c_350_250_16777215_00_images_stories_2017_news_tulentin_konstitutsiya_17.08.2017_konstitutciya.jpgВ первой декаде сентября депутаты республики вместе с представителями разных ветвей власти проведут в учебных заведениях региона Урок Конституции.

О том, каким вопросам он будет посвящен, и его значимости рассказывает Председатель Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай Владимир Тюлентин.

-Полученный опыт проведения таких уроков, который впервые был осуществлен восемь лет назад по инициативе депутатского корпуса республики, показал большую значимость данного мероприятия. Ведь школьники имеют возможность на уроке не только получить определенные знания о значимости главного закона страны, который закрепляет основы конституционного строя государства, права и свободы человека и гражданина, формы правления и территориального устройства, организацию высших органов государственной власти. Но и пообщаться напрямую с лекторами, которыми, в этом случае, выступают депутаты республики, представители разных ветвей власти вплоть до Главы Республики Алтай, Председателя Правительства республики А.В.Бердникова.

Вне сомнения, что этот урок является шагом навстречу к качественному правовому просвещению нашего общества. Проведенный в этом году урок, ставший теперь общероссийским, будет посвящен вопросам экологии в нормах Конституции РФ и Конституции РА. Уверен, что он обязательно поспособствует более бережному отношению молодежи к проблемам экологии, поскольку только просвещенным людям по силам решать экологические задачи, которые сегодня достаточно остро стоят на земле в целом, и в нашей стране в частности.

Надеюсь, что обращение к чисто экологической теме поможет ребятам понять, что подход к экологическим проблемам имеет очень широкий спектр. Они касаются вопросов владения и пользования землей, недрами, разграничения государственной собственности применительно к природным ресурсам и заканчивая вопросами природопользования, охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, а также осуществления мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями и т.д.

Поднимаемые на встречах проблемы, качество ответов на заданные лекторами вопросы поможет понять-есть ли необходимость говорить о необходимости системного подхода к правовому просвещению, вплоть до принятия Программы по правовому просвещению.

Хотя, исходя из полученного опыта на предыдущих уроках, можно смело заявлять, что такая программа лишней не будет. Чем раньше каждый школьник поймет, как важно овладеть правовой грамотностью, тем более активным гражданином в социальном плане он будет. Ставя перед собой задачу на будущее, ученик уже будет задумываться, насколько она решаема в современном правовом поле. Тем самым, мы добьемся уважение к законодательству, т.е. исключим правовой нигилизм, который на сегодня играет в нашем обществе главенствующую роль.

c_200_250_16777215_00_images_stories_2017_news_tulentin_konstitutsiya_17.08.2017_tulentin2.jpg-Владимир Николаевич, Конституция относится к основному закону государства, поскольку имеет высшую юридическую силу. В этом году 7 июня исполнилось 20 лет со дня принятия республиканской Конституции. Хоть и не юбилейная это дата, но достаточно серьезная.

-В этом году мы постарались обратить внимание общественности на эту дату. В республиканских СМИ была опубликована серия материалов, касающихся этого вопроса, совместно с республиканским архивом подготовили фотовыставку, посвященную Конституции, на открытии которой своими воспоминаниями поделились многие известные люди нашей республики, стоявшие у истоков ее создания. Депутаты будут непременно об этом рассказывать на уроках, как и о том, что за прошедшие годы в Республике Алтай сформирована необходимая законодательно правовая база, тот каркас законодательства, по которому мы живем. А поскольку урок имеет экологическую направленность, то именно этой теме мы и отдадим предпочтение.

Ребята узнают, к примеру, то, что именно нормы Конституции РА обязывают наших граждан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, обеспечивать экологическую безопасность. Что наш регион установил перечень особо охраняемых территорий и объектов природы, виды растений и животных, которые занесены в Красную книгу Республики Алтай.

Следует поговорить о необходимости бережно относиться к земле, повышать ее плодородие и рационально использовать природные ресурсы. Эти важные направления также закреплены в нашей Конституции. Как и нормы, обязывающие каждого гражданина беречь памятники истории, культуры, природы, археологии.

Ребята должны знать, что 25% территорий региона находятся под охраной государства, куда входят два государственных природных биосферных заповедника «Катунский» и «Алтайский», государственный национальный парк «Сайлюгемский», ботанический сад. К региональным особо охраняемым территориям относятся 4 природных парка: «Ак Чолушпа», «Уч—Энмек», «Белуха», «Зона покоя Укок»; 2 биосферных заказника-«Шавлинский» и «Сумультинский»; 43 памятника природы. Я уже не говорю о том, что именно на территории нашего региона расположилось сразу пять природных объектов, находящихся в номинации «Алтай-Золотые горы».

Подходя к экологической проблеме детально, следует сообщить ребятам, что, в настоящее время, проводится большая работа по созданию памятников природы регионального значения «Аскатская долина» и урочище «Еланда», по экологической реабилитации озера Манжерок, открыт после реконструкции памятник природы—водный источник «Бугузунский», а также в Минприроды России внесен паспорт приоритетного проекта «Сохранение Телецкого озера», включающий в себя проект федерального закона «Об охране Телецкого озера».

Одним словом, обращаясь к вопросам экологии, мы заложим в каждом школьнике мысль, какая большая ответственность возложена сегодня на нас, живущих на этой благодатной земле, по бережному отношению к природе в целях ее сохранения.

Справочно:

Ст.43 Конституции РФ закреплено право детей на образование. Согласно этой статье, гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного и школьного образования. А основное общее образование обязательно в нашей стране.

По Конституции родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования, а образовательные стандарты устанавливаются государством. Ученики имеют право на выбор школы, государственную аттестацию (сдача экзаменов, получение оценок в течение четверти, учебного года).

Получение образования должно вестись в соответствии с государственным стандартом, при участии в управлении школой советом старост, советом старшеклассников. Учащиеся не могут быть подвергнуты позорящим наказаниям, учителя не должны называть учеников обидными кличками.

Право на свободу совести, свободу информации. Это означает, что учителя в школе не должны скрывать информацию, из которой учащиеся могут черпать знания о том или ином предмете, явлении, теории.

В то же самое время, учащиеся школы должны выполнять свои обязанности: уважать учителей и администрацию и других работников школы, не оскорблять их. Своевременно выполнять все задания, предусмотренные программами по учебным предметам. За невыполнение обязанностей к ученику могут быть применены различные дисциплинарные меры, вплоть до исключения из школы.

Помимо Конституции Организация Объединенных наций приняла Конвенцию о правах ребенка. В нашем Отечестве Конституция и Конвенция о правах ребенка неразделимы. Конвенция о правах ребенка и Конституция РФ исходят из того, что ребенку необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. А это возможно лишь при уважении личности, чести и прав ребенка.

(по материалам пресс-служба Госсобрания-Эл Курултай Республики Алтай)