c_390_250_16777215_00_images_stories_2018_meroprijtia_monitoring0218_rom.JPGПредседатель Комитета по законодательству и национальной политике Виктор Ромашкин в своем выступлении на итоговом совещании, посвященном мониторингу республиканского законодательства за 2017 год, подчеркнул, что законотворчество, является одной из центральных функций государственной власти и одновременно концентрированным выражением разнонаправленных социально-политических интересов.

Важнейшей задачей государства в области законодательной деятельности является приведение всей системы законодательства в соответствие конституционным и международно-правовым стандартам, обеспечения основных прав и свобод человека и гражданина, установление правопорядка и законности, - заявил парламентарий.
Виктор Ромашкин отметил, что Конституция Республики Алтай чётко определила круг субъектов, которые наделяются законодательной инициативой, то есть правом официального внесения законопроектов на рассмотрение Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай.
Правом законодательной инициативы согласно статье 87 Конституции Республики Алтай обладают Глава Республики Алтай, Председатель Правительства Республики Алтай, депутаты Республики Алтай, комитеты Государственного Собрания - Эл Курултай, Правительство Республики Алтай, представительные органы местного самоуправления, а также Избирательная комиссия Республики Алтай, Верховный Суд Республики Алтай, Арбитражный суд Республики Алтай, прокурор Республики Алтай и профессиональный союз Республики Алтай по вопросам их ведения. И этому праву соответствует обязанность законодательного органа рассмотреть законопроект и принять по нему определённое решение. 
Внесению законопроекта в Государственное Собрание – Эл Курултай Республики Алтай и его принятию предшествует подчас долгий и сложный процесс разработки, согласования и обсуждения законопроекта.
В соответствии со статьей 101 Конституции Республики Алтай высшим законодательным органом на территории Республики Алтай является Государственное Собрание – Эл Курултай Республики Алтай.

Среди всех органов и организаций, участвующих в законотворческом процессе, Государственное Собрание – Эл Курултай Республики Алтай постоянно взаимодействует с наиболее компетентными в данной области органами - Правительством Республики Алтай, Прокуратурой Республики Алтай и Управлением Министерства юстиции России по Республике Алтай.
Говоря о взаимодействии Парламента с этими органами необходимо сказать о четырехстороннем Соглашении, которое было заключено 31 марта 2011 года. Инициатором заключения Соглашения выступило Управление Минюста России по Республике Алтай.
Данное соглашение заключено в целях эффективного взаимодействия прокуратуры Республики Алтай,Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Алтай, Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай и Правительства Республики Алтай по следующим направлениям деятельности: «Нормотворческая деятельность Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай и Правительства Республики Алтай»; «Мониторинг нормативных правовых актов, принимаемых Государственным Собранием – Эл Курултай Республики Алтай и Правительством Республики Алтай»; «Проведение правовой и антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, принимаемых Государственным Собранием

Данным Соглашением урегулирован порядок подготовки и направления предложений в план законопроектной деятельности Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай и в план нормотворческой деятельности Правительства Республики Алтай. Каждый законопроект, внесённый в Государственное Собрание – Эл Курултай Республики Алтай, в обязательном порядке направляется в указанные органы для проверки на соответствие федеральному и республиканскому законодательству, а также для внесения предложений и замечаний. Все замечания и предложения, поступившие из Правительства Республики Алтай, Прокуратуры Республики Алтай и Управления Министерства юстиции России по Республике Алтай внимательно изучаются, при необходимости создаются рабочие группы по работе над отдельными законопроектами. 
Одним из основных субъектов права законодательной инициативы является Правительство Республики Алтай. В 2017 году Правительством Республики Алтай и Главой Республики Алтай, Председателем Правительства Республики Алтай было внесено в Государственное Собрание – Эл Курултай Республики Алтай 50 законопроектов.
Представители Правительства Республики Алтай участвуют во всех мероприятиях, проводимых Парламентом Республики Алтай – заседаниях комитетов, Президиума Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай, круглых столов. Это тоже зачастую связано с подготовкой определённых нормативных правовых актов. Кроме того, регулярно, накануне сессий в Государственном Собрании – Эл Курултай Республики Алтай проводятся правительственные часы, на которых Правительство Республики Алтай информирует депутатов о деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Алтай по отдельным направлениям. Парламентарий заметил, что есть смысл изучить внимательно предложение И.И.Белекова по принятию Госсобранием-Эл Курултай постановления по итогам рассмотренного на "правительственном часе" вопроса. Тем более, данные вопросы планируются и вносятся конкретными комитетами парламента. Они же, представляется, и должны готовить проект постановления для рассмотрения и утверждения сессией. Реализация и второго предложения Ивана Итуловича позволит повысить качество принимаемых нами законов. К сожалению, стало практикой законопроекты рассматривать сразу во всех чтениях, принятие закона только в первом чтении считается чуть ли не доработкой комитета. Виктор Ромашкин считает, что законы, особенно касающиеся проблем людей и местного самоуправления должны приниматься в первом чтении, затем направляться в муниципалитеты для предложений, а уж потом на следующей сессии принимать во втором и окончательном чтении.

Прокуратура Республики Алтай в соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства наделена широкими полномочиями в сфере правотворческой деятельности. Законом определено, что прокурор при установлении в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов.
Сотрудники прокуратуры Республики Алтай активно сотрудничают с Государственным Собранием – Эл Курултай Республики Алтай на всех стадиях законотворческого процесса.
Каждый законопроект, внесенный в Государственное Собрание – Эл Курултай Республики Алтай, или разработанный комитетом Парламента, в обязательном порядке направляется прокурору Республики Алтай для проверки на предмет соответствия федеральному и республиканскому законодательству, а также отсутствия коррупциогенных факторов.
Кроме того, прокурор Республики Алтай за последние годы всё активнее реализует предоставленное Конституцией Республики Алтай право законодательной инициативы. Так, если в 2015 году – прокурором Республики Алтай в Государственное Собрание – Эл Курултай Республики Алтай было внесено 6 законопроектов, (из них 3 внесены совместно с другими субъектами права законодательной инициативы), то в 2016 и 2017 годах внесено по 7 законопроектов.
Представители прокуратуры Республики Алтай также участвуют практически во всех мероприятиях, проводимых Парламентом: заседаниях комитетов, Президиума Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай, круглых столах, иных мероприятиях.
Прокурор Республики Алтай на постоянной основе принимает участие в сессиях Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай, а также ежегодно представляет в Государственное Собрание – Эл Курултай Республики Алтай информацию о состоянии законности в Республики Алтай. Ушла в прошлое практика, когда Госсобрание и прокуратура выясняли свои взаимоотношения в суде, сейчас всё решается на согласительных комиссиях.

Одним из важных органов, с которыми Государственное Собрание – Эл Курултай Республики Алтай активно взаимодействует в ходе своей работы - Управление Министерства юстиции России по Республике Алтай. На основании Приказа Минюста России от 3 марта 2014 года № 26 «Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации» одной из основных задач Управления является обеспечение единства правового пространства Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации. В целях реализации данной задачи Управление проводит правовую экспертизу (в том числе и повторные) нормативных правовых актов субъекта (субъектов) Российской Федерации на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации и федеральным законам, а проводит также антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации; направляет в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявший нормативный правовой акт, в случае выявления несоответствия данного акта Конституции Российской Федерации и (или) федеральному законодательству, мотивированное экспертное заключение, содержащее предложение об отмене данного акта или приведении его в соответствие с Конституцией Российской Федерации и (или) федеральным законодательством.
Помимо работы с законопроектами взаимодействие между Государственным Собранием – Эл Курултай Республики Алтай и Управлением Министерства юстиции России по Республике Алтай проводится и по другим направлениям, относящимся к компетенции Минюста  – по вопросам оказания бесплатной юридической помощи отдельным категориям граждан в Республике Алтай, по вопросам адвокатуры в Республике Алтай, по вопросам взаимодействия с некоммерческими организациями, зарегистрированными в Республике Алтай.

Говоря о взаимодействии Парламента с Правительством Республики Алтай, прокуратурой Республики Алтай и Управлением Министерства юстиции России по Республике Алтай необходимо сказать о четырехстороннем Соглашении, которое было заключено 31 марта 2011 года. Инициатором заключения Соглашения выступило Управление Минюста России по Республике Алтай.
Данное соглашение заключено в целях эффективного взаимодействия прокуратуры Республики Алтай,Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Алтай, Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай и Правительства Республики Алтай по следующим направлениям деятельности: Нормотворческая деятельность Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай и Правительства Республики Алтай; Мониторинг нормативных правовых актов, принимаемых Государственным Собранием – Эл Курултай Республики Алтай и Правительством Республики Алтай; Проведение правовой и антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, принимаемых Государственным Собранием – Эл Курултай Республики Алтай и Правительством Республики Алтай.
Данным Соглашением урегулирован порядок подготовки и направления предложений в план законопроектной деятельности Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай и в план нормотворческой деятельности Правительства Республики Алтай.
Соглашение действует уже почти 7 лет и за этот период времени показало свою практическую необходимостьи эффективность. В настоящее время разрабатывается новая редакция данного Соглашения.

В завершении своего выступления Виктор Ромашкин заявил, что Государственное Собрание – Эл Курултай Республики Алтай всегда открыто для сотрудничества не только с субъектами права законодательной инициативы, но и со всеми органами власти, общественными организациями и гражданами.
Законодатель особо отметил тот факт, что во многом от слаженной работы Парламента Республики Алтай, Правительства Республики Алтай, Прокуратуры Республики Алтай и Управления Минюста России по Республике Алтай зависит качество нашего республиканского законодательства. Несмотря на разногласия, которые порой возникают между нами в процессе взаимодействия, мы все понимаем, что мы делаем одно большое общее дело и главное для нас – это интересы людей, для блага которых мы трудимся.

(пресс-служба ГС-ЭК РА)