c_350_300_16777215_00_images_stories_2017_tyulentin_tint.jpgГосударственное Собрание–Эл Курултай Республики Алтай по традиции в начале нового года подводит итоги своей работы.

Своим мнением о проделанной работе поделился спикер республиканского Парламента Владимир Тюлентин.

-Любой отчет предполагает получение ответа на вопрос, какие результаты были достигнуты в, той или иной, деятельности. В этом отношении, законодательство-особое направление. Здесь невозможно все взвесить или измерить. А значит, любой представленный анализ о проделанной работе будет, в какой-то мере, субъективен.

Если говорить в целом, то в отчетном году депутатский корпус республики старался своевременно отвечать на поставленные временем задачи. Среди принятых базовых законов и внесенных изменений в существующую законодательную базу не было ни одного малозначимого или нереализуемого законопроекта. Все они, как показывает время, оказались эффективно работающими.

Серьезная работа над законодательной базой региона позволила нашей республике целенаправленно двигаться вперед-вводить новые больницы, дороги и мосты, реконструировать школы. А это служит серьезным доказательством, что депутаты шестого созыва внесли серьезный вклад в повышение качества жизни жителей республики.

С точки зрения статистики

Если о проделанной работе говорить языком цифр, то в отчетный период парламентариями проведено 8 сессий, на которых рассмотрено 127 вопросов, принято 296 документов. Депутатский корпус рассмотрел 88 законопроектов, принял 79 законов, 208 постановлений, в т.ч. 22 базовых закона.

Большой интерес вызвали подготовленные депутатами 3 круглых стола, 3 выездных заседаний комитетов, 2 публичных слушания. В стенах Парламента было проведено 6 правительственных часов, 10 заседаний Президиума Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай.

За каждой из этих цифр стоит кропотливая работа, которая требует максимального внимания и профессионального подхода, тем более, если учесть, что высказанные во время обсуждения предложения приобретали, в своем большинстве, форму рекомендаций и законодательных инициатив с дальнейшей их проработкой в качестве законопроектов.

Программный документ

В ушедшем году наш законодательный орган работал над реализацией Послания Президента, которое Владимир Путин направил Федеральному Собранию 1 декабря 2016 года. В программном документе были поставлены задачи всем органам власти на 2017 год.

Обобщая итоги проведенной работы в данном направлении, следует сказать, что, в своем большинстве, запланированные мероприятия Государственным Собранием были выполнены. В рамках реализации основных положений Послания Президента РФ обеспечена законодательная база государственной поддержки социально-экономического развития коренных малочисленных народов в РА. Внесены изменения в Закон РА "О статусе депутата Республики Алтай". В целях совершенствования избирательного законодательства РА, рассмотрены изменения в законы РА "О выборах Главы РА, Председателя Правительства РА", "О порядке отзыва Главы РА, Председателя Правительства Республики Алтай", "О выборах депутатов РА".

В целях совершенствования избирательного законодательства РА, был принят закон РА "О внесении изменений в Закон РА "О муниципальных выборах в Республике Алтай».

Проблемы развития кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Алтай, налоговое стимулирование предпринимательской деятельности в Республике Алтай, в т.ч. занятых в сфере сельского хозяйства, также оказалась в зоне особого внимания депутатов. Парламентарии изучили вопросы информатизации здравоохранения в Республике Алтай, медицинской доступности в МО "Чемальский район", способствовали решению проблем по доступности высокотехнологической медицинской помощи РА.

О главном законе года–бюджете

Говоря о принятом в конце ушедшего года бюджете на 2018 год, стоит сказать, что каждая его статья направлена на улучшение качества жизни населения. Работа над этим важнейшим документом продолжалась в течение полугода, начиная с нулевого чтения и заканчивая парламентскими слушаниями. И результат, как говорится, налицо. Бюджет получился, прежде всего, сбалансированный, с ростом, в сравнении с 2017 годом, более, чем на 2млрд.руб.

Хотя, пока, мы не можем отнести его к бюджету развития, в прямом понимании этого слова, поскольку в нем не наблюдается коренного перелома в экономике. Но, наверняка, это-бюджет поступательный, поскольку мы видим его рост.

Останавливаясь на вопросе формирования бюджета, не могу не отметить, что уже несколько лет, при его верстке, применяется программный метод планирования бюджетных расходов. В настоящее время, он состоит из 12 государственных программ, на реализацию которых запланировано 92,7% от общего объема расходов. В отчетном году мы принимали бюджет на основе 11 госпрограмм, и их процент в бюджете составил 90,3%.

Очень важно, на мой взгляд, то, что в принятом депутатским корпусом главном законе года учтены многие предложения наших парламентариев. Это относится к вопросу предоставления местным бюджетам субсидий на дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения. В нем предусмотрены средства на обеспечение транспортной безопасности объектов автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Республики Алтай.

Серьезное внимание обращено на решение проблем по качеству питьевой воды. В числе запланированных мероприятий: строительство наружных сетей водоснабжения микрорайона «Аэродром» в с.Чемал, в микрорайоне «Покатайка» в с.Шебалино, реконструкция водопровода в с.Купчегень, строительство водопровода в зоне жилой застройки в с.Подгорное.

На государственную поддержку могут рассчитывать представители малого и среднего предпринимательства.

С чувством нескрываемого удовлетворения хочу сказать, что принятый депутатами республиканский бюджет позволяет надеяться, что в нынешнем году начнется строительство городской школы в микрорайоне "Заимка", а в 2019 году–долгожданной школы в с.Усть-Кокса.

С увеличением финансирования сельскохозяйственной деятельности можно предположить, что существенные изменения в положительную сторону произойдут в племенном деле, определенный всплеск намечается в сельскохозяйственной кооперации, прямая поддержка сельхозтоваропроизводителей, в виде грантов, также даст существенный рост показателей в отрасли.

Также большое внимание в бюджете на 2018 год будет уделено вопросам здравоохранения. В нем предусматриваются необходимые финансовые средства на укрепление материально-технической базы медицинских организаций, внедрение современных информационных систем, оказание помощи с использованием санитарной авиации.


Сохраняя человечески капитал

Считаю, что в ушедшем году создан очень серьезный задел в отношении решения вопросов семьи, материнства и детства, который позволяет двигаться в этой сфере дальше. Это вполне оправдано, поскольку все мы знаем, как важно для будущего сохранить качественный человеческий капитал.

Начнем с того, что в рамках взаимодействия органов государственной власти Республики Алтай органы местного самоуправления в Республике Алтай на законодательной основе получили право принимать в установленном законодательством порядке муниципальные нормативные правовые акты, направленные на охрану семьи, материнства, отцовства и детства.

Установленная социальная поддержка в регионе многодетным семьям, молодым семьям, одиноким матерям (отцам), приёмным семьям, семьям усыновителей, семьям, имеющим детей-инвалидов обеспечивается, в виде пособий и выплат, установленных федеральным законодательством, законодательством Республики Алтай, в виде предоставления социальных услуг, иных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан.

На мой взгляд, важное значение для региона имеет принятый 20 ноября 2017 года за №51 «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Алтай», в котором впервые дается определение такого важного понятия, как «семья».

Кстати, по поручению Президента России в этом году работа по сохранению семьи, как института гражданского общества, в данной области продолжена. Установлены ежемесячные выплаты за рождение первого и второго ребенка семьям, имеющим низкий доход в размере 10 500 рублей. Пособия будут отличаться, в зависимости от размера прожиточного минимума ребенка в регионе. Что касается программы материнского капитала, то президентские законы не только продлевают ее на три года, но и дают возможность использовать средства материнского капитала на образование детей с момента рождения второго, третьего ребенка и последующих детей.

Поддержка муниципалитетов

В числе насущных вопросов всегда было финансовое положение муниципальных образований в регионе. В течение 2017 года специально созданная при Парламенте рабочая группа проводила инвентаризацию бюджетных полномочий в поселениях и возможность наполнения муниципальной бюджетной казны. При ответе на первый вопрос выяснилось, что, на сегодня, в поселениях источников для выполнения полномочий явно не хватает, а значит, рост задолженности неизбежен. При этом, на уровне муниципальных образований используются далеко не все резервы для наполнения бюджета.

Кстати, такая же работа, только в отношении республиканских бюджетов, была проделана на уровне Совета Федерации, и результаты выявлены те же самые. Очень значимо то, что по инициативе Президента страны Владимира Путина Правительством РФ принята программа реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам регионов. Только в течение двух ближайших лет это даст субъектам Федерации более 400млрд.руб. дополнительных средств.

Будем надеяться, что работа над изменением концепции межбюджетных отношений будет продолжена и дальше. Я имею в виду справедливое распределение налоговых доходов между федеральным центром и субъектами.

В 2018 году Парламент продолжит работу по оценке финансового состояния муниципалитетов, в т.ч. путем рассмотрения на рабочей группе вопросов увеличения доходной части муниципальных бюджетов.

Об экологии

Прошлый год Указом Президента страны Владимира Путина был назван Годом экологии и Годом особо охраняемых природных территорий. Депутатский корпус активно включился в осуществление поставленных, в связи с этим, задач.

В его рамках шла подготовка проекта федерального закона «Об охране Телецкого озера», которое было отнесено к символам нашей страны, таким как, р.Волга и оз.Байкал. Сегодня разработанный депутатским корпусом совместно с Правительством республики проект федерального закона находится в Министерстве природных ресурсов России.

Совместно с Правительством республики была разработана программа-проект «По сохранению и предотвращению загрязнения Телецкого озера».

При содействии депутатского корпуса была переиздана Красная книга Республики Алтай-том «Животные и растения». Его исполнителем был определен Горно-Алтайский государственный университет.

В принятом законе «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Республике Алтай» даны определения понятий «экологическая культура», «экологическое образование», «экологическое просвещение», «экологическое воспитание», «экологическая информация, определены основные принципы экологического образования, просвещения и формирования экологической культуры в республике и т.д.

Закон РА «О полномочиях органов государственной власти Республики Алтай в области экологической экспертизы» также должен сказать свое веское слово в таком важном направлении, как экспертиза.

Как видите, мы сделали немало. Но регион вступает в новый этап развития, который требует решения не менее важных и масштабных задач, в которых без участия законодателей не обойтись. Нам предстоит вместе с Правительством республики принять новые законы по обеспечению рационального землепользования, развитию туризма в регионе, как одной из важнейших составляющих нашей экономики, ожидается модернизация межбюджетных отношений. И этот перечень можно еще долго продолжать. Но, вне сомнения, что с поставленными задачами мы справимся.