c_310_200_16777215_00_images_stories_2012_novosti_vip_snaryshk.jpg«В сложившихся, уже принципиально новых, социально-политических условиях правотворчество становится одним из определяющих факторов развития на ближайшие годы. И роль Государственной Думы, соответственно, будет возрастать», –заявил на этой неделе во время пленарного заседания Председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин.
Он подчеркнул, что парламентариям предстоит не просто большая законотворческая работа – им предстоит отстаивать свою точку зрения в максимально открытом диалоге, причём с совершенно разными политическими оппонентами.

По мнению Председателя Государственной Думы, рост репутации Парламента, его профессионализм и престиж–это вопрос, объединяющий все парламентские фракции. И нельзя забывать, что, кроме партий, представленных в парламенте, будут появляться новые.

Сергей Нарышкин подчеркнул, что позиция каждой партии должна быть услышана. Он призвал все фракции уважать друг друга и работать в режиме сотворчества. Примером такого сотворчества может стать прошедшее недавно в Государственной Думе обсуждение трёх президентских законопроектов, направленных на реформирование политической системы.

Обсуждение проходило в широком формате, с участием руководителей непарламентских партий. Таким образом, новые формы парламентской работы частично уже нашли своё воплощение в процессе законотворчества. По мнению Сергея Нарышкина, практика приглашения в Государственную Думу непарламентских партий должна быть продолжена одновременно с подготовкой соответствующих регламентных процедур.

«Парламент должен восприниматься в обществе как авторитетная площадка для диалога по всем ключевым базовым вопросам, которые волнуют граждан», –подчеркнул Председатель Государственной Думы. Он считает, что диалог этот должен быть компетентным и уважительным, в ходе которого каждая из сторон слышит другую и хорошо знает настроение и мнение общества. В связи с этим, парламентская этика становится не только поведенческой нормой, но критерием профессионализма депутатов.

Тема превращения высшей законодательной власти страны в эффективный инструмент как законотворчества, так и достижения общественного согласия, звучит не впервые. В начале марта эта же проблема обсуждалась на заседании Экспертного совета при Председателе Государственной Думы. Члены совета-авторитетные учёные, эксперты–открыто высказывали свои взгляды на роль парламента в обществе и недостатки в его работе.

«На основе принятых парламентом законов создается социальная реальность, в которой мы живём, которая порождает проблемы, в том числе и негативные, с которыми мы начинаем бороться», –считает директор Института социально-политических исследований РАН, академик Геннадий Осипов. Он рекомендует привлекать к законотворчеству социологов, экономистов, международников. При этом законодательная работа, по его мнению, должна начинаться с чётко обоснованных целей: для чего принимается тот или иной закон и какие проблемы он будет решать. При принятии закона необходимо учитывать и его возможные социально экономические последствия.

Президент общероссийского фонда «Общественное мнение» Александр Ослон считает, что более широкое распространение должна получить практика общественной экспертизы законопроектов. Пока такую процедуру прошли законопроекты об образовании и о рыболовстве. «Законы эти в ходе общественной экспертизы были существенно переработаны. В связи с чем представляется, что коллективная работа над текстом особенно конструктивна именно в следующей модальности: если тебе не нравится закон, предложи свой вариант», –уверен Александр Ослон.

Функцией Парламента в ближайшем будущем должно стать осуществление системного анализа законодательства в целом.

«До недавнего времени законотворческая программа, которая реализовывалась палатами Федерального Собрания, формировалась за счет инициатив Правительства, что правильно и соответствует мировой практике, там до 80% законопроектов готовится и вносится правительством. В отечественном законодательстве сейчас сиюминутных вопросов уже не так много. Поэтому на первый план выходит согласованность уже имеющихся правовых актов», –отмечает директор Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, академик Талия Хабриева. По её мнению, когда законопроект заполняет пробел в регулировании той или иной сферы общественных отношений либо осуществляет настройку правового механизма, необходимо учитывать его соотносимость с уже существующими правовыми механизмами в этой сфере.

Таким образом, одной из приоритетных задач становится разработка новой технологии подготовки законопроектов с учётом требований времени и запросов общества. Ведь впереди работа над целым рядом общественно значимых и не терпящих отлагательства законодательных актов.

Первые шаги по совершенствованию этого процесса в Государственной Думе уже сделаны. Возрастёт роль Экспертного совета при Председателе Государственной Думы. В его ведении окажутся в том числе стратегические вопросы законотворчества. Предстоит сделать более эффективным и уже имеющийся парламентский инструментарий. Как отметил в своем выступлении Сергей Нарышкин, это и более действенное использование формата парламентских слушаний, и развитие института парламентского расследования, и усиление контрольной функции, в частности такого конституционного полномочия Государственной Думы, как заслушивание ежегодных отчётов Правительства.

Однако при этом речь не идёт о каком-либо соперничестве или противостоянии исполнительной и законодательной власти, как это мы могли наблюдать в 90-е годы, в ранний период становления российского парламентаризма. Важным моментом остаётся конструктивная работа законодателей с исполнительной властью. «Впереди у нас очень ответственный период, связанный с формированием и началом работы нового Правительства. Предстоят консультации, в ходе которых целесообразно обсудить не только перспективные цели развития России, планы работы будущего кабинета, но и вопросы взаимодействия ветвей власти», –напомнил Сергей Нарышкин.

Улучшение имиджа Парламента, расширение медийного поля, откуда можно черпать достоверную и компетентную информацию о работе депутатов,–также одна из важнейших задач руководства нижней палаты. По мнению директора Государственного института искусствознания Дмитрия Трубочкина, вектор этой работы должен быть направлен на создание в массовом сознании образа парламента как авторитетного интеллектуального центра по изучению актуальных общественных проблем.

«Компетентность, сотворчество и постоянный диалог с гражданским обществом–вот главные критерии самостоятельности парламента. И одновременно это слагаемые деловой репутации и престижа Государственной Думы», –подчеркнул Сергей Нарышкин.

«Парламентская газета»