c_390_250_16777215_00_images_stories_2018_prochie_ulala.jpgВ конце февраля исполнилось 100 лет с момента создания в с.Улала на общем сходе жителей села первого сельского Совета крестьянских и солдатских депутатов.

В него вошли представители русского и алтайского населения села. Председателем избран бывший матрос-балтиец и большевик И.И.Некоряков, его первыми членами стали алтайцы-бедняки Ф.П.Суртаев, И.Е.Суртаев, братья Прокопий и Аннадист Семеновы и другие.

Совет приступил к решению практических вопросов жизни самого большого села Горного Алтая, главным из которых было, конечно же, урегулирование земельных отношений. Не обошли вниманием активисты такие проблемы, как самогоноварение и спекуляция. Необходимо было искать средства на содержание школ, больниц, осуществление общественной работы и другие нужды. Единственным источником средств были налоги, которые собирались с зажиточной части населения. У них же изымались семена для проведения весенне-полевых работ.

По мнению председателя Комитета ГС-ЭК РА по местному самоуправлению и правопорядку Виктора Хабарова, данная самоорганизация населения стала прообразом работы сельских Советов на местах. Рассказывая об истории создания местного самоуправления в новой России, парламентарий, в частности, отметил, что первым законом о местном самоуправлении, принятом в Российской Федерации, является Федеральный закон от 28 августа 1995 года №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

c_390_250_16777215_00_images_stories_2017_deputaty_khab0.JPGВ Республике Алтай довольно продолжительное время не было закона, регулирующего порядок организации местного самоуправления. 2 июня 1999 года принят Закон Республики Алтай №12-13 «О местном самоуправлении в Республике Алтай». Этим Законом была осуществлена попытка организовать местное самоуправление на уровне сельских советов.

В отношении города и районов приняли иной закон–Закон Республики Алтай от 2 июня 1999 года №12-11 «Об органах государственной власти города, района в Республике Алтай». Особенностью этого Закона являлось то, что органы власти города и района подчинялись республиканским органам государственной власти.

В некоторых субъектах Российской Федерации были приняты аналогичные Закону Республики Алтай законы об органах государственной власти города и районов (Удмурдская Республика, Республика Коми). Конституционный Суд РФ признал такие законы неконституционными, т.к. субъекты Российской Федерации не вправе создавать на уровне городов и районов государственные органы. Учитывая то, что полномочия этих органов дублировали полномочия органов местного самоуправления, и, в целом, правовой статус этих органов соответствовал правовому статусу органов местного самоуправления Конституционный Суд РФ указал на то, что такие органы должны считаться органами местного самоуправления.

В результате, в конце 2002 года прошли выборы глав и депутатов города и районов. Законы Республики Алтай «Об органах государственной власти города, района в Республике Алтай» и «О местном самоуправлении в Республике Алтай» в конце 2002 года были признаны утратившими силу.

Сельские советы были упразднены, на их уровне были созданы сельские администрации, являвшиеся структурными подразделениями районных администраций.

С таким муниципальным устройством не согласились жители с.с.Майма и Кош-Агач, которые в судебном порядке добились создания на территории сел муниципальных образований.

В новом Федеральном законе от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» было предусмотрено введение второго уровня местного самоуправления как на уровне городов и районов, так и на уровне сельских поселений.

Руководством республики в 2004 году было принято решение провести подготовку к введению второго уровня местного самоуправления на таком уровне, чтобы не было необходимости во введении переходного периода.

В 2005 году были приняты республиканские законы, необходимые для введения второго уровня местного самоуправления. Среди них можно выделить такие важные законы как от 13 января 2005 года №10-РЗ «Об образовании муниципальных образований, наделении соответствующим статусом и установлении их границ» и от 7 июня 2005 года №36-РЗ «О наименованиях органов местного самоуправления в Республике Алтай».

При создании местного самоуправления на уровне сельских поселений, была использована прежняя структура территориальной организации власти..

В целях подготовки к введению двухуровневой системы также был принят Закон Республики Алтай от 15 апреля 2005 года №27-РЗ «Об установлении численности и срока полномочий представительных органов первого созыва вновь образованных муниципальных образований Республики Алтай, а также срока полномочий глав этих муниципальных образований».

После избрания глав сельских поселений и депутатов представительных органов были приняты уставы сельских поселений, а также нормативные правовые акты.

Мы все сегодня понимаем, что основа организации местного самоуправления-это его самостоятельность, а самостоятельность возможна только при финансовой самодостаточности. У многих сельских поселений сегодня собственных доходов едва хватает на зарплату для главы поселения и нескольких муниципальных служащих, следовательно, о самостоятельности местного самоуправления, пока, говорить затруднительно.

Будем надеяться, что выход страны из экономического кризиса позволит подойти к реализации федерального закона №131 в полном объеме, и наши поселения будут иметь возможность реализовать ожидаемые от них полномочия.

 

(пресс-служба ГС-ЭК РА )