c_350_250_16777215_00_images_stories_2017_news_manyshev_bars_bars2.jpg Первый этап экспедиции WWF на плато Укок, запланированной для «паспортизации» всех особей снежного барса, прошел в Горном Алтае с 24 июля по 4 августа 2017 года.

"Финансовую поддержку экспедиции оказала компания "М.Видео", -сообщает пресс-служба Алтая-Саянского отделения WWF.
Его участниками стали сотрудники Алтае-Саянского отделения WWF, Сайлюгемского нацпарка и природного парка «Зона покоя Укок».

Во время обследования плато на высоте 2 000–3 000 метров над уровнем моря специалисты прошли пешком и проехали на автомобилях высокой проходимости около 800 километров и проложили 25 маршрутов по бассейнам р.р.Укок, Белая, Канас, Бетсу-Канас, Чолок-Чад, Кара-Чад, Ирбисту, Аргамджи, Калгуты. Автоматические камеры были установлены только в тех точках, где эксперты обнаружили следы присутствия редкого хищника: отпечатки лап ирбиса, экскременты, которые были собраны для генетического анализа, поскребы на земле и т.д.

К сожалению, оказалось, что численность ирбиса на плато Укок в несколько раз ниже ожидаемой. Точно мы подтверждаем обитание, как минимум, одной особи снежного барса. Скорее всего, с российской стороны хребтов Южный Алтай и Табын-Богдо-Ола обитает две-три особи снежного барса—не больше.

«Наиболее благоприятными для проживания ирбиса оказались отроги горного массива Табын-Богдо-Ола и его стык с хребтами Сайлюгем и Южный Алтай. За все время экспедиции мы видели очень мало копытных, что означает: пищи для ирбиса на Укоке недостаточно. Особенно низкая численность копытных на Южном Алтае вдоль границ с Казахстаном и Китаем»,—комментирует Александр Карнаухов, старший координатор проектов Алтае-Саянского отделения WWF.

«Актуальной проблемой на плато Укок остается забор из колючей проволоки длиной 50 км вдоль российско-монгольской границы. Это–линия инженерно-технических сооружений, установку которой начали, а потом бросили пограничники со стороны Монголии,— говорит Денис Маликов, заместитель директора Сайлюгемского национального парка. —Сейчас этот забор затрудняет перемещение диких животных, отмечаются случаи гибели копытных в колючей проволоке.

Решить проблему, т.е. демонтировать колючку можно только при участии государственных ведомств и правительств двух стран. Сейчас прорабатывается возможность разбора этого заграждения и вывоза его за пределы Укока».

c_200_150_16777215_00_images_stories_2017_news_manyshev_bars_manyshev.jpgСвоим мнением по выявленной проблеме делится председатель Комитета по аграрной политике, экологии, природопользованию Василий Манышев:

Считаю, что в последние годы наметилась тенденция сокращения всех видов диких животных, в том числе и редких, как в целом по стране, так и в нашем регионе. И если в советское время основной причиной было развитие сельского хозяйства, промышленности, то сегодня к их числу добавился фактор беспокойства среди диких животных, а также развитие внутреннего туризма, в т.ч. охотничьего с использованием высоко проходимой техники и летательных аппаратов.

Все это, по сути, создает невозможные условия для проживания дикой кошки, ведь мы имеем дело с ситуаций, когда нарушился ее много вековой покой. К фактору исчезновения редкого животного следует также отнести исчезновение парнокопытных, ведь, тем самым, сократилась кормовая база у ирбиса. Все выше перечисленные причины способствуют миграции диких животных в более спокойные места, а также их исчезновению.

Кстати, снежного барса еще 30-40 лет назад на нашей территории было достаточно много. Местные жители частенько жаловались, что ирбис заходит в кошары и истребляет домашних животных. Но за этот небольшой отрезок времени мы стали свидетелями, как этот вид дикой кошки попросту исчезает. Об этом говорят и результаты проведенной экспедиции.

Лично у меня вызывает серьезное опасение действия сотрудников Сайлюгемского национального парка Республики Алтай. В моем понимании, их действия вообще не поддаются никакому анализу. Ведь вместо охранных мер в отношении редких диких животных они вышли с предложением устраивать в 2017 году VIP-туры к местам обитания снежных барсов.

Об этом оригинальном туристическом продукте было заявлено директором парка Сергеем Пищулиным через Интерфакс. «В рамках тура, -отмечается в объявлении, -можно будет увидеть барса максимально близко и лично его сфотографировать. Это не будут массовые туры, скорее это vip-услуги».

Им ли не знать, к чему приводит нарушение покоя этого дикого животного, единственного, между прочим, вида крупных кошек, которые приспособились к высокогорным условиям проживания в Центральной Азии. Из-за труднодоступности мест обитания, ирбис остается малоизученным животным. Численность той дикой кошки насчитывает 70-90 особей. Снежный барс внесен в Красную книгу международного союза охраны природы и имеет статус исчезающего вида во всех 12-ти странах своего ареала.

Я согласен с мнением участников экспедиции, что, несмотря на то, что в 2010 году на плато Укок был создан природный парк «Зона покоя Укок», а сама территория объявлена Объектом природного наследия ЮНЕСКО, необходимых ресурсов у региональной особо охраняемой природной территории крайне мало.

Силами регионального парка контролировать туристический поток, практически, невозможно, для сохранения уникальной экосистемы требуется поддержка на государственном уровне. Но эта поддержка должна быть не только в административной и финансовой форме, но и в обеспечении выполнения требований действующих федеральных законов, соблюдения уставных правил для всех без исключения.

«В этих заповедных местах, -подчеркнул Василий Манышев, -необходимо не расширять поток туристов, а сужать его, если мы всерьез заинтересованы в том, чтобы этот вид редкого животного не исчез совсем на нашей территории. Даже ходить в этих местах надо умея—спокойно и очень тихо, не нарушая естественной тишины».

Кстати, лет 12-15 назад представители WWF прорабатывали идею организации сафари в Кош-Агачском районе, конкретно в границах Шавлинского заказника, ныне включенного в национальный парк «Сайлгемский».

К счастью, этого не случилось, но охота там проводится.

(по материалам пресс-службы Госсобрания-Эл Курултай Республики Алтай)