c_350_150_16777215_00_images_stories_2011_news_zdanie_gs.jpgСегодня исполняется 125 лет со дня рождения Павла Александровича Чагат-Строева–лирика, переводчика, члена ВЦИК, автора первой книги для чтения на алтайском языке.

Павел Александрович родился в 1887 году в с.Мыюта Шебалинского аймака в семье крестьянина-бедняка. В 12 лет остался сиротой, и дядя отдал его в Бийскую церковно-приходскую школу, где он проучился год.

С установлением Советской власти стал активным борцом за новую жизнь. Работал на самых различных участках культурного строительства: в Литколлегии, в книжном издательстве, в газетах и т.д. На Всероссийском съезде Советов (1922) был избран членом ВЦИК от Горно-Алтайской автономной области.

П.А.Чагат-Строев является одним из зачинателей алтайской советской литературы. Стихи и поэмы его печатались в газетах «Кызыл Ойрот», «Ойроттын комсомолы», в книгах для чтения «Ойрот школа» и «Тан Чолмон».

Он автор не только лирических, но и лиро-эпических произведений: «Ойгор-Баатыр» («Мудрый богатырь», 1926), «Кара-Корум» (1927), которые явились художественным достижением всей алтайской литературы. «Мудрый богатырь» - первая в истории алтайской советской литературы художественная книга, вышедшая на алтайском языке. В годы культа личности П.А.Чагат-Строев был репрессирован. Умер он в 1938 году в возрасте 51 года.

О деятельности одного из основателей алтайской советской литературы рассказывают ученые, литературовед.

-Н.М.Екеева (директор Института алтаистики имени С.Суразакова, депутат Республики Алтай):
-В основе обеих поэм ("Мудрый богатырь" и "Кара-Корум")–исторические события и лица. Для воссоздания реальных событий поэт использовал традиционную форму народного сказания, о чем он писал в предисловии к первому изданию сборника «Мудрый богатырь»: «Настоящая аллегорическая сказка написана для алтайцев в духе их сказок…»

Поэма «Кара-Корум» П.Чагат-Строева по широте охвата жизненного материала, по поэтичности описания, хроникальности фактов и событий занимает достойное место в истории алтайской литературы.  Что заставило, точнее, какие мотивы побудили поэта взяться за перо и рассказать читателям о событиях недавнего «прошлого»?  Как справедливо писал один из первых исследователей творчества П.А.Строева С.Суразаков, ему, свидетелю трагических событий, необходимо было запечатлеть по свежим следам правдивую картину, показать цели и задачи Кара-Корумской управы. Он, как начинающий художник, ощущал творческую потребность излить впечатления от пережитого в эпическую поэму, о чем и написал в предисловии к первому изданию.

Другими словами, само время требовало появления реалистической поэмы о народе и для народа. В 20-ые годы это был творческий подвиг, героический поступок, поскольку представитель молодой литературы за такой короткий срок сумел художественно осмыслить и воссоздать политические события исторического масштаба, развернувшиеся на Алтае в 1918-1922 годах.

П.А.Чагат-Строев сумел передать непосредственные переживания человека, утвердив психологизм в алтайской литературе. Кроме того, он продолжил традиции одного из трудных лирико-эпических жанров – поэмы, с помощью которой удалось запечатлеть трагические события тех лет и образы исторических личностей.

-Н.М. Киндикова (доктор филологических наук, литературовед):
-П.А.Чагат-Строев является одним из ярчайших поэтов своего времени. Многие поэты, которые пришли в литературу после него, а надо заметить, что его творчество приходилось на 20-30-е годы прошлого столетия, выделяют способность Чагата-Строева эмоционально проникать в душу читателя, и трансформировать чувства в мысли. Скорее всего, его произведения основывались на реальных событиях. Они были объективны для неоднозначного времени в котором он жил. Также, стоит особо отметить его привязанность и неотделимость к своему народу.  Интересен факт его биографии-фамилия отца Чагата-Строева–Тренихин. А Строев фамилия дяди.

Но, до сих пор остается неизвестным факт о кончине поэта. Умер ли он во времена репрессий или его расстреляли до сих пор остается загадкой.
Творчество Чагата-Строева оставалось актуальным для многих литераторов и писателей. В т.ч. для Лазаря Кокышева, Аржана Адарова, Бориса Укачина и для др.
Переводы его поэм "Мудрый Богатырь", "Кара-Корум" и др. были выполнены большим мастерством.

Также надо отметить, что первая алтайская хрестоматия была создана при помощи Чагата-Строева в 1934 году. К сожалению, не все наследие этого интереснейшего поэта было найдено. До сих пор многие его работы пылятся в архивах и библиотеках. В свое время, я находила его стихи в Библиотеке им.Ленина. Было бы разумно издать книгу с его творчеством, это нужно для молодого поколения, которое недостаточно знает произведения Чагата-Строева. Надеюсь, что в ближайшее время кто-нибудь возьмется за издание такой книги.

(пресс-служба Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай)