c_390_250_16777215_00_images_tint.jpgВ предстоящие выходные жители нашего региона, в т.ч. горожане, будут отмечать два республиканских праздника: Чагаа-Байрам—17 февраля и Масленицу—18 февраля.

Спикер Парламента республики Владимир Тюлентин делится своим мнением о предыстории и значении этих праздничных дней.

-Одним из первых законодательных актов принятым Верховным Советом Республики Алтай 18 декабря 1992 года был Закон о праздничных и памятных днях в нашей республике. Отсюда можно сделать вывод о том, какое важное общественно-политическое значение придавали народные представители молодой республики вопросам исторических традиций и практике проведения праздничных и памятных дней. Они прекрасно понимали, что республиканские праздники, как интегрирующая система, выступают в качестве связующего звена нашей культурной идентичности.

Так, праздничным объявлен День образования Республики Алтай–3 июля. Народным праздником признан Эл Ойын.

В законе указано, что граждане имеют право отмечать народные и религиозные праздники, праздники-курултаи сеоков. Тут необходимо отметить, что в 90-ые годы прошлого столетия в нашей республике развернулась широкая компания по возрождению исторических корней, народных обычаев и традиций, поэтому время проведения курултаев алтайских родов важно было отразить и в официальном документе.

В новой редакции данный закон был принят Государственным Собранием–Эл Курултай 24 апреля 2003 года. В законе отдельной статьей прописаны c_390_250_16777215_00_images_stories_2018_zastavki_chga.jpgпамятные даты: 1 июня–День образования Горно-Алтайской автономной области, 7 июня–День принятия Конституции Республики Алтай, 11 октября–День памяти (Эземнин кỷни), 25 октября–День принятия Декларации о Государственном суверенитете Горно-Алтайской АССР.

В перечне народных праздников приведены: Эл Ойын, Чага-Байрам, Тюрюк-Байрам–праздник кедра, Масленица–проводы зимы (по славянскому календарю) и Наурыз–Новый год (по мусульманскому календарю).

В данном законе отдельно выделен Чага-Байрам, как народный праздник встречи нового года по лунному календарю.

Празднику Чага-Байрам были посвящены изменения, которые, в дальнейшем, внесены в закон «О праздничных и памятных днях, юбилейных датах в Республике Алтай». Парламент республики 1 февраля 2013 года ввел наименование «Чагаа-Байрам», как вариант традиционного названия праздника, наряду с «Чага-Байрам». В законе подробно прописан порядок его проведения.

Прежде всего, в нем дано определение даты его проведения–один из трех первых чётных дней новолуния. До принятия этой статьи закона вопрос, когда проводить Чагаа, вызывал всевозможные дискуссии и споры. Общественность, представители традиционных верований склонялись к одной или другой версии. В течение нескольких лет данная проблема постоянно обсуждалась на страницах республиканских газет. Особенности лунного календаря таковы, что каждый год праздник выпадает на разное время. Поэтому чёткое указание, когда проводить народный праздник имеет для нас всех большое значение. Неслучайно такую поправку в закон вносили Глава Республики Алтай и группа депутатов. В законе прописано, что ежегодно дата проведения народного праздника определяется указом Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай. А день проведения Чага-Байрам (Чагаа-Байрам) является нерабочим праздничным днем.

В связи с этим, необходимо отметить, что предки алтайцев, как и других кочевых народов Центральной Азии, создали сложный циклический календарь, несущий базовую информацию о времени, пространстве и является культурным структурно-генетическим кодом этих народов. Чага-Байрам тождествен по времени и традициям его проведения всем аналогичным празднествам родственных тюрко-монгольских народов Южной Сибири и Центральной Азии, а также Калмыкии. Вся жизнь кочевых народов определялась с древнейших времен солнечно-лунными космическими циклами и находила свое c_390_250_16777215_00_images_stories_2018_zastavki_maslenn.JPGотражение в народных календарях.

На сегодняшний день, в нашем регионе дата наступления Чагаа-Байрам определяется с учетом лунного календаря и официально отмечается в один из трех первых четных дней с начала новолуния. Праздник ассоциируется с белым цветом, символизирующим чистоту в людских помыслах и поступках, открытость, обновление и процветание в делах, почитание старших и добрые ожидания.

Еще один народный, который отмечается по лунному календарю, является древнеславянский праздник Масленица. Это-один из самых веселых и долгожданных праздников в году, которого отмечают в течение семи дней. В это время люди веселятся, ходят в гости, устраивают гулянья и кушают блины. Блинная неделя–народное торжество, посвященное встрече весны. Народ прощается с зимой, радуется теплым весенним денькам. Древние славяне почитали солнце, как бога. И, с наступлением первых весенних деньков, радовались, что солнышко начинает прогревать землю. Поэтому и появилась традиция печь круглые, по форме напоминающие солнце, лепешки. Считалось, что съев такое кушанье, человек получит частичку солнечного света и тепла. Со временем лепешки заменили блинами.

Уверен, что народные праздники Чагаа-Байрам и Масленица будут и впредь способствовать сплочению всего многонационального народа Республики Алтай.

В праздничные дни желаю всем жителям удачи во всех начинаниях и долголетия. Пусть жизнь каждого наполнится счастьем, миром и благополучием. Тепла и уюта в домах, любви и радости, достижения всех целей, крепкого здоровья вам, дорогие земляки!


(пресс-служба ГС-ЭК РА)