c_310_200_16777215_00_images_stories_2011_zastavki_sovfeder.jpgСенаторы намерены законодательно установить единый подход к признанию семьи многодетной.

При этом, меры поддержки будут зависеть от потребностей граждан, проживающих на территории конкретного субъекта.

В каждом регионе—свои критерии

Попытки объединить льготы для многодетных семей в одном законе парламентарии предпринимают давно. Однако, за последние два года, все поступившие в Госдуму инициативы были отклонены по разным причинам.

25 января, в ходе Рождественских парламентских встреч в Совете Федерации, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл напомнил о необходимости придать отдельный законодательный статус многодетным семьям. Спикер палаты Валентина Матвиенко поддержала предстоятеля РПЦ и дала поручение профильным комитетам начать подготовку соответствующего законопроекта. Тогда же была выработана стратегия работы над документом.

«Прежде, чем что-то менять в системе льгот, нужно получить данные из регионов, какие законы работают, какие критерии многодетной семьи действуют в разных субъектах», —рассказал председатель Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности Андрей Кутепов.

Анализ регионального законодательства, проведённый Комитетом по Регламенту, показал, что в каждом субъекте свои критерии многодетности. При том, что во всех регионах многодетными считаются семьи, воспитывающие трёх и более детей, в вопросе—сколько лет должно быть старшему и младшему ребёнку—данные существенно расходятся. В 82 субъектах статус многодетной семьи сохраняется до достижения старшим ребёнком возраста 18 лет. При этом, в 29 регионах статус сохраняется, если первенец, достигший возраста 18 лет, обучается в колледже или вузе по очной форме обучения (до окончания обучения, но не более, чем до достижения им возраста 23 лет).

В г.Москве многодетная семья пользуется всеми льготами до достижения младшим ребёнком возраста 16 лет. Кроме того, во многих субъектах действуют и иные основания признания семьи многодетной—постоянное или преимущественное проживание семьи на территории данного субъекта, наличие гражданства России у обоих или одного из родителей, а также у детей. В восьми субъектах гражданских супругов не признают многодетными родителями, даже если у них больше трёх детей.

Как выяснилось, заявленные местными властями льготы для многодетных семей тоже сильно отличаются, в зависимости от региона. Так, в 78 субъектах выплачивается региональный материнский (семейный) капитал либо приравненные к нему меры социальной поддержки. В 20 регионах родители, воспитывающие трёх и более детей, освобождены от земельного налога и НДФЛ. В 81 субъекте большим семьям предоставляют земельные участки, а в 13—транспортное средство.

Без бумажки льготы не дадут

Но многие родители, как выявил мониторинг, не могут воспользоваться этими льготами, из-за сложного механизма подтверждения статуса многодетной семьи. «В субъектах нет единого подхода и ресурса, поэтому многие семьи вынуждены доказывать, что они-многодетные, каждый раз, когда обращаются за какой-нибудь мерой социальной поддержки», —констатирует Кутепов.

В качестве примера, сенатор приводит случай, произошедший в одном из российских регионов. В многодетной семье всем детям заблокировали проездные билеты, в связи с тем, что старшему ребёнку уже исполнилось 18 лет. При этом, в базе данных зафиксировано, что старший ребёнок достиг совершеннолетия, но не указано, что в семье, помимимо него, ещё четверо несовершеннолетних детей. Маме, в таком случае, необходимо заново получать свидетельство о многодетной семье—уже на четырёх детей. Именно поэтому субъектовые льготы часто невостребованы многодетными семьями—у получателей просто нет времени, чтобы каждый раз собирать все бумаги.

Ещё одна тенденция, которую выявили авторы единого закона о многодетных—неисполнение регионами Указа Президента России «О мерах по социальной поддержке многодетных семей». Так, по данным исследования Совета Федерации, скидку в размере не ниже 30% за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией не предоставляют в 72 субъектах. В 15 регионах эта льгота привязана к доходу семьи и её могут получить только нуждающиеся.

Многие областные и краевые власти не исполняют даже те законы, которые они сами установили. Субъект может принять закон, к примеру, о предоставлении многодетным семьям беспроцентных ссуд на строительство жилья, но постановление о том, как, фактически, помогать многодетным, принимает только через два года. Или эту категорию ставят в очередь на получение какой-то меры поддержки, а в бюджет эти суммы не закладывают. Спустя время, местные власти отменяют программу, а семьям, которые стояли в очереди, не предоставляют никакой альтернативы.

Другая проблема касается жителей городов федерального значения—будут ли распространяться положенные им льготы, если семья прописана в мегаполисе, а живёт в соседнем субъекте, и наоборот. В настоящее время, некоторые регионы, например, власти г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области, уже предпринимают шаги по объединению льгот субъектов. Устранить все эти проблемы в законодательстве должен будет новый закон. Завершить работу над документом члены палаты регионов намерены до конца весенней сессии.

Основные новеллы будущего закона о многодетных:

  • Определение многодетной семьи;
  • Условия сохранения статуса многодетной семьи;
  • Порядок информационного обеспечения многодетных семей о мерах социальной поддержки;
  • Форма документа, подтверждающего статус многодетной семьи;
  • Вопросы распространения льгот на территории субъекта, отличного от места регистрации многодетной семьи;
  • Порядок реализации льгот, установленных в субъектах.

Парламентская газета