c_350_150_16777215_00_images_stories_2011_news_zdanie_gs.jpgВ последнее время в нашем обществе широко обсуждается вторая программная статья В.Путина «Россия: национальный вопрос». Мнением о ней делится депутат РА, член фракции «Справедливая Россия» Наталья Екеева.

-Хочется отметить два важных момента.

Во–первых, это предвыборная статья кандидата в Президенты РФ и, следовательно, это заявка на то, национальная политика станет его приоритетом и на посту Президента РФ, что очень важно для такого многонационального государства, каким является Россия.

Во–вторых, вселяет надежду, что успех развития России уже не пытаются увязывать лишь с богатством ее природно–сырьевых ресурсов. Руководство нашей страны все более последовательно, настойчиво вовлекает в оборот не менее внушительный и постоянно пополняемый человеческий ресурс нации, проверенный историей потенциал межнационального сплочения народов страны. Убедительным подтверждением такого внимания к человеку, к его неисчерпаемым возможностям являются наши национальные проекты, приоритетное развитие образования и науки, здравоохранения и культуры, семьи, материнства и детства. К ним я отношу также и совершенствование межнациональных и связанных с ними межконфессиональных отношений в нашей стране. Невозможно рассчитывать на успех осуществления новых государственных общественных проектов, обходя вниманием и пренебрегая деликатностью межнациональных отношений.

c_200_250_16777215_00_images_stories_2011_news_deputaty_2012_nekeeva.jpgНельзя сказать, что власть только сейчас поняла важность и необходимость  эффективной политики в национальном вопросе. Еще в 90-е годы ХХ века были разработаны политические принципы и правовые нормы регулирования национального вопроса. Основные принципы национальных отношений были определены в Конституции РФ, Концепции государственной национальной политики РФ, в ряде федеральных законов: «О национально –культурной автономии» «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации, «Об общих принципах организации общин малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока» и др.  Уже тогда разработка и принятие данных документов выявила различное понимание национальной политики на современном этапе.

С одной стороны, очевидна линия на абсолютизацию республиканской суверенности и в ее рамках–на обеспечение преимущественных прав так называемых «коренных» (титульных) наций, с другой стороны предлагается отказ от национального принципа в формировании государственного устройства России. Несомненно, данная проблема требует специального изучения. Однако хотелось бы подчеркнуть, что Алтай, Якутия, Тыва или Бурятия создавались не кем–то по этнополитическому принципу, возникли исторически как национально–государственные или национально–территориальные формирования. И просто так уйти от этого и перейти к территориальному принципу, как это делается в США, Германии сегодня не удастся. Тем более, идея национальной государственности обрела огромную политическую легитимность.

Истекшие после провозглашения независимости РФ годы показали, что федеральные правовые акты в области национальной политики во многом декларативны и практически не действуют. Включенные в Конституцию РФ принципы равенства национальностей не подкрепляются четко разработанным механизмом их реализации. Было ликвидировано министерство по делам национальностей в составе Правительства РФ, а проблемы остались. Поэтому и произошел самопроизвольный выброс накопившихся за последние два десятилетия этнонациональных противоречий и социально – культурных деформаций в виде Кондопоги, Манежной площади, Сагры.

Стало очевидно, что сегодня национальная проблема оказалась одной из самых трудных в процессе становления Российской Федерации, что отмечалось на заседание Президиума Госсовета о мерах по укреплению межнационального согласия (11 февраля 2011 года, г.Уфа), обозначившего приоритетные задачи в этой сфере. Открывая заседание, Президент РФ Д.А.Медведев отмечал: «Причины и поводы к этой теме, к рассмотрению этого вопроса, я думаю, всем вам хорошо понятны. Это просто знак того, что у нас  здесь не все благополучно. Я хотел бы сразу предостеречь всех от избыточного драматизма по этому поводу. Мы не должны переоценивать угрозу, которая существует, но в то же время мы должны быть во всеоружии для того, чтобы межнациональный мир, межконфессиональное согласие в нашей стране было реальным достижением всей истории нашего государства».

Повторю снова, о чем не раз говорила: состояние народов и межнациональных отношений напрямую зависит от политики, экономики и духовной жизни общества в целом. Сегодня в кризисе находится не национальная политика, а политико-экономическая база и культурно-нравственная идея ее формирования и реализации. Поэтому значение статьи В.Путина, на наш взгляд, состоит в том, что впервые здесь четко обозначены общеполитические и общекультурные ориентиры, вокруг которых можно было бы объединить народы России, определены основные направления национальной политики, отвечающей требованиям современности и соответствующей реалиям уникального по своим полиэтническим параметрам государства, каким является Россия: «Нам необходима стратегия национальной политики, основанная на гражданском патриотизме. Любой человек, живущий в нашей стране, не должен забывать о своей вере и этнической принадлежности. Но он должен, прежде всего, быть гражданином России…».

Напомню очевидную истину: Российское государство исторически складывается как государство многонациональное, многокультурное. Таковым по структуре, по духу оно оставалось всегда, независимо от характера господствовавших в России политических режимов. По свидетельству «Повести временных лет», славяно-русские племена кривичи, вятичи, радимичи, древляне и другие составили этнокультурный фундамент будущей русской, российской государственности. Они жили вместе и в тесном сотрудничестве с племенами «иных языци». Собирание России из племен, народов и культур продолжалось и в дальнейшем вплоть до начала ХХ века.

В 1756 году добровольно в состав Российского государства со своими землями вошел алтайский народ. Именно в составе России, вместе с русскими он обрел свое национально–культурное самоутверждение и государственное самоопределение. В 2012 году исполняется 90 лет со дня образования Горно-Алтайской (до 1948 года–Ойротской) автономной области. Горный Алтай впервые за всю российскую историю был выделен в отдельную административно–территориальную единицу–автономную область в составе РСФСР. Образование области способствовало складыванию устойчивой территориальной, экономической и культурной общности алтайцев и других народов в пределах Горного Алтая, а также ускорению социально – экономических преобразований того времени. Историческое значение Декрета ВЦИК от 1 июня 1922 года состоит в том, что он заложил прочную основу для преобразования Горно–Алтайской автономной области в 1991 году в Республику Алтай в составе Российской Федерации.

Конечно, при всем активном участии всех народов страны в деле политического объединения России определяющую, государствообразующую роль, прежде всего, играл русский народ. Этот факт никто под сомнение не ставит. И межнациональные отношения в нашей стране во многом определяются национальным самочувствием русского народа, являющегося исторической опорой российской государственности. Потребности и интересы русского народа должны в полной мере найти отражение в федеральных и региональных программах, постоянно учитываться в политической, экономической и культурной жизни республик и автономных образований.

Но это не дает повод говорить о второстепенности и даже отрицании всякой государствообразующей роли многих других исторически российских народов. Такие попытки неоднократно были в прошлом. Появились они и сейчас. Это не способствует собиранию и сохранению целостности России. Настоящие патриоты России не делили себя по национальному признаку, а оценивали патриотизм гражданина преданностью, служением российскому обществу, Российскому государству.
Все народы России давно уже не только отдельные этносы, но и составные части исторически единого суперэтноса – многонациональный российский народ, носитель общей психологии и культуры, быта, традиций и обычаев. Исторически пройден сложный путь по нашему сближению, сотворчеству и взаимопониманию. И тут уже недостататочен подход «мы» и «они», точнее будет «мы» и «мы». Не часть и целое, а целое и целое.

«Мы, многонациональный народ Российской Федерации…»-это не только первая строка нашей Конституции, но и основа в нашем государственном фундаменте, это суть наших призваний и перспектив. Поэтому государственная национальная политика–это не лозунг, не формальность и, тем более, не способ решать за кого-то имеющиеся противоречия и конфликты, как думают иные, а категория морально-политическая, затрагивающая и сохраняющая глубинные основы природы нашей государственности, обеспечивающая ее перспективы. Важно это понимать.

Государственная национальная политика сегодня–это способ сохранения национальной самобытности народов и обеспечения многонационального единства России. Не может быть в России созидательной идеи, рассчитанный на один народ, на одну религию, без учета самочувствия и благополучия всех и каждого. И завершить наш разговор хочется отрывком из стихотворения «Родине» нашего земляка С.С.Суразакова–ученого, писателя, общественного деятеля, поэтично выразившего силу и характер нашего государства:

Свет мой – ты… И радость – ты, Россия,
Мать моя и грозная броня.
Без тебя я, Родина, бессилен,
Но и ты слабее без меня.

 

Н.М.Екеева, депутат Республики Алтай пятого созыва