c_350_250_16777215_00_images_stories_2017__deputaty_rom1205.JPGВ 2016 году исполнилось 25 лет со дня принятия закона РСФСР об образовании нашей республики.

В преобразованном субъекте встал вопрос о разработке своей Конституции. Как принимался основной закон республики? На этот и другие вопросы отвечает председатель Комитета ГС-ЭК РА по законодательству и национальной политике Виктор Ромашкин.

-Законом «Об организационных мерах по реализации Закона РСФСР «О преобразовании Горно-Алтайской автономной области в Горно-Алтайскую АССР в составе РСФСР» в п.8 было указано о необходимости образовать Конституционную комиссию по подготовке Конституции Горно-Алтайской АССР, состав которой должен быть утвержден на очередной сессии республиканского Совета депутатов. Конституционной комиссии было предписано в срок до 1 января 1992 года разработать и представить проект Конституции.

Но, в связи с новыми выборами депутатов в Верховный Совет республики, только на первой сессии Верховного Совета республики 8 февраля 1992 года была официально образована Конституционная комиссия в составе 25 человек. Ее председателем являлся Глава Республики Алтай, Председатель Государственного Собрания–Эл Курултай Республики Алтай Валерий Чаптынов, заместителем был избран Даниил Табаев.

-Виктор Васильевич, получается, что основная работа по подготовке проекта Конституции легла на плечи депутатов Государственного Собрания–Эл Курултай Республики Алтай первого созыва?

–Разработать полноценный проект Конституции Республики Алтай, а впоследствии, и вынести его на рассмотрение Парламента республики, было суждено новой Конституционной комиссии, образованной 2 марта 1994 года на второй сессии ГС-ЭК РА первого созыва. В комиссию вошло 23 человека, затем её состав увеличили до 29 человек. Хотя конституционная комиссия Верховного Совета совместно с Президиумом Верховного Совета республики свою лепту в решение этого вопроса вложили, определив структуру и основные принципы проекта Конституции (Основного Закона) Республики Алтай.

Медленные темпы в разработке проекта Основного закона республики были связаны, прежде всего, с тем, что Республика Алтай не имела соответствующего опыта законотворческой работы. Кроме того, не было и стабильной федеральной Конституции–основы для принятия собственной Конституции. С высоты прожитых лет можно сказать, что вынужденное промедление с принятием основного закона сыграло свою положительную роль, поскольку поспешное его принятие могло бы сказаться на ее качественном содержании, в виде ошибок и противоречий, которые, в дальнейшем, создали бы большие правовые трудности, при реализации конституционных норм.

Справедливости ради, следует сказать, что первоначально Республика Алтай позиционировала себя, как парламентская республика. В.И.Чаптынов говорил: «Наша республика является парламентской республикой, где государственная власть осуществляется на основе разделения на представительную (законодательную), исполнительную и судебную. Причем, с сильным парламентом–Государственным Собранием–Эл Курултай РА, его полномочия гораздо шире, по сравнению с полномочиями парламентов некоторых других республик. Наш Парламент, наряду с законодательной и контрольной деятельностью, решает кадровые и некоторые другие вопросы».

В дальнейшем, от такого подхода пришлось отказаться. Хотя, до сих пор, в Конституции РА можно найти некоторые признаки парламентской республики.

-Как была организована работа Конституционной комиссии?

-В процессе работы над проектом Конституции Конституционная комиссия провела свыше двадцати заседаний, утвердила структуру Конституции, создала рабочие группы из членов комиссии для подготовки отдельных разделов и глав Основного закона. Составленный проект Конституции пятнадцать раз тщательно обсуждался на пленарных заседаниях Конституционной комиссии. В течение 1994–1997 годов было рассмотрено 5 проектов Конституции Республики Алтай.

Основную работу по созданию Конституции Республики Алтай взял на себя Д.И.Табаев. Совет Безопасности, при экспертизе проекта Конституции Республики Алтай, направлял письмо в Конституционную комиссию, где высказал мнение о неправомерности некоторых положений проекта Конституции Республики Алтай, в частности, устанавливающих исключительную собственность Республики Алтай на ее природные ресурсы.

Необходимо отметить, что структурно проект Конституции Республики Алтай ориентировался на Конституцию РСФСР 1978 года и проект Конституции РФ, разработанный ещё Конституционной комиссией.

Кстати, проект три раза обсуждался на сессиях городского, районных Советов, во всех властных структурах России по пять и более раз...

-Итак, проект основного закона к лету 1997 года был, практически, готов. А как он был оценен на уровне России?

-Ведущие государствововеды России Сергей Шахрай и Михаил Митюков отмечали высокую степень готовности проекта Конституции Республики Алтай. В заключении Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации говорилось: «В целом, проект достаточно хорошо проработан. Обращают на себя внимание четкое, логичное расположение составных частей проекта, его полнота, детальная проработка большинства конституционных институтов».

Комитет по делам Федерации, Федеративному Договору и региональной политике дал следующий отзыв: «Проект Конституции является, в целом, добротным и основательно подготовленным документом, который может быть принят за основу». Заключение на проект представил и отдел Совета Федерации по вопросам федерализма и национальным отношениям. По поводу готовности проекта, уже на XXI сессии Госсобрания-Эл Курултай Республики Алтай, Глава Республики Алтай, Председатель Государственного Собрания–Эл Курултай В.В.Волков (занявший этот пост после избрания В.И.Чаптынова Председателем Правительства Республики Алтай), сказал, что «проект представляет собой целостный документ с продуманной структурой и охватывающий все стороны государственного устройства Республики Алтай».

Проект имел завершенную логичную форму, основанную на органической связи: "основы конституционного строя–человек–общество–государство". В последней редакции проект имел ясную последовательную структуру: преамбулу, 7 разделов, 20 глав и 170 статей. В ней была закреплена система социально-экономических и общественно-политических отношений. Исходя из практики других республик, было решено принимать Основной Закон Республики Алтай сессией Парламента квалифицированным большинством в две трети голосов депутатов.

-Виктор Васильевич, принятие собственной Конституции, надо полагать, стало большим событием в истории субъекта?

-Особая значимость принимаемых на сессии решений, буквально, витала в воздухе. Из двадцати семи депутатов Государственного Собрания-Эл Курултай РА на XXI сессию явилось двадцать пять (отсутствовали С.А.Переверзев и В.В.Гевель). В заседании сессии Парламента приняли участие также представители федеральных органов государственной власти, а именно М.А.Митюков, Первый заместитель секретаря Совета Безопасности РФ; В.В.Ромашкин, депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ; А.А.Поваров, заместитель начальника управления Аппарата секретаря Совета Безопасности РФ; С.С.Баяхаев, консультант территориального управления Администрации Президента Российской Федерации.

Кроме того, были приглашены представители министерств и комитетов Правительства Республики Алтай, руководители правоохранительных органов и средств массовой информации республики, представители городского, районных Советов депутатов, главы администраций, а также представитель республиканской избирательной комиссии С.С.Тюхтенев.

С докладом о необходимости принятия Основного Закона республики выступил Глава Республики Алтай, Председатель Парламента Владилен Волков, в котором отметил его значимость, с точки зрения «поддержания законности и порядка, защита прав и интересов граждан, независимо от национальности и религиозной принадлежности, а также «укрепление позиций в едином многонациональном, федеративном российском государстве, влияние на возрождение самой России, выход на международные связи».

После создания соответствующих рабочих органов депутаты приступили к одной из самых сложных процедур–постатейному обсуждению проекта Конституции Республики Алтай. В прениях приняли участие 19 человек, в т.ч. 14 депутатов Республики Алтай. После долгого обсуждения текста проекта Конституции было проведено открытое, поименное голосование. Из двадцати пяти присутствующих на сессии депутатов двадцать высказались «за» и пять-«против». На этой же сессии был принят Закон Республики Алтай «О Конституции (Основном Законе) Республики Алтай», которым 7 июня 1997 года был объявлен Днем принятия Конституции (Основного Закона) Республики Алтай.

-После принятия Основного закона бытовало мнение, что наша Конституция является "самой пророссийской конституцией", на чем оно обосновывалось?

-Действительно, она был названа "самой пророссийской конституцией" среди конституций рес­публик в составе России. Текст Конституции республики был высоко оценен различными специалистами.

Над проектом Основного Закона в Республике Алтай работали более пяти лет, оттачивая в целом текст, уточ­няя формулировки статей и юридическую технику. Был использован опыт законотворческой работы как самой Республики Алтай, так и других субъектов Российской Федерации.

В преамбуле Конституции была подчеркнута историческая общность судьбы народа республики с Россией и ее многонациональным народом. Первая статья закрепила, что Респуб­лика Алтай является субъектом Российской Федерации и неотделима от нее. В ст.10 Основного Закона записано, что «территория республики—часть территории Российской Федерации». Была введена глава «Респуб­лика Алтай—субъект Российской Федерации». Ч.4 ст.77 Конституции провозгласила: «Органы государственной влас­ти Республики Алтай строят свои взаимоотношения с федеральными органами государственной власти, исходя из необходимости сохране­ния ее единства и целостности, защиты интересов всего многонацио­нального народа Республики Алтай, основываясь на Конституции Российской Федерации, Федеративном Договоре и Конституции Рес­публики Алтай, взаимоотношении и взаимной ответственности».

-Тем не менее, у каждого региона есть свои особенности, специфика, они были отражены в нашей Конституции?

-Тогда, как все республики установили свое граж­данство, Республика Алтай не ввела свое гражданство, исходя из положения Конституции Российской Федерации о единстве граждан­ства Российской Федерации. В Конституции признается и верховен­ство федеральных законов, республиканские законы и иные нормативные акты не должны противоречить им. В отличие от Конституции Российской Федерации и конституций республик были введены новые главы: «Адми­нистративно-территориальное устройство», «Основы экономики и финансовая система Республики Алтай», «Законодательство Респуб­лики Алтай», «Избирательная система Республики Алтай», «Закон­ность и правопорядок». Текст Основного Закона, по мнению одного из разработчиков Д.И.Табаева, наиболее полно провозгласил права и свободы человека и гражданина, основы конституционного строя. В Конституции были учтены некоторые специфические особенности региона, такие, как: геополитическое расположение республики, статус приграничной территории, уни­кальность ее природно-заповедного фонда, национальные, исторические и иные местные условия.

Искреннее желание создать Конституцию, защищавшую интересы региона, наиболее полно отражавшую всю специфику Республики Алтай, оказало, в определенной мере, «медвежью» услугу ее создателям. Потому, что даже незначительное изменение или дополнение федеральных законов ведет к соответствующим поправкам в Конституции Республики Алтай.

-Какие функции отводились республиканскому Парламенту?

-До принятия Конституции РА республиканским законом было установлено, что «Государственное Собрание-Эл Курултай (Парламент) Республики Алтай в составе Российской Федерации-России является высшим представительным, законодательным, контрольным и распорядительным органом государственной власти на территории Республики Алтай», который «правомочен принять к своему рассмотрению и решить любой вопрос, отнесенный к ведению республики в соответствии с Конституцией Республики Алтай, Конституцией Российской Федерации и Федеративным Договором». Конечно, в условиях разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, провозглашенного Конституцией РФ, такой подход не соответствовал федеральному законодательству.

В Конституции РА Государственное Собрание-Эл Курултай РА провозглашалось высшим представительным и законодательным органом государственной власти на территории Республики Алтай. Этот орган давал согласие главе региона на назначение всех членов Правительства РА, решал вопросы о недоверии Правительству и членам Правительства РА, давал согласие для назначения на должности судей Верховного суда РА, Арбитражного суда РА, судей районных и городского судов, прокурора РА...

Некоторые положения нашей Конституции через три года, в 2000 году, по запросу Главы РА, Председателя Правительства РА С.И.Зубакина были Конституционным Судом РФ признаны несоответствующими Конституции РФ.

В настоящее время, Конституция РА полностью соответствует Конституции РФ.

(пресс-служба ГС-ЭК РА)