c_200_250_16777215_00_images_stories_2011_news_yubilei_petrov60_petrov60.jpgЮбилей Владимира Ивановича Петрова, 20-летие со дня образования Республики Алтай и политико-экономическая обстановка в России в 1990-1997 годов, неразрывно связанные исторические события. Написать только о юбиляре, думаю, будет явно недостаточно и неполно.

Мы знакомы по совместной работе в органах власти республики в девяностых годах. Любого руководителя судят по его конкретным делам, поступкам, отношению  людям. Чтобы оценивать деятельность В.И.Петрова на посту председателя Правительства РА, нужно, прежде всего, знать сложность того времени и ситуацию, в которой происходило становление Республики Алтай, когда ему пришлось работать и принимать непростые судьбоносные решения.

В.И.Петров возглавил облисполком, затем ресисполком и первое Правительство Республики Алтай в сложное время. Это был период распада советского государства, разрыв всех производственно-хозяйственных, финансово-экономических связей. Все это сопровождалось глубоким кризисом–политическим, финансово-экономическим и другими. Зарплата, пенсия и пособия не выплачивались месяцами, годами. Ставки банковского рефинансирования (для получения кредитов) достигли 213%, наконец дефолт. Пережили и такое время, когда под большим сомнением было само существование Российской Федерации, как федеративного государства.

malchinov.jpgОбо всем этом пишу, лишь потому чтобы мы, ныне живущие, не забывали о том, что пережили. Молодое поколение должно знать о том, в какое сложное, во всех отношениях, время шло становление государственности Республики Алтай.

В тех условиях Правительству региона во главе с В.И.Петровым принимать правильные решения, планировать было очень сложно или почти невозможно. Ситуация менялась изо дня в день, иногда в течение дня. В такой обстановке руководству республики приходилось решать самые насущные житейские проблемы, на первый взгляд, самые простые–своевременная подача тепла, обеспечение населения продовольствием, топливом, жильем, сохранять спокойствие жителей, одновременно налаживать связи с руководством государства, федеральными органами, находить у них понимания и поддержки.

Это удалось В.И.Петрову и его команде. Он, будучи председателем Правительства региона, под руководством Главы Республики Алтай В.И.Чаптынова, несмотря на нестабильность, кризис и инфляцию, много внимания уделял социально-экономическому развитию республики и районов. Что же удалось руководству республики сделать в тех непростых условиях на уровне государственной поддержки республики?

Были разработаны и приняты, практически начали реализовываться два Указа Президента РФ от 02.03.1993г. №309 «О мерах государственной поддержки социально-экономического развития Республики Горный Алтай» и от 29.05.1995г. №542 «О 240-летии вхождения алтайского народа в Российское государство». А также восемь постановлений Совета Министров РСФСР и постановлений Правительства Российской Федерации. Они касались первоочередных мер по развитию эколого-экономической зоны «Горный Алтай», отнесения Кош-Агачского и Улаганского районов, к местностям, приравненным к Северу, введения 40 процентного районного  коэффициента к заработной плате на территории республики.

Также федеральной целевой программы по оказанию медицинской, социальной помощи населению республики, подвергшихся радиационному воздействию в результате ядерных испытаний на Семипалатинской полигоне, празднования 240-летия вхождения алтайского народа в Российское государство.
Что дало республике принятие этих федеральных документов?

К примеру, Кош-Агачский и Улаганский районы, были приравнены к местностям Крайнего Севера. Жители этих районов на 5 лет раньше начали выходить на пенсию, стали получать надбавки к зарплате за безводность и высокогорье, за северный стаж. Реализовано первая программа господдержки развития указанных районов на 1995-1997 годы.

До этого в период с 1930 по 1942 годы весь Горный Алтай, как отдаленная территория, была приравнена к местностям Крайнего Севера. В годы войны действие постановления было приостановлено. В послевоенных документах Горный Алтай выпал из списка приравненных к Крайнему Северу районов. Потребовалось полвека, для того, чтобы добиться включения только лишь двух высокогорных районов в перечень северных.

Также с 1994 года жители республики начали получать надбавку-единый районный коэффициент (40%) к зарплате. А в соседнем крае до сих пор 15%. Была оказана большая государственная поддержка республике по семипалатинской программе, построены многие объекты.

Часть ранее принятых федеральных  документов продолжает действовать, и реализовывается на практике по сей день. Например, постановление Правительства РФ от 09.09.1993г. №901 «О реализации Указа Президента РФ от 02.03.1993г. №309 «О мерах государственной поддержки социально-экономического развития Республики Горный Алтай».
Этим постановлением практически утверждена комплексная программа развития Республики Алтай на долгосрочную перспективу, в нем более 80 объектов.

За прошедшие годы построены и сданы в эксплуатацию многие объекты, которые предусмотрены в названном постановлении. В частности, внутрихозяйственные дороги АПК, магистральный газопровод Бийск-Горно-Алтайск, малые ГЭС на реках: Кайру, с.с.Балыкча и Тюн, с.Джазатор; телефонные станции в комплексе, водопроводная сеть с.Онгудай, Катунский водозабор, общеобразовательные школы, школа-интернат, пристройка к детской республиканской больнице, больницы в с.с.Чоя, Улаган, Усть-Кокса, больница и амбулатория с.Кош-Агач, медицинское училище, плавательный бассейн и другие. А также реконструированы: республиканский национальный драматический театр, районные электрические сети, районная котельная. Названное постановление полностью выполнено, за исключением строительства железной дороги Бийск-Горно-Алтайск.

Вышеназванные указы главы государства и постановления российского Правительства красноречиво свидетельствуют об отношении В.И.Петрова, его команды сподвижников к республике.

В то же время я оставляю право читателям и жителям республики самим оценить сделанное Правительством региона под его руководством. Заинтересованные или сомневающиеся сами могут найти названные документы, ознакомиться, проанализировать объемы выполненных работ. Много или мало 10 документов Главы государства и Федерального Правительства по господдержке развития Республики Алтай.

На мой взгляд, в начале 90-х годов прошлого века Правительство и Парламент Республики Алтай совершенно правильно определили основные параметры развития республики на перспективу. Последующие руководители республики, органы государственной власти региона, несмотря на различные политические взгляды, финансово-экономический кризис обеспечили выполнение названного постановления федерального правительства в интересах региона. По большому счету созрела необходимость подготовки и принятия новой Федеральной целевой программы по господдержке комплексного развития Республики Алтай на перспективу.

Также хотел бы отметить внимание руководителей Правительства и федеральных органов России. В частности, приезд в республику Председателя Правительства России В.С.Черномырдина, его заместителя Ю.Ф.Ярова, государственного секретаря России Г.Э.Бурбулиса, министров России: внутренних дел В.Ф.Ерина, культуры Е.Ю.Сидорова, лесного хозяйства  В.А.Шубина, председателя Госкомсевера России В.П.Курамина и других.

Кроме того, представители 34-х министерств и ведомств России  во главе с Ю.Ф.Яровым на двух самолетах ЯК-40 прилетали в Кош-Агачский район., ознакомились с обстановкой на месте. Это было в ноябре 1993 года. После этой поездки Ю.Ф.Яров дал поручение подготовить трехлетнюю программу господдержки развития Кош-Агачского и Улаганского районов, что и было сделано. В результате было принято постановление Правительства РФ от 25.11.1994г. №1288 «О неотложных мерах по государственной поддержке социально-экономического развития Кош-Агачского и Улаганского районов Республики Алтай в 1995-1997гг.».
Документ позволил стабилизировать ситуацию, дал хорошую поддержку не только для развития указанных районов, но и всей республики в целом. Были построены  школы, мосты, АТС, жилье для выезжающих из северных районов, подготовлены кадры и т.д.

В чем же сила и достоинство В.И.Петрова как руководителя и человека? На мой взгляд, они заключаются в его простоте и доступности, прекрасном знании региона, культуры и традиции, быта и психологии жителей республики, богатом профессиональном и управленческом опыте, знании кадров и доверии к ним. Действительно, простой человек, характеристика, которую трудно связать с образом руководителя. Трудно согласиться, но таков Он-наш юбиляр.

В подтверждение сказанного несколько слов.
В 1994 году в период согласования проекта постановления Правительства России по Кош-Агачскому и Улаганскому районам мне пришлось более ста дней жить в г.Москве, очень часто с Г.Б.Чекурашевым, в то время зампред Госкомэкономики РА. Помню, были большие проблемы с командировочными средствами. Выход нашли в следующем. У Владимира Ивановича, как Члена Совета Федерации была комната в гостинице «Россия». Он с согласия администрации пропуск в гостиницу и ключи от номера оставлял нам. Мы там жили по 2-3 недели, бывало неоднократно и хозяин комнаты с нами. Аналогичным образом, жили и в комнате В.И.Чаптынова.

Сделано немало, мог еще больше.

Здоровья, счастья и долголетия Вам, Владимир Иванович!

Н.М.Малчинов, 1990-1992г.г., помощник Председателя Правительства Республики Алтай В.И. Петрова, 1992-1999г.г., руководитель территориального органа Госкомсевера и Минрегиона России в РА.