения нового. Вместе со своими коллегами я тоже учился отстаивать свои позиции. Но защитить интересы моих избирателей–работников Акташского рудоуправления, куда входила и Калгутинская шахта, мне не удавалось. А интересы тружеников управления были просты–запустить вновь производство».

«Эта неудовлетворенность, сама собой, нарастала, -заявил депутат Верховного Совета, -и, в один прекрасный момент, я подал заявление… Скажу прямо, что многие мой решительный шаг не понимали, но я считаю, что поступил правильно, решив разделить судьбу своих вчерашних коллег и идти через трудности вместе с ними», -заявил Виктор Иванович и надолго грустно замолчал, уйдя в себя.

И, все-таки, Виктор Иванович слишком строго судит о себе. Время расставило все на свои места и показало, что присутствие горного инженера среди депутатов Верховного Совета в течение почти двух лет было необходимо. Помимо ежедневной рутинной депутатской работы, он находил в себе силы ходатайствовать о создании Комитета природных ресурсов при республиканском Правительстве. И успешно. Комитет был создан.

Проделана колоссальная работа по сохранению геологических материалов, отчетов по Курайской экспедиции. Наработанные данные переданы в республиканское Правительство, которые, в будущем, обязательно должны сыграть свою положительную роль, при формировании экономической составляющей региона. Есть серьезная доля его участия в создании совместного с Монголией предприятия по добыче серебра на Асхатино-Озёрном месторождении…

Высказанное, при разговоре с Виктором Ивановичем мнение, что нет в экономике реформ, которые проходят безболезненно, просто нужно уметь их достойно пережить и выйти на новый круг, следует осмыслить.

Кстати, в год предприятие «Эрдэнэт», которое сегодня перерабатывает 25млн.т руды, производит 530,0тыс.т медного и около 3,0тыс.т молибденового концентрата, является одним из крупнейших предприятий в Азии по добыче и обогащению медной и молибденовой руды.

"Эрдэнэт" производит 7% добываемых в мире медных и 5% молибденовых концентратов. Доля продукции предприятия в ВВП Монголии составляет 35%, являясь самой крупной, по сравнению с другими отраслями и предприятиями. Платежи предприятия составляют примерно половину государственного бюджета Монголии.

 

(по материалам пресс-службы Госсобрания-Эл Курултай Республики Алтай)