c_350_150_16777215_00_images_stories_2011_news_zdanie_gs.jpgАргымай Кульджин-личность предопределившая свое время. Но для наших современников он до сих пор остается  малоизвестным и неоднозначным.

С одной стороны, это человек передовых взглядов, сумевший перенять и претворить в жизнь все новое еще в дореволюционное время прошлого века. С другой, он принимал активное участие и был одним из организаторов в ряде исторических событий, происходивших в начале прошлого века в Горном Алтае.

28 февраля Председатель Государственного Собрания-Эл Курултай РА Иван Белеков, присутствовавший на торжественном открытии общеобразовательной школы в с.Теньга МО «Онгудайский район», высказал предложение о присвоении школе имени Аргымая Кульджина.

Сегодня о высказанной идее спикера размышляют депутаты РА, общественники, ученые.

Иван Самтаев, депутат Республики Алтай:
-Я всецело поддерживаю предложение, высказанное спикером республиканского c_250_250_16777215_00_images_stories_2012_deputaty_samt1.jpgПарламента И.Белековым, о присвоении Теньгинской средней школе  имени Аргымая Кульджина. Не спорю, личность Аргымая неоднозначная и неординарная. Молодое поколение мало знает о нем. На сегодняшний день у многих из них знания ограничиваются тем, что все еще крепкие столетние амбары продолжают стоять в с.Теньга. Ну еще наслышаны, что он был крупным баем, скотоводом, ездил за границу, улучшал местную породу лошадей.

К чести сказать, выведенная им порода до сих пор остается вне конкуренции на народных праздниках. В 1924 году ученые признали, что Аргымай вывел новую породу лошадей, дав название "Аргымайская порода".

Много было споров, касающихся его личности, особенно в советский период, заведомо был создан отрицательный образ, что он крупный алтайский собственник-бай, эксплуататор, владелец домов, имел вместе с братом Манди десятки тысяч голов скота и огромные по территории отгонные пастбища на границах Онгудайского, Усть-Канского, Усть-Коксинского р-нов, в Монголии.

Но для меня он, прежде всего, был человеком, сумевшим увидеть все новшества, и при этом эффективно их применять в производстве у себя на родине. Масштабы его предпринимательской деятельности просто удивляют. При этом он вел дела не только из-за корыстных побуждений, а с пользой для всего населения. Торговал с Монголией, по торговым делам неоднократно бывал в г.Петербург; с целью изучения коневодства был даже в Англии и Германии.

Это Аргымай Кульджин скрещивал арабских скакунов с местной породой; был поставщиком лошадей царскому Двору; сделал скотоводство товарным. Вместе с братом Манди открыл маслозавод, продукция которого  стала конкурентоспособной на мировом рынке, и шерстобитку; проводил искусственное орошение Кенгинской долины.  Ни это ли прогрессивные взгляды?

Думаю, что сегодня, в соответствии с новым временем мы должны по другому переоценить его роль, тем более, что благодаря кандидату философских наук В.А.Муйтуевой в 1995 году его имя было реабилитировано. Идея, высказанная И.Белековым,-присвоить Теньгинской школе имя Аргымая Кульджина мне кажется, станет еще одним шагом к тому, чтобы мы не забывали о людях, которые сделали очень много для экономического развития и просвещения населения Алтая.

Анна Ялбакова, депутат Республики Алтай:
-Я с детства наслышана об Аргымае и Манди Кульджиных, из рода когол майман. Хотя в c_200_250_16777215_00_images_stories_2012_deputaty_yalb.jpgсоветское время про них говорили, что они эксплуататоры, нажившие свое богатство на "горбу" простого народа, люди все равно относились к ним уважительно. Про Аргымая я слышала, что он встречался и наладил связи с известными русскими учеными, просветителями: В.В.Радловым, Г.Н.Потаниным, Н.Я.Ядринцевым, В.Я.Шишковым, Д.А.Клеменцем, помогал сбору алтайских коллекций в музей им.Александра III и музей этнографии народов ССР, общался с монгольскими монахами, знал монгольскую, русскую письменность, читал буддийскую религиозную литературу, знал историю.

Но самое главное, я считаю, что он строил и содержал за свой счет алтайские школы, выделял деньги на покупку учебников, карт, пособий. В других случаях передавал эти школы миссионерам с условием, чтобы в них преобладало светское начало; для компромисса с миссионерами построил молитвенный дом и церковь.

Школы Аргымая, как я слышала, отличались самым мирным настроением и направлением, здесь преследовалась только одна цель-грамотность. Единственным ее отличием от миссионерских учебных заведений было то, что занятия тут начинались без молитвы.

Таким образом, Аргымай в образовании видел будущее своего народа. Впрочем, общественная деятельность Кульджина этим не ограничилась. Со временем у него наладились прочные связи с ученым миром г.г.Томска и Петербурга. В начале ХХ века создавался Музей императора Александра III - нынешний Русский музей и Российский Этнографический музей. Предполагалось, что часть экспонатов составят предметы художественных промыслов и материальной культуры всех народов империи. Среди создателей уникальной коллекции музея был и Аргымай Кульджин.

Этот факт характеризует его как человека неравнодушного по отношению ко  всем происходящим событиям, очевидцем которых он был.
По рассказам старших, знающих людей, Аргымай выписал на свой маслосырзавод мастера-немца, который и вводил немецкие порядки чистоплотности. Прошло совсем немного времени, и масло, приготовленное в горах Алтая, стало одним из самых конкурентоспособных  на мировом рынке. Слава о знаменитых алтайских сырах и масле, наверное, пошла отсюда. С целью изучения коневодства он посетил Англию и Германию, неоднократно ездил в г.Петербург. Он произвел искусственное орошение Кеньгинской долины, фактически принадлежавшей ему. Пора, в школах уделить большее внимание известным личностям, сделавшим  много хорошего и полезного для развития Горного Алтае. На примере М.П.Чевалкова, Г.И.Гуркина, П.В.Кучияка, писателей-поэтов.

Белые пятна в нашей истории еще остаются. Думаю, для этого хорошим подспорьем станет тот факт, если коллектив школы согласится на переименование. Тогда появится причина для всестороннего изучения   личности этого человека.

(пресс-служба Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай)