c_390_250_16777215_00_images_stories_2017_meroprijtia_knigantar_ukhgig.JPG«Сбывается все, что он предсказывал»-под таким заголовком сенатор представляет статью по итогам презентации книги об Ю.В.Антарадонове «Жизнь, посвященная Алтаю», вышедшей в республиканском литературно-издательском доме «Алтын Туу» в ноябре 2017 года.

Мы еще не осознали, в какое непростое и интересное время нам выпало жить. На наших глазах менялось общество. Из однопартийного советского, где, фактически, не было идеологических разногласий, оно в одночасье превратилось в политически активное многополюсное.

Свежи в памяти воспоминания, как наша Горно-Алтайская автономная область получила республиканский статус, и как все мы радовались открывающимся перспективам развития региона. Находясь в состоянии политической эйфории, все надеялись, что выстроить правовое государство с развитым гражданским обществом нам не составит никакого труда. Но шли годы, и мы начинали осознавать, что одного желания выстроить правовое государство недостаточно. Пришло понимание, что оно формируется годами–со своими новыми устоями и традициями.

Сегодня наш регион стал узнаваемым не только в России, но и далеко за ее пределами. Мы достаточно успешно стартовали в рыночную экономику, определив туризм и сопутствующую сельскохозяйственную отрасль, как вектор продвижения. Так что, у нас есть серьезные основания, чтобы утверждать, что мы-на верном пути.

Но я всегда считала и продолжаю считать, что такого роста мы вряд ли достигли бы, если в период становления нас не вели яркие личности, в т.ч. и Юрий Васильевич Антарадонов.

Этого коренастого, улыбчивого человека можно было увидеть на чабанских стоянках, где он легко общался с сельчанами и на лесосеках в северных районах республики; среди горняков Акташа и усть-коксинских мараловодов, в школах и больницах, в учреждениях культуры и на спортивных площадках. Он легко и свободно вел диалог с представителями Администрации Президента страны, федеральными министрами. Не в правилах Юрия Васильевича было поднимать голос на своих подчиненных.

Но в его манере общения, внимательном взгляде, точной речи, быстро принимаемых c_390_250_16777215_00_images_stories_2017_meroprijtia_knigantar_antyuv.jpgрешениях всегда можно было увидеть сильного руководителя. Он был в центре внимания на работе, на политическом собрании, на сходе граждан. В нашей литературе для таких людей найдено точное определение–герой своего времени.

Именно благодаря таким людям, которые крепко стоят на ногах и всегда знают, куда следует пойти дальше, мы имеем возможность спокойно смотреть в будущее.

Справедливости ради, следует отметить, что всегда доступный для всех и каждого Юрий Васильевич Антарадонов стал заместителем Председателя Правительства далеко не сразу. Но в его карьере нет ничего случайного. Обладая богатым опытом комсомольской, партийной, советской работы, умением организовать производство, решить трудную экономическую задачу, свести к минимуму проблемы в социальной сфере, он вошел в новые экономические отношения на редкость подготовленным человеком.

Теперь, спустя годы, я понимаю, как сложно было таким, как он, прошедшим огонь и воду, вести разговор с нами, депутатами, которые в политику пришли абсолютно без всякого опыта и в своих действиях, чаще всего, руководствовались эмоциями. Я имею в виду первые четыре года своей депутатской деятельности в третьем созыве.

Но он никогда и виду не показывал, что все мы, а это парламентское большинство, должны не один пуд соли съесть, прежде чем, освоим технологии «фабрику законов» и с максимальной активностью включимся в процесс реального законотворчества. Он с нами всегда разговаривал на равных и даже подбадривал, если видел, что мы теряемся в разговоре с ним, давая понять, что все у нас получится. И приходила уверенность.

Юрию Васильевичу, конечно же, далеко не всегда нравились выступления молодых и амбициозных в хорошем понимании слова депутатов, особенно, если критика шла в адрес работы Правительства. Но он внимательно всех выслушивал, не перебивал и редко доказывал обратное. Хотя мог пресечь все наши выпады, аргументов можно было найти немало. Как я, теперь, понимаю, для него важнее было увидеть, какие взгляды есть на ту или иную проблему, чтобы определить болевые точки, а потом уже приступить к поиску решений.

Во второй свой созыв, когда я возглавила комитет по бюджету, мы стали более тесно общаться во время деловых встреч. В сложные минуты я всегда ему звонила, и он, практически, всегда был на связи. И я знала, что на той стороне провода меня не только внимательно выслушают, но и дадут дельный совет. Да и общих тем у нас появилось немало, которые касались бюджетного планирования. Предстояло повысить заработную плату бюджетникам, а это-учителя, врачи, культработники-улучшить материальное положение и лекарственное обеспечение школ, больниц, клубов. И мы понимали, что на решение этих вопросов уйдет не один день.

Чем запомнился еще мне этот неординарный человек? Прежде всего, тем, что он не разделял вопросы большой государственной важности от тех, которые касались непосредственно лично каждого человека, исходя из принципа: «В жизни мелочей не бывает». Он умел так повести разговор с человеком, который пришел жаловаться, образно говоря, что у него в подъезде не всегда горят лампочки, что в ходе беседы тот невольно вставал выше собственной проблемы, переходя на вопросы, которые касаются всех.

Зная, как много обращается к нему людей за финансовой поддержкой и, что самое удивительное, большинство из просителей ее получали, при активном его содействии, однажды я удивилась этому вслух. На что Юрий Васильевич, со свойственной только ему доброй иронией, ответил: "Так уж сложилось в нашей стране, что у большинства людей неистребимо желание получить свое, за счет государственной казны. Они не виноваты, что родом из советского времени, при котором государство было обязано заботиться о каждом".

И он был бесспорно прав. Мы не вправе «воспитывать» людей, которые не смогли, по разным причинам, состояться при новой власти. По крайней мере, глубоко не проанализировав конкретный случай.

Одним словом, выслушать и понять человека, дано не каждому руководителю. Юрий Васильевич обладал этим бесценным даром и умел приходить на помощь, даже в самых трудных и, казалось бы, неразрешимых ситуациях.

Кстати, как правило, Юрий Васильевич разговаривал в стиле настоящего политика.

 

Татьяна Гигель, член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай.