c_390_250_16777215_00_images_stories_2017_gig_giglip.jpg

Декабрь-время подведения итогов уходящего года, а также хороший повод для того, чтобы вспомнить самые яркие события, прошедшие за этот период.

По мнению члена Совета Федерации ФС РФ Татьяны Гигель, в ходе осенней сессии одним из таких незабываемых событий для нее и коллег-сенаторов стало выездное заседание профильного комитета верхней палаты российского Парламента в Липецкую область, на котором сенаторы, представляющие в Совете Федерации интересы аграрных регионов, имели возможность изучить перспективный опыт дальнейшего развития сельского хозяйства у нас в стране.

Сегодня мы предлагаем вниманию читателей интервью с сенатором.

-Татьяна Анатольевна, чем, на Ваш взгляд, интересен опыт Липецкой области-региона, который, еще совсем недавно, считался «средним» на фоне Кубани, Алтайского края, Оренбуржья, Амурской области?
—Действительно, еще в нулевых годах Липецкая область мало чем выделялась в «табели о рангах» отечественного АПК. Но уже с 2012 года отмечен резкий рост агропромышленного производства в этом регионе. Для лучшей наглядности попробую показать это на примере Уманского района, где нам удалось побывать. Он сопоставим с нашими районами в плане численности населения, занимаемых площадей, а главное нацеленности людей на занятие сельским хозяйством. Так вот, вплоть до 2011 года население этого района уезжало из деревень в поисках лучших условий жизни. Но уже с 2012 года обозначился приток людей. За пять лет, включая 2016 год, Уманский район принял около 1 200 переселенцев. Объем собственной продукции, товаров и услуг за прошлый год оценивается в 4,3млрд.руб., прибыль по району составила 460млн.руб. И такие районы в нынешней Липецкой области–вовсе не редкость.

Чем можно объяснить, на Ваш взгляд, такой экономический рост в этом регионе?
—В ходе выездного заседания у нас были встречи в трудовых коллективах. Мы общались с хозяйственниками, фермерами и кооператорами. Все сошлись во мнении: объявленные странами Запада экономические санкции в отношении России стали реальным толчком для развития собственного производства. Курс на импортозамещение был поддержан всеми жителями области.

Надо полагать, что большая часть областных проектов реализуется в сфере промышленного производства. Для нашего населения, 70% которого живет в сельской местности и активно занимается животноводством, интересно узнать, как сегодня там налажена сельхоздеятельность?
—Изучение опыта показало, что обозначенному рывку способствовал приход в район крупных компаний. Так, в деревне Бочиновка, при поддержке инвестора, в лице агропромышленного холдинга «Экокультура», объем выпускаемой продукции  достиг 60тыс.т овощей в год.

Компания «Ягодные поля» внедряет в этом же районе прогрессивную систему орошения.  И, что интересно, эта компания заинтересована в развитии кооперации на селе: по договорам с владельцами личных подсобных хозяйств в окрестных деревнях теперь выращиваются самые разные ягоды по новейшим технологиям. «Земляничное поле»—потребительский кооператив, который также развивает новое направление в аграрном секторе. Мощность этого кооператива—8 000 тонн продукции в год-свежей и замороженной, в ассортименте–более 10 видов ягод.

Татьяна Анатольевна, при знакомстве с опытом липецких аграриев, у Вас не возникали параллели с опытом выращивания фруктов и ягод, производства сыров и масла, мраморной говядины и т.д. в нашей республике?
-Как без них. Хотя, пока, у нас нет таких же высоких сравнительных показателей, как в Липецкой области, мне было очень приятно сообщить своим коллегам-сенаторам и представителям Администрации области, что в далекой Сибири, в зоне рискованного земледелия под патронажем Правительства региона аграрии Республики Алтай тоже немалого добились. Чего только стоят наши экологически чистые сыры, масло, мясные деликатесы, мед, травяные сборы и настойки, пантовая продукция. Да, наши яблоки из садов Беле с виду не так красивы, как липецкие, но по химическому составу в разы превосходят по качеству европейские.

Говорят, большое видно на расстоянии. Именно в этой командировке со всей полнотой я ощутила, насколько выверенным и своевременным было решение Главы республики Александра Бердникова оказать господдержку активистам, занимающимся возрождением яломанского сада. Уверена, что пройдет немного лет, и наши фрукты и овощи будут также востребованы на федеральном уровне, как сегодня молочная и мясная продукция. В самое ближайшее время, мы вернемся к опыту совхоза-завода «Подгорный», ОПХ «Горно-Алтайское»… Во всяком случае, на аграрной выставке «Золотая осень» мы с Министром республиканского Минсельхоза Александром Манзыровым убедились в том, что наша продукция пользуется повышенным спросом, и опыт передовых хозяйств страны поможет нам в возрождении собственного производства.

На Ваш взгляд, в республике уже есть опыт работы кооператоров, который можно распространять на все районы?
— Думаю, что да. В Шебалинском районе есть хороший опыт кооперирования, при закупе молока в личных подсобных хозяйствах. В с.Яконур, насколько мне известно, кооператоры осваивают переработку произведенного в районе мяса. Есть и другие примеры. Этому способствует серьезнейшая работа со стороны государства, Правительства региона по грантовой поддержке сельхозтоваропроизводителей. С помощью программ «Семейная животноводческая ферма», «Начинающий фермер» многие сельчане смогли встать на ноги. А представляете, если все эти средства объединить…

И я очень рада, что, все чаще и громче, в регионе звучат предложения по кооперированию сельхозпроизводств. Заслуживает внимания предложение Министерства сельского хозяйства региона о том, что нужно создавать единые кооперативы по производству и переработке полученной продукции. Как и предложение, что фермер или предприятие по производству молока должны быть ориентированы на продажу своей продукции, прежде всего, внутри республики. В наших непростых горных условиях сообща легче решать встающие перед сельчанами проблемы, которые касаются обработки земель сельхозназначения, зимнего содержания скота, переработки продукции и т.д.

Я понимаю, что непросто объединить крестьян, но участие в распределении прибыли от производства конечной продукции их должно заинтересовать. А, как показывает опыт Липецкой области, это возможно только с развитием кооперации.

А можно ли считать, что в Липецкой области внедряется какая-то очередная экономическая «модель»? У нас ведь много примеров, когда появлялось что-то новое, а потом оно забывалось…
—Нет, ни в коем случае. Опыт, который мы изучали, тем и хорош, что он появился изнутри. Никто не предлагал его и не навязывал сверху, как это часто у нас бывает. Кстати, у нас на Алтае тоже ведь был опыт дореволюционной кооперации, в одной только Успенской волости, нынешнем моем родном Чойском районе, работали при Столыпине десятки крестьянских артелей, и какой только продукцией они ни занимались, пока не началась насильственная коллективизация.

Татьяна Анатольевна, если возвратиться к статистике по Уманскому району, как там шло развитие кооперации в последние годы?
—В 2010 году там было шесть сельскохозяйственных кооперативов: четыре в системе снабсбыта и два перерабатывающих. В прошлом году насчитывалось уже 19 в системе снабсбыта, четыре переребатывающих и 30–кредитных. Охват личных подсобных хозяйств системой кооперации достиг уже 54%, и продолжается работа над тем, чтобы всех сельских жителей вовлечь в работу кооперативов.

Наши сельчане испытывают серьезные трудности в возможности поставлять свои продукты питания в торговые сети на территории республики. Удалось решить этот вопрос в черноземной России?
—В Липецкой области действует система заключения договоров с обременением, при которой торговым сетям приходится учитывать интересы региональной экономики: в каждом магазине таких сетей, как «Аникс» или «Мария Ра», не менее 10% торговых площадей должно быть отдано под местные продукты питания. В свое время, возглавляя профильный комитет республиканского Парламента, я изучала документ, подготовленный в Национальном банке РА. Выяснилось, что в 2007-2008 годах сумма ежегодной торговой выручки в «Марии Ра» составляла от 500млн.руб. до 800млн.руб. Так что, резерв пополнения бюджета у нас есть… И, конечно, должна развиваться кооперация, при которой нет никакой необходимости каждому товаропроизводителю открывать собственный магазин.

Татьяна Анатольевна, после такой поездки у Вас появилась уверенность в дальнейших перспективах развития сельского хозяйства у нас в республике?
—Безусловно. Говоря о нынешней политике импортозамещения, мы должны понимать, что это касается двух ведущих отраслей региональной экономики—сельского хозяйства и туризма. Что значит принять полтора-два миллиона туристов в год? В первую очередь, надо накормить их, предложить им качественные, экологически чистые продукты питания. И все возможности для этого у нас есть.

В г.Москве на сельскохозяйственной выставке «Золотая осень» мы имели возможность убедиться в том, что проблем со сбытом продуктов питания, произведенных в Республике Алтай, у нас больше нет. Мы видим опыт туркомплекса «Алтай-Резорт», когда в интересах туристов и отдыхающих развивается собственное подсобное хозяйство. Это пример для всех туроператоров, работающих на территории нашей республики. Будут появляться такие хозяйства—появятся новые рабочие места для местных жителей. И, конечно, большое будущее у нас—за развитием сельскохозяйственной кооперации.