c_200_280_16777215_00_images_stories_2017_prochie_gaidabrus.jpg«Любая женщина, понимающая проблемы, которые возникают, при управлении домом, может понять проблемы, которые возникают, при управлении страной» (Маргарет Тэтчер).

В преддверии женского праздника мы встретились с женщиной-политиком, депутатом Верховного Совета ГАССР от избирательного округа №2, председателя Комиссии по вопросам социальной защиты и охраны здоровья населения, вице-спикером первого созыва Государственного Собрания-Эл Курултай РА, а в настоящее время, председателем Горно-Алтайского Совета ветеранов Марией Павловной Гайдабрус.

-Как Вы пришли в политику?

-По образованию я-учитель, двадцать лет проработала учителем физики, была директором школы работающей молодежи, затем три года-председателем Совета Профсоюза работников народного образования Горно-Алтайска, пять лет-председателем обкома Профсоюза работников образования Высшей школы и научных учреждений. Депутатом горсовета я не была.

Кто именно надоумил идти в депутаты Верховного Совета, я не знаю, но помню, многие в мою поддержку говорили о том, что я хорошо знаю социалку, вопросы народного образования и имею большой опыт работы в деле защиты людей. В округе у меня было семь оппонентов, борьба шла серьезная, но я победила. В составе того Верховного Совета были всего две женщины: я и Людмила Дмитриевна Яковлева-от Турачакского района.

Вначале избрали 21 человек в Оргкомитет по подготовке к первой сессии. Г.П.Сумина председателем, Гайдабрус-секретарем. На мой взгляд, некоторые слабо понимали суть депутатской работы. Но были, безусловно, и те, кто имел достаточный опыт законотворческой деятельности. Три недели заседал оргкомитет, предстояло выработать не только повестку, но и основные вопросы по формированию органов власти-Верховного Совета и Правительства молодой республики.

Все приходилось начинать с нуля. Изучали опыт Алтайского края и Кемеровской области по формированию нормативно-правовой базы субъекта, структуру Правительства, кадровые вопросы. Т.к. республика у нас была парламентская, то и Главу, и структуру Правительства, и министров назначали тогда депутаты. Много и горячо спорили, но всегда-в открытую. Очень мощной была оппозиция. Разногласия возникали, практически, по всем вопросам. У каждого на все были свои взгляды!

Особенно жаркими были дебаты по поводу названия республики. На первой сессии приняли решение назвать регион Республика Горный Алтай. Правда, потом вернулись к этому вопросу снова, и республика обрела название, которое носит и поныне.

В это время на несколько копеек повысилась цена хлеба. На нас обрушился, буквально, шквал обращений. И на первую сессию был вынесен вопрос о цене на хлеб. Также, кроме основных вопросов повестки по структуре, составу органов власти, на первой сессии обсуждали строительство Катунской ГЭС. Тогда победили «зеленые». Каких ужасов нам только не рассказывали о возможных последствиях этого строительства!. Вот мы сейчас и платим за электроэнергию почти пять рублей за килловатт, а могли бы гораздо меньше.

-Впервые став депутатом такого уровня, Вы возглавили одну из самых сложных комиссий-социальную, что вспоминается сейчас?
-В том составе депутатов была достаточно многочисленная группа медиков–семь человек. И, конечно, они считали, что вопросами здравоохранения должен заниматься медик! Но, все-таки, большинством голосов на должность председателя Комиссии была избрана моя кандидатура.

Закончилась сессия, началась работа, в качестве председателя Комиссии. С чего начать? Что делать? Два дня думала. Ведь работа в профсоюзе и депутатская работа–совсем разные вещи! Но у меня был очень хороший помощник–Валентина Ивановна Запрудаева. Она и обучала депутатской работе.

Сформировали план по принятию необходимых нормативных документов, касающихся здравоохранения и защиты прав наших жителей. Обсудили его с членами Комиссии и начали работать.

В те годы пенсии задерживали на два-три месяца, детских пособия не платили, с зарплатами были большие проблемы! Все были голодные! Кстати, по хлебу было принято решение, в связи с избранием Верховного Совета, на хлеб и другие жизненно важные продовольственные товары цены не поднимать!

Открывали социальные магазины при почтовых отделениях и продавали небольшой набор продуктов в долг под пенсию, пенсию-то получали раньше на почте. А сколько было проблем в сфере здравоохранения!

Было много пикетов. Не знаю, кто как, а я сразу одевалась и выходила к людям. Выслушивала проблему и вместе с ними шла ее решать-к Облогину, Петрову, другим чиновникам заходили, несмотря на проходившие совещания и т.д., открывали двери, озвучивали требования и старались найти выход. Как-то пришли к В.И.Петрову во время обеда, он сидит чай пьет с печеньем. Пенсионеры как увидели! Чуть костылями его не побили!
Кричали: «Ты тут чай с печеньем ешь, а мы без хлеба сидим!».

У меня не было конкретного приемного дня, люди могли прийти в любое время. Был случай, пришли в здание Верховного Совета бомжи, им совсем нечего было есть. Они разулись на вахте, сказав: «У вас там везде ковры». Так, босиком, и поднялись ко мне в кабинет.

-Непросто, наверное, было работать с мужчинами?
-Так повелось, что мне чаще приходилось работать с мужчинами-и в школе работающей молодежи, и в профсоюзе. Никогда я подвоха или подковерных игр с их стороны не видела. И с коллегами-депутатами, и с руководителями министерств и ведомств всегда находила общий язык.

А еще Мария Павловна вспоминает о том, как тепло относился к ней Валерий Иванович Чаптынов.
-Он меня называл «Просто Мария». На все приемы, встречи официальных делегаций, в поездки брал меня с собой, и так вводил в мир государственного управления. Я ему очень благодарна за это! Повторно идти в депутаты мне предложил именно Валерий Иванович: «Надо бы тебе, Просто Мария, все, что задумала, и дальше претворять в жизнь!». Вот и пошла претворять уже депутатом Государственного Собрания–Эл Курултай Республики Алтай.

-Вы, практически, большую часть времени были на работе. А как дома жили без вас?
-Муж Алексей Александрович работал, как и я, учителем. Я в школе, он в школе. Хлопоты по дому всегда выполняли вместе, заменяя друг друга во всем. Он всегда был моей опорой. После рождения дочери, я вышла на работу, когда ей было два месяца. Я прихожу с работы-она накормлена, умыта, одета, часто уже спит. И с сыном он помогал мне всегда.

Помню, детей тогда принимали в ясли только после года. Мы с подругой Валентиной Петровной Паутовой, врачом-окулистом, примерно в одно время, родили детей. И работали мамами посменно: три дня я, три дня–она. Кормили, пеленали их, как двойняшек. Всякое было, не скажу, чтобы просто. Но дома знали, что у мамы-очень важная работа! И дети учились самостоятельности. Дочь Татьяна и сын Андрей выросли хорошими людьми, благодаря тому, что у меня всегда был крепкий надежный тыл!

-Мария Павловна, а так ли  нужна женщина в политике, может быть, ее предназначение-семья, дом?
-Женщина–мать, сестра, дочь… Она лучше знает, что нужно ее детям, родителям, она защитница своей семьи. Мужчины, в основе своей-добытчики, так повелось, а распределяет, управляет всем женщина.

Непросто ей и в государственном управлении, и в политике. На каком бы важном участке работы ни трудилась и какой бы ответственный пост ни занимала женщина, в большинстве своем, домашние нагрузки с нее не снимают. И с этой двойной ношей она справляется порой лучше мужчины!

Всем женщинам хочу пожелать, чтобы они никогда не болели, чтобы семьи у них были хорошие, чтобы смогли они детей правильно воспитать! А самое главное-чтобы не было войны!

Беседовала Лена Светлая
Фото: пресс-служба ГС-ЭК РА