c_310_200_16777215_00_images_stories_2012_zastavki_sfeder.jpgСпикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что законопроект о выборах сенаторов практически готов и должен быть принят до конца года.

Законопроект предполагает, что одного из двух представителей региона в верхнюю палату делегирует местный парламент, а второй будет избран вместе с губернатором на всенародных выборах. При этом, пояснила Матвиенко, кандидат в губернаторы будет предлагать три кандидатуры на пост сенатора, поскольку у людей "должен быть выбор".

По ее словам, одновременные выборы губернатора и сенатора позволят остаться в рамках Конституции, согласно которой Совет Федерации, в отличие от Госдумы, не избирается, а формируется. "Одновременное же выдвижение трех кандидатур, -отметила Матвиенко, -позволит решить вопрос с заменой выбывающего по какой-либо причине представителя исполнительной власти в СФ: его место автоматически перейдет к второму по рейтингу кандидату".

Сочетание "губернаторского фильтра" с идеей свободных выборов показалось удачным сенатору от исполнительного органа госвласти Пермского края Александру Починку. "В законе прописано, что сенат не избирается, а формируется. В данном случае мы и букву закона соблюдаем, и выборность обеспечиваем", -считает он.

Между тем, эксперты опасаются, что прошедшие "губернаторский фильтр" сенаторы не будут иметь высокого политического статуса и серьезной поддержки в регионах. "Введение некоего ценза, когда кандидатов в СФ выдвигает кандидат в губернаторы, не позволяет говорить о том, что население проявило свою волю при его избрании", -считает эксперт Института современного развития Андрей Максимов. По его словам, "поскольку в выборах могут участвовать и 10 кандидатов в губернаторы, при которых 30 кандидатов в сенаторы, избираться они будут небольшим числом голосов и представлять будут лишь малую часть населения".

С ним согласен гендиректор Центра политической конъюнктуры Константин Симонов. "Считаю, это очередная попытка чиновников оставить все как есть. Вроде бы выборы, а приглядишься: ну какие же это выборы? Как говаривал Ленин, по форме верно, по сути нет", -отмечает эксперт.

Вернуться к выборам Совета Федерации предложил Президент Дмитрий Медведев в своем Послании федеральному собранию 22 декабря 2011 года. Через несколько дней нижегородский сенатор Валерий Шнякин предложил избирать представителя от исполнительной власти региона в Совет Федерации в одной связке с губернатором. По его словам, это реально подняло бы статус сенатора и способствовало бы росту его влияния и в регионе, и на федеральном уровне.

Как вы относитесь к идее "губернаторского фильтра" на выборах членов Совета Федерации? Будут ли избранный таким способом сенаторы полноценными представителями своего региона? С такими вопросами корреспондент REGIONS.RU/"Новости Федерации" обратился к представителям верхней и нижней палат российского Парламента.
Парламентарии в целом одобрили законопроект о выборах сенаторов, предполагающий сочетание принципа выборности с "губернаторским фильтром". Они надеются, что такая система укрепит позиции сенаторов в регионе. Прозвучали и отдельные критические замечания.

Член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, представитель в СФ от исполнительного органа госвласти Белгородской области Николай Рыжков:
-Думаю, для нынешних условий данный законопроект-неплохой вариант.
Сенатор должен быть в тесной связке с губернатором, чтобы не получилось варианта "лебедя, рака и щуки", которые раздирают регион в разных направлениях. Конечно, с одной стороны выборы членов СФ, завязанные на губернаторский фильтр, трудно назвать прямыми, поэтому элементы нарушения демократии здесь присутствуют. Но надо реально смотреть на вещи. Кому хочется, чтобы регионы разжигала междоусобица? Никому! Следовательно, пока такая схема приемлема, а там посмотрим, как пойдет. Ну и по сравнению с тем, что сейчас, это, безусловно, прорыв, это все-таки выборы: из трех кандидатов народ выбирает одного.

Член Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, представитель в СФ от исполнительного органа госвласти Забайкальского края Бато-Жаргал Жамбалнимбуев:
-Мне кажется, что опасения отдельных экспертов о том, что выборы членов СФ через фильтр в лице губернатора нельзя назвать полноценными, не совсем обоснованы. Дело в том, что в существующую конституционную модель формирования СФ очень трудно вписать схему прямых выборов, поэтому и нашли способ проведения одновременных выборов главы региона в связке с тремя кандидатами в члены СФ. Причем надо понимать, что губернатор не привлечет в свою кампанию кандидатов, которые не были бы значимы для региона, не пользовались бы поддержкой людей.

В первую очередь, это будет невыгодно ему, потому что сильный сенатор усилит его позиции в регионе, а слабый-ослабит. Так что, я думаю, выбор из трех кандидатов, а если идет несколько кандидатов в губернаторы, то и кандидатов в члены СФ будет в несколько раз больше, это вполне здоровая конкуренция, которая реально будет работать на интересы людей, и позволит населению региона действительно влиять на избрание представителей верхней палаты.

Член Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, представитель в СФ от администрации Саратовской области Владимир Гусев:
-Считаю, что этот законопроект еще требует серьезного обсуждения и доработки.
Понятно же, что "благодаря" появлению условия прохода будущих сенаторов через уже губернаторский фильтр граждане-избиратели в своем выборе окажутся ограничены, поэтому по-настоящему о прямых выборах членов СФ пока говорить не приходится. Нынешний вариант законопроекта это исключает. А раз нет прямых выборов, то не может быть и речи о полноценном представительстве сенаторами своего региона. Конечно, хорошо, когда у сенатора имеется крепкая взаимосвязь с губернатором–с этим никто спорить и не собирается. С другой стороны, у него должна быть максимальная связь и с регионом, и он также должен иметь максимальную свободу в высказывании своего мнения.

Член Комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками, член фракции КПРФ Василий Лихачев:
-Схема, предлагаемая в этом законопроекте, весьма интересна с точки зрения демократизации процедуры формирования верхней палаты. Тем более, что стоящие сегодня перед Россией основные политические задачи требуют наиболее полной реализации воли наших избирателей. К тому же, данный механизм полностью отвечает и положениям Конституции, предусматривающей именно формирование Совета Федерации.

Думаю, что после принятия и вступления в силу закона о выборах губернаторов, предлагаемый порядок может быть опробован в порядке эксперимента в тех регионах, где пройдут первые такие выборы. Сам я поддерживаю идею о "привязке" одного из двух сенаторов, представляющих регион, к избранному губернатору. Надеюсь, что это позволит нам возродить механизм живых эффективных связей федерального парламента с регионами, которых сегодня очень не хватает и в Совете Федерации, и в Государственной думе.

По настроениям многих своих коллег из Совета Федерации я хорошо знаю, что там существует серьезное стремление к тому, чтобы СФ превратился наконец в полноценную палату парламента, где интересы и проблемы каждого субъекта не только "презентуются", но и остаются услышанными, и решаются.

Член Комитета Госдумы по транспорту, член фракции "Справедливая Россия" Валерий Зубов:
-В целом я считаю вполне приемлемым заложенный в этом законопроекте механизм формирования верхней палаты. Он, кстати, обсуждался как один из вариантов очень давно, еще до появления у нас самой верхней палаты. Этот порядок соответствует логике Конституции, и действительно, никакого особого противоречия в понятиях "формирование" и "выборы" не существует. Однако, избранные в соответствии с таким порядком сенаторы могут быть реальными представителями интересов регионов при одном условии. Для них должен быть установлен ценз трудовой деятельности на соответствующей территории, как минимум, в 15 лет.

Само собой, такой ценз должен распространяться и на кандидатов в губернаторы. Нам пора искоренять совершенно неверное представление о том, что в регионах сложно найти достойных людей для работы в федеральных органах власти. Достойные, талантливые и профессиональные люди есть в каждом субъекте РФ.

Нынешний Совет Федерации при всем желании нельзя назвать органом, выражающим интересы регионов и способным эффективно обеспечивать баланс интересов регионов и федерального центра. За последние 12 лет палата прославилась в основном перебором в своем составе москвичей и перебором олигархов, их скандалами друг с другом. Это лишнее доказательство того, что власть, не подотчетная непосредственно избирателю, никогда не будет эффективной и вызывающей доверие.

REGIONS.RU