c_310_200_16777215_00_images_stories_2011_zastavki_sovfeder.jpgПроблема взаимоотношений между федеральным центром и регионами существует, пожалуй, на протяжении всей новейшей истории России.

И лишь в последние пару лет, её острота начинает сглаживаться, благодаря во многом усилиям Совета Федерации.

Самостоятельность не может быть бедной

Декларированная самостоятельность субъектов Федерации ограничивается их, почти повсеместной, финансово-экономической зависимостью от федерального центра, который контролирует и регламентирует около 95% расходов местных бюджетов. Это-с одной стороны.

С другой—местные власти используют каждую возможность, чтобы, сохранив собственные доходы, получить финансовую поддержку центра. Немало и других особенностей в отношениях «провинция—столица», однако, результат, в равной мере, не устраивает ни одну сторону, ведь такое разновекторное движение не приводит, в большинстве регионов, к экономическому подъёму.

Как гармонизировать межбюджетные отношения, упорядочить и систематизировать федеральные и региональные полномочия и предметы ведения, а также привести в соответствие обязательства бюджетов и их финансирование? Об этом шла речь на заседании президиума научно-экспертного совета при Председателе Совета Федерации на тему: «Современные подходы к формированию условий для эффективного социально-экономического развития регионов России».

Скажем сразу—это заседание, при всей его представительности (а присутствовали Министр финансов Антон Силуанов, руководители Минэкономразвития и Минюста России, известные учёные-экономисты)—стало одним из эпизодов обширной деятельности Федерального Собрания, направленной на то, чтобы усовершенствовать региональную политику. Результаты ощутимы-16 января 2017 года Президент России Владимир Путин утвердил «Основы государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года. Теперь эти основы необходимо переложить в конкретные юридические и законодательные нормы и социально-экономические ориентиры.

Впрочем, главный ориентир региональной политики Валентина Матвиенко определила, как всегда, чётко: обеспечить единый стандарт благополучия—неснижаемый уровень качества жизни граждан России, который должен базироваться на социальных стандартах, одобренных государством. Но достичь и повышать такой стандарт, по словам руководителя Совета Федерации, возможно, лишь при условии технологического рывка, повышения производительности труда и ускоренного экономического роста регионов, в рамках формирующейся Стратегии экономического развития России до 2035 года.

Разумеется, с этим постулатом никто из участников дискуссии не спорил. Однако, мнения о том, где наиболее эффективно обозначить грань между общефедеральными задачами и экономической самостоятельностью регионов, звучали разные. Да и возможно ли говорить о самостоятельности, когда федеральные ведомства, практически, полностью контролируют и регламентируют расходы региональных бюджетов? Видимо, нет. А если нет самостоятельности—нет и ответственности за принимаемые решения.

Антон Силуанов, отвечая на критические замечания, признал их обоснованность и пообещал, при обсуждении бюджетных отношений, «максимально учитывать региональный аспект». Звучит несколько расплывчато, но тема обозначена, видимо, в скором времени, стоит ожидать и соответствующих изменений.

Налоговый манёвр с социальным фоном

Что нового появилось в межбюджетных отношениях? Пожалуй, самое позитивное, по мнению Силуанова, это совершенствование договорных отношений между центром и регионами. Субъекты Федерации теперь самостоятельно определяют ключевые социально-экономические параметры и заключают соответствующий договор с Министерством финансов.

Если показатели выполняются—объёмы финансовой поддержки из бюджета сохраняются. Более того, весь прирост прибыли остаётся в распоряжении успешного субъекта. Если нет—то размеры трансфертов уменьшаются.

Руководителей 74 дотационных регионов такие условия весьма эффективно стимулируют, чтобы выявлять и формировать новые источники бюджетных доходов и развивать экономику и предпринимательство, как это происходит в г.Москве, где инвестиции в основной капитал увеличились до 1,6трлн.руб., в т.ч. и системной работе с предпринимателями.

Председатель Московской городской думы Алексей Шапошников рассказал, что московские власти, введя 80 патентов на предпринимательскую деятельность, значительно облегчили условия функционирования и развития бизнеса. Это, в числе прочих условий, способствовало тому, что безработица упала до рекордных 0,5%, столичный бюджет, практически, избавился от долговой нагрузки, а дефицит бюджета к 2019 году должен сократиться с 12,5% до, примерно, 5%.

Конечно, г.Москва-на особом положении, как подчеркнул Николай Фёдоров, Первый заместитель председателя Совета Федерации, но с неё надо брать пример, учитывая и то, что один процент прибыли, который по инициативе Минфина был перераспределён из региональных бюджетов в федеральный, позволил высвободить около 120млрд.руб. на нужды регионов. Львиную долю этой прибавки обеспечили московские платежи.

Другое новшество, которое значительно облегчит ситуацию в регионах—изменения в Налоговом кодексе, которые предлагает Минфин: сократить с 30% до 22% страховые взносы, которые платит работодатель за каждого работника. 300млрд.руб. могут остаться в регионах и, как подчеркнул Министр финансов, могут быть направлены на создание новых производств и расширение налогооблагаемой базы, а успешные регионы могут рассчитывать на 20млрд.руб. грантов. Однако, такие «налоговые манёвры» потребуют серьёзного изменения в законодательстве, с учётом конституционно закреплённого социального статуса государства.

Крайне важно и то, что Антон Силуанов твёрдо пообещал, что, в течение трёх ближайших лет, регионы будут гарантированно получать законную финансовую поддержку из федерального бюджета, никаких сбоев и неожиданных секвестров не будет.

Разумеется, все эти меры не помогут, в полной степени, решить главную финансовую проблему регионов, чей государственный долг достиг 2,4трлн.руб., а уровень социальных обязательств перед «самозанятыми гражданами» или, формально, неработающим населением составил 600трлн.руб. В Совете Федерации уже ищут способы, как выйти из этой, непростой, ситуации, видимо, и Правительство сформулирует свои предложения в своём Плане реализации Основ государственной региональной политики, в соответствии с решением Совета безопасности России.

Пока же, верхняя палата российского Парламента готовит Отчёт о состоянии и основных направлениях совершенствования законодательства в сфере государственной региональной политики, который, по словам Валентины Матвиенко, должен быть представлен в Совет безопасности до 30 апреля 2017 года.


Парламентская газета