c_200_290_16777215_00_images_stories_2017_zastavki_konstra.jpg7 июня 1997 года XXI-ая сессия Государственного Собрания–Эл Курултай приняла Конституцию (Основной закон) Республики Алтай.

Этим актом завершилось юридическое оформление нашего региона, как субъекта Российской Федерации. О том, как разрабатывался проект Конституции Республики Алтай, подробно рассказал председатель Комитета ГС–ЭК РА по законодательству и национальной политике, кандидат юридических наук, доцент В.В.Ромашкин в своей статье «К истокам государственности», опубликованной в №№36-37 газеты «Звезда Алтая» от 17 и 19 мая 2017 года.

Несколько слов о качестве принятого текста Основного Закона. Его проект проходил экспертизу в государственно-правовых органах Администрации Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания, Совета безопасности РФ и полномочного представителя Президента РФ в Конституционном суде РФ, которые дали документу положительные оценки.

Депутат Госдумы В.Н.Лысенко отмечал: «В Конституции Республики Алтай нет ни одного противоречия с Российской Конституцией. Все учли». (Журнал «Российская Федерация», 1999г., №7).

Конституция РА является не только политическим и юридическим, но и учредительным документом. Она показывает стране и всему миру, что в составе РФ имеется Республика Алтай–государство со своей территорией, законодательством, государственными символами, государственными языками, системой органов государственной власти и местного самоуправления.

Конституция РА закрепила основы конституционного строя, правовой статус человека и гражданина, административно-территориальное устройство, государственное устройство, организацию ветвей власти, основы экономической и финансовой систем Республики Алтай.

Конституция–политический документ потому, что она закрепляет право на самоопределение народов, проживающих на территории Горного Алтая. Она также является юридическим документом, закрепляющим государственно-правовой статус республики в составе Российской Федерации. В качестве учредительного документа, Основной закон провозглашает республику входящей на правах субъекта в состав Российской Федерации и неотделимой от нее.

Важное место в Конституции РА отведено органам государственной власти региона–Главе РА, Председателю Правительства РА, Государственному Собранию-Эл Курултай РА, Правительству РА (гл.гл.IX, X, XI). В документе подробно прописан государственно-правовой статус руководителя региона, который характеризуется, как высшее должностное лицо Республики Алтай, возглавляющее исполнительную власть (ст.108), выступает гарантом соблюдения Конституции РА и законов РА, прав и свобод человека и гражданина, безопасности и территориальной целостности республики, согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.

Глава РА, Председатель Правительства РА определяет основные направления внутренней политики республики, представляет ее в отношениях с органами госвласти РФ и субъектов страны, а также с иностранными государствами в пределах, установленных федеральным законодательством.

Конституция РА является Основным законом республики, базой (основой) для дальнейшего развития ее законодательства.

В республиканских конституционных законах о Госсобрании–Эл Курултай и о Правительстве РА закреплены положения об их государственно-правовом статусе, порядке организации и деятельности.

Государственное Собрание–Эл Курултай РА, в соответствии с Конституцией РА, приняло важнейшие республиканские конституционные законы: «О Государственном Собрании–Эл Курултай РА», «О Правительстве РА», «О Флаге РА», «О Гимне РА». В законах о государственных символах даны их описание и порядок официального использования.

Государственное Собрание–Эл Курултай РА ежегодно принимает десятки республиканских законов, постановлений, в свете Конституции РА. Это законы о бюджете, развитии экономики, предпринимательства, социальной сферы, об экономической безопасности, развитии алтайского языка и другие. Кроме того, оно утверждает программы социально-экономического развития республики и осуществляет контроль за их исполнением, устанавливает местные налоги и сборы, порядок их взимания и т.д.

Правительство РА, в соответствии с Конституцией РА, является высшим исполнительным органом, ответственным за решением социально-экономических и других вопросов перед населением республики.

Важное значение имеет ст.124 Конституции РА, в которой говорится о том, что Глава РА, Председатель Правительства РА, Госсобрание–Эл Курултай РА и Правительство РА взаимодействуют, исходя из интересов республики и ее населения, единства целей и задач в решении республиканских проблем, основываясь на принципах разделения властей и их полномочий. В последние годы, в нашем регионе положения этой статьи выполняются. Общие усилия двух ветвей государственной власти и органов местного самоуправления дают положительные результаты в социально-экономическом, духовно-нравственном развитии республики, улучшении качества жизни ее населения.

Сегодня, в юбилейный день принятия Конституции РА, хочется сказать несколько слов о важности ее защиты, равно, как и защиты статуса РА–равноправного субъекта РФ.

Конституционный суд РФ, рассмотрев запрос Главы РА, Председателя Правительства РА С.И.Зубакина, 7 июня 2000 года принял постановление о несоответствии двух положений, содержащихся в Конституции РА, Конституции РФ.

Ст.4 Конституции РА гласила: «Республика Алтай, признавая целостность Российской Федерации и равноправие ее субъектов, во внутренней жизни основывается на суверенитете, как на естественном необходимом условии существования своей государственности, истории, культуры, традиций, признанных обеспечить мирную жизнь народов республики».

Конституционный суд РФ своими постановлениями положение о суверенитете счел противоречащим Конституции РФ и признал его недействующим, т.е. отменил.

По мнению высшего судебного органа страны, Республика Алтай не обладает суверенитетом. Это абсурд! Весь мир использует римское право, которое утверждает, что суверенитет имеют не только государство, в целом, но и его части и даже конкретный человек, которого в римском праве так и называют–«суверен».

В федеративном государстве, каковым является Российская Федерация, полным (абсолютным) суверенитетом обладает федеральное государство, а его субъекты–неполным (субсидиарным), что нашло конкретное решение в ст.ст.71, 72 и 73 Конституции РФ, посвященных разграничению предметов ведения и полномочий РФ и субъектов РФ.

Приведу простой пример. Посреди села течет река. Мостик обветшал, жители собрались на сход и решили произвести самообложение по пять тысяч рублей с каждой семьи. Собрали деньги, построили мост. Имеются признаки суверенитета у жителей данного сельского поселения? Да, имеются. Селяне свой внутренний вопрос решили своими силами и средствами.

Далее, ст.6 Конституции РА гласила: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Республике Алтай является ее многонациональный народ». Конституционный суд РФ и это положение счел несоответствующим Конституции РФ и признал недействующим, т.е. отменил.

Однако положение, содержащееся в ст.6 Конституции РА, никак не противоречит российскому Основному закону. Наоборот, оно соответствует ст.3 Конституции РФ, где говорится: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы».

Встает вопрос: кто формирует в республике органы госвласти и местного самоуправления? Ответ: ее многонациональный народ.

Но Госсобрание–Эл Курултай, с учетом постановления Конституционного суда РФ, исключило из Конституции РА слова о суверенитете и указание о том, что ее многонациональный народ является единственным источником власти.

При этом, несмотря на сильное давление центра, государственные органы республик Татарстан, Башкортостан, Саха (Якутия) в своих конституциях соответствующие положения о суверенитете и народе–единственном источнике власти–сохранили. Полагаю, они поступили совершенно правильно, в соответствии с нормами Конституции РФ.

Приведу отклики известных государственных деятелей и ученых по этому вопросу.

Президент Республики Татарстан в 1991–2010г.г. М.Ш.Шаймиев: «За эти годы мы, на мой взгляд, доказали, что суверенитет ведет не к отделению республики от России, не к разрушению целостности страны, а, напротив, к ее сохранению и укреплению». («Российская газета», 26 августа 2000 года).

Известный ученый, политик, Глава Республики Дагестан Р.Г.Абдулатипов: «В современных условиях, государство, подчас, отказывается от некоторых своих суверенных функций в отношении национальных и внутринациональных институтов, т.е. составных частей государства. Отсюда архаичность утверждений большинства наших юристов о неделимости и неразделенности суверенитета государства, особенно применительно к его внутренним функциям». («Независимая газета», 16 июля 2005 года).

Известный политик, заслуженный юрист РФ Д.И.Табаев: «Два неверных вывода Конституционного суда по важнейшим вопросам государственного строительства представляют угрозу целостности Федерации, закладывают правовые основы децентрализации государственной власти в России и разрушения стабильности во взаимоотношениях федерального центра и регионов, вызывают обеспокоенность у народов, живущих на окраинах, далеко от Москвы, особенно в национальных образованиях». (Д.И.Табаев. «На правовой стремнине». г.Горно-Алтайск, 2007 год).

Государственное Собрание–Эл Курултай РА, находясь в шоке от постановления Конституционного суда РФ, «перестаралось» и своим законом исключило из ст.1 Конституции РА положение о том, что Республика Алтай–государство (хотя в постановлении суда об этом ничего не говорилось), и тем нарушило ст.5 Конституции РФ, в которой говорится, что «республика (государство) имеет Конституцию и законодательство».

Конституцией РФ статус республики отнесен к основам конституционного строя РФ (гл.1). Положения гл.гл.1, 2, 9 Конституции РФ не могут быть пересмотрены даже Федеральным Собранием РФ–для их пересмотра ст.135 устанавливает более жесткий и сложный порядок.

Пользуясь случаем, я обращаюсь к депутатам Парламента республики с предложением пересмотреть закон, исключивший из Конституции РА положения о том, что Республика Алтай–государство. Но даже если этого не произойдет, республика не перестанет быть государством, ибо п.1 ст.15 Основного закона страны гласит: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации».

Наша Конституция страдает нестабильностью, в нее за истекшие годы внесено множество изменений и поправок. Главная причина такого положения в том, что мы, члены Конституционной комиссии РА, при разработке текста ее проекта, допустили излишнюю детализацию некоторых положений. К чему это привело? Принимались новые федеральные законы, в свете которых нашему Парламенту приходилось вносить поправки в Конституцию РА.

Основной закон РА–Конституция действует 20 лет, принося нашей республике и ее населению свои плоды. Все государственные органы, общественные организации, граждане признают, уважают, исполняют конституционные нормы. Этим обеспечивается верховенство Основного закона РА–залог успеха в деле укрепления государственно-правового статуса Республики Алтай, в социально-экономическом, духовно-нравственном развитии региона, обеспечении стабильности межнациональных и межконфессиональных отношений.

Соблюдение и исполнение положений Конституции РА повышает авторитет нашей республики в межрегиональных и международных отношениях.

Конституция РА для нас-то же, что и семья. Она сопровождает нас, поддерживает, помогает до конца жизни, но, если совершишь какой-либо проступок, она способна поставить нас «в угол».

Уважаемые земляки, жители нашего горного края, поздравляю вас с 20-летием принятия Основного закона–Конституции Республики Алтай, желаю всем доброго здоровья и благополучия!

С.С.Тюхтенев, кандидат юридических наук, профессор

(По материалам газеты «Звезда Алтая»)