c_350_150_16777215_00_images_stories_2011_news_zdanie_gs.jpgМинистерство внутренних дел по Республике Алтай публикует сегодня на своем сайте рекомендации для граждан, в которых советует, как вести себя в общении с представителями власти.

Самый простой совет, которому нужно придерживаться–это вежливость при общении и знание своих прав и обязанностей.

«Интересно, а как вести себя, если он остановил вас для проверки документов, или пригласил в отделение, или, вообще, задержал? Как вести себя, что бы общение с представителем власти оказалось по возможности кратким и не повлекло за собой дополнительных проблем?».

Общение между сотрудником органов внутренних дел и гражданином, за исключением ситуаций, связанных с проведением специальных операций по задержанию преступников, должно начинаться, как гласит закон, с процедуры представления. У сотрудника полиции есть обязанность назвать гражданину свои должность, звание и фамилию, а затем объяснить свою цель обращения. Показывать всем встречным свое служебное удостоверение полицейский, разумеется, не обязан, но, по просьбе гражданина, с которым он разваривает, должен предъявить его в развернутом виде. Не думайте, что вам удастся подержать удостоверение в своих руках. Читать, что написано в этом документе придется из рук сотрудника, но при этом не запрещается переписать фамилию, имя, отчество стража правопорядка, его должность и номер удостоверения.

Итак, первая формальность улажена. Дальнейшее течение обстоятельств будет зависеть о того, с какой целью к вам обратился сотрудник полиции. По какой причине вы можете попасть в круг интересов органов внутренних дел? Самая типичная ситуация, по мнению обывателя, это, разумеется, проверка документов. Полицейский имеет право проверять документы гражданина, если у него есть основания полагать, что вы находитесь в розыске, или он подозревает вас в совершении преступления, или административного правонарушения. Т.е. вы можете быть похожи на какого-нибудь правонарушителя, прошедшего по ориентировкам. Поэтому фраза «Предъявите документы!» не должна быть для законопослушного гражданина громом среди ясного неба. Передайте сотруднику имеющиеся у вас любые документы. Приоритетом, конечно, пользуется паспорт гражданина. Но не секрет, что, как правило, паспорт у большинства граждан хранится дома. Без паники. Покажите водительское удостоверение, студенческий билет, пропуск на работу, в общем, любой имеющийся у вас документ.

Сотрудник полиции предлагает вам проехать с ним в отделение. Поинтересуйтесь, в качестве кого вы туда едете. Вы можете быть лицом, которое подозревается в совершении преступления, лицом, совершившим административное правонарушение, лицом, находящимся в розыске, очевидцем какого-либо правонарушения–в любом случае, сотрудник, если он твердо уверен в правомерности своих действий, доставит вас к месту. При этом гражданин, попытавшийся оказать неповиновение, будет привлечен за это к административной ответственности. А с тем, кто оказал сопротивление и причинил телесные повреждения полицейскому, будет общаться следователь в рамках уголовного дела.

При задержании гражданина полицейский обязан разъяснить причину задержания и основание применения таких мер. Кроме этого, у гражданина появляется право на юридическую помощь, при необходимости–на услуги переводчика, на уведомление близких родственников или близких лиц о факте задержания и, разумеется, право на отказ от дачи объяснений. Задержание, то есть помещение гражданина в комнату для административно задержанных или камеру изолятора временного содержания, должно обязательно сопровождаться составлением соответствующего протокола.

Бытует такое мнение, что лучше вообще отказаться от подписания каких-либо документов. Однако в этой ситуации может быть больше минусов, чем плюсов. Внимательно ознакомьтесь со всеми имеющимися материалами. Проверьте правильность проставления дат и времени. Поставьте, где необходимо, свои подписи, это будет гарантией того, что протокол не будет подвергнут изменениям. Напишите своей рукой, с чем не согласны, приведите свои доказательства. Помните, что любые действия сотрудника полиции могут быть вами обжалованы его вышестоящему руководству, в прокуратуру или суд. И именно поэтому стоит разрешать правовые ситуации исключительно правовыми способами.

МВД по РА намерен в ближайшее время продолжить диалог с гражданами и предложит рассмотреть различные ситуации, связанные с правоприменительной деятельностью органов внутренних дел. Граждане также могут предлагать для рассмотрения различные случаи и задавать вопросы. Вашу информацию примут по телефону в г.Горно-Алтайске: 9-20-51.