c_390_250_16777215_00_images_stories_2018_vip_online0706.jpgВ четверг Владимир Путин провел очередную, уже 16-ую по счету, "Прямую линию".

Разговор с Президентом продолжался почти 4 часа 20 минут. За это время глава государства ответил на 79 вопросов.

Одним из новшеств этой линии стало участие в беседе главы государства и граждан третьей стороны-губернаторов и министров. В ходе линии Владимир Путин "выводил в эфир" и членов кабмина, и глав регионов, а те комментировали ситуацию, давали свои пояснения.

"РГ" публикует наиболее значимые моменты этой беседы.

Какая полоса сейчас в экономике
Если говорить такими категориями: "белая", "черная", "серая", в какой полосе мы сейчас находимся, мы двигаемся в сторону устойчивого "белого цвета". Конечно, и в природе никогда не бывает абсолютной чистоты ни в чем. Посмотрите, в Арктике, Антарктике, вроде бы, абсолютно полная белизна, белая пустыня, и, все равно, даже там есть определенные вкрапления и серого, и черного цветов. Так же и у нас. Но, в целом, мы движемся в абсолютно правильном направлении.

Что дает основания так говорить и так считать. Во-первых, мы вышли на траекторию устойчивого роста экономики. Да, это-пока, рост скромный, небольшой, я уже об этом говорил, но это-не падение, а рост-1,5% за прошлый год. Растет промышленность, стабильно растет сельское хозяйство. И все это приобрело устойчивую тенденцию. Один из важнейших показателей: у нас продолжает расти продолжительность жизни, первое. И второе-мы, все-таки, вышли на устойчивый рост доходов граждан.

Что еще дает основания говорить о том, что мы двигаемся в правильном направлении? У нас-исторический минимум по инфляции. Это очень важная предпосылка для дальнейшего роста. И это все на фоне ускоренного роста прямых инвестиций: за прошлый год-4,4%. Это-очень хороший показатель. Это говорит о том, что, в ближайшей перспективе, рост гарантирован, обеспечен. У нас хорошее положительное сальдо торгового баланса. Вот разные цифры мне приводят, одни говорят-130млрд.руб. по прошлому году, другие-120млрд.руб.. Вчера мы с коллегами обсуждали это-окончательная цифра-115млрд.руб. Но и эта цифра-очень большая.

На фоне того, что у нас очень низкий уровень внешней задолженности, менее 20%, и рост наблюдается золотовалютных резервов Центрального банка (он был до 400млрд.руб., сейчас-уже 450млрд.руб., во всяком случае, где-то в этом районе), все это говорит о том, что у нас стабильные, хорошие условия для развития экономики.

Наконец, один из важнейших показателей: у нас продолжает расти продолжительность жизни, первое. И второе-мы, все-таки, вышли на устойчивый рост доходов граждан. Заработные платы выросли на 1,9%, а реальные доходы населения-на 3,8%. Тоже разные цифры эксперты приводят.

Если вычесть дополнительные выплаты для пенсионеров в размере пяти тысяч рублей, которые сделаны в конце прошлого года, то это будет, как раз, 3,8%. Сразу хочу сказать и оговориться и, чтобы наши уважаемые зрители это услышали, еще раз: конечно, это не каждый человек на себе ощущает, но, в целом, это-абсолютно объективная статистика, и это-так оно и есть, это-правда, на самом деле.

У нас растет экспорт машин и оборудования, причем, существенно растет, что говорит об определенных структурных изменениях в экономике. Я уже с удовлетворением отмечал, что растет экспорт сельхозпродукции. Смотрите: он в позапрошлом году был 20млрд.руб., и было приятно, что он превысил экспорт вооружений. Вооружений-15млрд.руб., сельхозтоваров-20млрд.руб., теперь уже-23млрд.руб., и будет еще больше в этом году. Т.е., мы можем, с полной уверенностью, утверждать, что мы двигаемся в направлении именно этой "белой зоны". Но проблем, конечно, еще достаточно.

О новом составе Правительства
Моя точка зрения заключается в следующем. И думаю, что многие со мной согласятся. Ведь понимаете, в чем дело. Дело в том, что тот план развития, о необходимости реализации которого мы говорим на протяжении последних лет, готовился прежним составом Правительства на протяжении последних, минимум, полутора лет. Я прекрасно знаю, что если бы мы 100% зачистили все Правительство и привели бы абсолютно новых людей, даже людей очень грамотных, хорошо подготовленных, минимум, два года потребовалось бы на то, чтобы сформулировать или уже имеющиеся задачи, или новые. Мы потеряли бы, минимум, два года. У нас нет этих двух лет. Поэтому мною было принято решение, что Правительство должно быть значительно обновлено за счет "свежих" людей, если позволите мне применить такой термин, но хорошо подготовленных и зарекомендовавших себя на больших, ответственных участках работы.

И необходимо было оставить тех, кто готовил решения для прорывного развития нашей страны, чтобы персонифицировать ответственность за то, что было сделано, до сих пор, и то, что намечается, в ближайшее время. Думаю, что у нас-оптимальный состав Правительства, на сегодняшний день.

О том, как реализовать майский указ
Прежде всего, есть ясное понимание, что нужно делать и как нужно делать. Эти задачи изложены и в моем Послании Федеральному Собранию, и в проекте плана развития, который должен быть принят Правительством осенью этого года.

Видите, даже сохранив костяк Правительства, мы, все равно, должны будем оформить соответствующие предложения и решения в течение ближайших месяцев. Потому, что, действительно, только новое Правительство в состоянии сделать то, о чем мы говорили на протяжении предыдущих полутора лет. Это-во-первых.

Во-вторых, нужно перейти в полномасштабном формате к работе по программному принципу. Мы применяли этот принцип по некоторым отраслям и по некоторым направлениям деятельности. Теперь вот такой программный принцип должен быть применен повсеместно. Он показал свою эффективность, практика применения таких методов имеется. Первое.

И второе... Нам, безусловно, нужно персонифицировать ответственность. Это, в т.ч., связано и с составом Правительства потому, что те люди, которые формулировали задачи, те люди, которые сейчас должны будут осуществлять реализацию этих задач, многие остались на своих местах. Те, кто пришел на их место, люди тоже хорошо подготовленные. Персональная ответственность должна быть абсолютной. У нас нет времени на раскачку.

И, наконец, третье-это финансовое обеспечение. Эти цифры уже звучали. Это, по предварительным подсчетам, мы исходили из того, что мы сможем на ближайшие шесть лет израсходовать 17трлн.руб., мы поняли, что на реализацию задач, о которых мы говорим и о которых вы сейчас только сказали, нужно, как минимум, дополнительно еще восемь триллионов рублей.

В общем и целом, понятно, откуда мы их можем взять. Это, прежде всего-рост самой экономики, и это-главный источник поступления дополнительных ресурсов, это-более эффективное использование имеющихся ресурсов, это-настройка, в некотором смысле, наших макроэкономических планов и, конечно, настройка налоговой политики, при том, что эта налоговая политика (в ближайшее время, Правительство должно с этим определиться), ее стабильность должна быть гарантирована, абсолютно, на ближайшие шесть лет. Вот это для участников экономической деятельности является самым важным и самым главным.

О росте налогов
Один из источников (доходов бюджета.-прим. "РГ")-это некоторая настройка налоговой системы. То, что вы сейчас перечислили, это, например, НДФЛ, т.е. налог на доходы физических лиц или налог с продаж, тоже обсуждался и в Правительстве, и на экспертном уровне.

Как известно, многие предлагают НДФЛ изменить, в т.ч. и политические партии, которые находятся в оппозиции, но представлены в Парламенте. Мы долго думали на этот счет. На первый взгляд, дифференцированная шкала налога на доходы физических лиц кажется и выглядит более социально-справедливой, т.е. кто больше получает доходов, тот должен и больше платить. Практика сложнее, чем эти теоретические формулы... Т.е. фискальный результат-почти нулевой, а шума-много, и ухудшение, в целом, инвестиционного климата очевидно, поэтому признано это нецелесообразным.

Что касается налога с продаж-тоже обсуждалось, и многие мои коллеги на экспертном уровне выступали за то, чтобы ввести такой налог. У нас, во-первых, такой налог был-налог с оборота. Это-серьезная нагрузка на экономику, в целом, и это-серьезная нагрузка, в конечном итоге, на граждан потому, что это неизбежно приведет к значительному росту инфляции.

Все это вместе убедило нас в том, что и введение этой нормы нецелесообразно. Есть другие предложения, которые обсуждаются в Правительстве и должны быть приняты. Вперед не буду забегать, давайте дождемся этих решений, они должны состояться в самое ближайшее время.

Как уменьшить бедность
Что касается нагрузки на граждан, которая может привести к увеличению бедности. Наша задача-уменьшить бедность в два раза. И об этом уже говорили, по-моему, неоднократно, мы ведь с 2000 года по 2007-й и 2008-й ровно в два раза уменьшили количество людей, живущих за чертой бедности.

В период сложных экономических раскладов 2008-2012 годов эта цифра немножко изменилась в, неблагоприятную для нас, сторону. Но сейчас, я уже сказал, у нас рост заработных плат-9,8% или 9,6%, рост реальных доходов увеличился-3,8%.

Мы двигаемся в этом направлении, и мы точно должны решить одну из главных задач: уменьшение числа людей, живущих за чертой бедности. И перераспределение в налоговой бюджетной системе направлено не на увеличение количества людей, живущих за этой чертой бедности, а, наоборот, на сокращение.

Речь идет о том, чтобы совершить определенные маневры в сфере налоговой и фискальной деятельности и направить ресурсы в т.ч. и на решение этой задачи-сокращение количества людей, которые живут в нашей стране за чертой бедности, создать такие условия, при которых государство сможет оказывать помощь именно тем, кто нуждается в этом, т.е., сделать ее более адресной. Если мы пойдем по этому пути, то неблагоприятного развития ситуации не будет, мы, скорее всего, добьемся положительного результата.

Цены на бензин: диалог в прямом эфире
Правительство приняло уже ряд решений, которые призваны, как раз, решить эту задачу... То, что сейчас происходит, это-недопустимо, это-неправильно. Но надо признать, что это-результат неточного, мягко говоря, регулирования, которое было введено, в последнее время, в сфере энергетики, в сфере энергоресурсов. Что сделано было? Правительство провело, так называемый, пересмотр некоторых налоговых мер по наполнению бюджета, так называемый, маневр сделало в этой сфере.

О чем шла речь, и что было сделано? Не буду вдаваться в детали и в подробности, но, на самом деле, это всё привело к стимулированию вывоза за границу, на экспорт, сырой нефти. Что произошло дальше? Цены на нефть на мировом рынке поднялись. Для того чтобы загрузить свои НПЗ, нефтеперерабатывающие заводы, компании наши делают это, но они считают недополученную выгоду за тот объем нефти, которую направляют на НПЗ, который они могли бы, как они полагают, реализовать на внешнем рынке и получить больший доход. Чтобы эти выпадающие, условно выпадающие, доходы компенсировать, поднимают цены и на бензин, и на дизельное топливо.

Правительство приняло уже ряд решений на этот счет. Напомню, совсем недавно это было сделано, кстати говоря, в диалоге с нашими ведущими нефтегазовыми компаниями. Что было сделано? Во-первых, снижен акциз по бензину на 3, по дизтопливу-на 2 тысячи-на 3 и на 2 тысячи. Принято решение отменить планировавшееся ранее, с 1 июля этого года, дальнейшее повышение акцизов, его не будет. К осени текущего года должны быть приняты дополнительные меры по стабилизации ситуации на рынке. Я исхожу из того, что и Правительство будет за этим строго следить, и Федеральная антимонопольная служба будет принимать соответствующие решения, не будет смотреть на происходящие события сквозь пальцы.

Чтобы послушать экспертное мнение людей, которые непосредственно отвечают за это, мы можем обратиться к Министру энергетики Российской Федерации.

Александр Новак: Разрешите доложить по текущей ситуации. Действительно, в мае отмечался, был зафиксирован рост цен на топливо на уровне в среднем 5,6% по отношению к апрелю. Это-действительно, выше уровня инфляции. Если брать январь-апрель, у нас цены на автозаправочных станциях росли на уровне не выше инфляции. Т.е., май был таким месяцем, когда мы отметили, действительно, по данным Росстата и в реальной ситуации, рост цен. На данный момент, рост цен остановлен. Правительством еще в мае оперативно было принято решение по ряду мер, направленных на стабилизацию цен на оптовом рынке и на автозаправочных станциях. Вы об этом уже сказали. Было принято решение с 1 июня снизить акцизы на дизельное топливо и на автобензины, эта мера уже работает с 1 июня, а также о неповышении акцизов на нефтепродукты с 1 июля.

И конечно, эти срочные фискальные меры уже оказали свое положительное влияние. Мы видим, что цены с 30 мая, с конца мая, на автозаправочных станциях не растут. Кроме этого, были достигнуты на уровне Правительства договоренности со всеми нефтяными компаниями о стабилизации цен на автозаправочных станциях, об увеличении объемов производства нефтепродуктов и поставки его на внутренний рынок, с тем, чтобы не допустить дефицита.

Хочу доложить, что, на сегодняшний день, существует необходимый объем топлива на внутреннем рынке для обеспечения внутренних потребностей, для обеспечения посевной, и никакого дефицита не отмечается.

Персональная ответственность должна быть абсолютной. У нас нет времени на раскачку.

Мы дополнительно проработали в Правительстве еще ряд мер, которые могли бы быть направлены на стабилизацию, в случае каких-то отклонений от цен. И здесь речь идет о возможности введения экспортной пошлины Правительством Российской Федерации на поставку нефтепродуктов на экспорт. Для этого подготовлен соответствующий проект закона, который мы, в ближайшее время, готовы внести в Государственную Думу.

Просим поддержать. Это будет дополнительным стимулом для того, чтобы цены не росли на внутреннем рынке.

Владимир Путин: Это-не только стимул. Это-скорее, угроза в адрес нефтяных компаний. Надеюсь, ничего подобного нам не потребуется. У нас всегда был конструктивный диалог с нефтяниками, с газовиками. Но то, что понимание с их стороны есть, понимание того, что проблему нельзя загонять в угол, ее надо решать, это-очень хорошо. Кстати, я смотрю, нам на экраны вывели вице-премьера российского Правительства Дмитрия Николаевича Козака. Знаю, он мне вчера об этом докладывал: он вчера встречался с ведущими нефтяными компаниями, с руководителями. Давайте дадим ему слово, давайте послушаем, о чём договорились.


Дмитрий Козак: Действительно, мы 30 мая договорились с нефтяными компаниями о замораживании цен. Правительство сделало встречные решения, это и есть миссия Правительства-гибко реагировать на ситуацию на внешних и на внутреннем рынках.

Поэтому 30 мая вместе с нефтяными компаниями, вместе с ключевыми министерствами, Правительством приняты необходимые решения о снижении акцизов, как вы уже сказали, в тех параметрах, которые есть.

А встречные предложения нефтяных компаний состояли в том, чтобы стабилизировать цены на нефтепродукты на автозаправочных станциях. Мы договорились о том, что мы будем ежедневно контролировать, мониторить ситуацию на автозаправочных станциях, и в течение недели в ежедневном режиме Федеральная антимонопольная служба докладывала Правительству о том, какая ситуация.

По состоянию на среду, в целом, все компании выполняют свои обязательства. Мы вчера дополнительно договорились об увеличении поставок на внутренний рынок бензина и дизельного топлива. За эту неделю уже объем биржевой торговли увеличился: дизельное топливо-на 20%, автомобильный бензин-на 19%.


Это тоже оказывает стабилизирующее влияние на рынок. В целом, как сказал Министр энергетики, за исключением отдельных компаний, в которых объем незначительный, обязательства выполняются.

То, о чем говорил Александр Валентинович по поводу угрозы, и, как вы правильно оценили, это-угроза, в случае, если договоренности не будут выполняться, мы, Правительство, буквально завтра, внесем в Государственную Думу законопроект, который предусматривает возможность для сдерживания, для того, чтобы снизить экспортный, так называемый, нетбэк, уравновесить, обеспечить равновесие внутренних цен и внешних на моторное топливо, внесем возможность для Правительства повышать экспортную пошлину на моторное топливо и, практически, уравнять с экспортной пошлиной на нефть.

К этому и нефтяные компании тоже отнеслись с пониманием. Эта угроза будет в руках Правительства. У Правительства появляется дополнительное окно возможностей для того, чтобы реагировать на ситуацию на внутреннем и внешнем рынках, но мы очень надеемся на то, что ее применять не придется.

В случае, если ситуация такая возникнет, а она будет определяться не только выполнением обязательств нефтяными компаниями, но и ценами на мировых рынках на нефть, то Правительство сможет оперативно, быстро принять необходимые решения. Уверен, что это приведет к стабилизации цен на нефть.

Владимир Путин: Готовьте этот законопроект, я его поддержу.

Дальний Восток: как решить проблемы
Давайте начнем с того, чем сейчас наш абонент закончил, а именно удорожанием билетов, пролетов из зоны г.Владивостока в другие части Российской Федерации...

Второе-по поводу билетов из г.Владивостока в другие части России. Один из волонтеров только что сказал: есть программы, которые субсидируют перелеты в отдельные периоды времени по году и работают на отдельные категории граждан по возрастным группам.

Первое, что нужно сделать, это, конечно, расширить географию (она постепенно расширяется) применения таких субсидий и расширить время применения, использования субсидий и возрастные группы. Но это-частные, точечные решения, хотя они тоже востребованы и могут быть реализованы.

И наконец, все-таки, самое главное решение, может быть, в преддверии сегодняшнего нашего мероприятия или просто уже подготовленное заранее, но, во всяком случае, такое решение по Дальнему Востоку вчера или позавчера Правительством принято, а именно: решение об обнулении НДС на эти перевозки. Это-первый, очень важный, существенный шаг снижения стоимости билета, но посмотрим, как будет работать эта практика. Это-первое.

Второе. По поводу рынка труда на Дальнем Востоке. Да, конечно, это-одна из проблем, вы абсолютно правы. И очень жаль, что инженер в сфере, как вы сказали, самолетостроения должен работать маляром, хотя и профессия маляра хороша, но уровень его квалификации, судя по всему, гораздо выше, чем просто крыши красить.

Но, в этой связи, что мы делаем? Хочу обратить ваше внимание на то, что мы, все-таки, поддерживаем те высокотехнологичные сферы производства, которые традиционно созданы еще в прежнее десятилетие на Дальнем Востоке. Одна из них-это и авиастроение, причем, если раньше на Дальнем Востоке занимались только боевым самолетостроением, то теперь мы развиваем и гражданские компетенции.

Скажем, самолет "Суперджет 100"-он гражданский самолет, как раз, с использованием наших компетенций в самолетостроении, в целом, и в т.ч. в сфере боевой авиации. Но мы делаем это уже на современной базе, с использованием иностранных технологий и компетенций, в сотрудничестве с итальянскими, французскими коллегами. Последние работали в сфере двигателестроения.

Так что, мы это будем развивать, наряду, скажем, с судостроением, которое мы возрождаем на Дальнем Востоке. Верфь "Звезда", на которой проводятся большие работы, там будут строиться специальные суда, причем, такого тоннажа, которые раньше в России, вообще, не строились.

Мы будем развивать на Дальнем Востоке космическую отрасль. Новый космодром Восточный построен именно на Дальнем Востоке, а не где-то в другом месте. И эти компетенции будут расширяться. Высокие технологии, включая автомобилестроение. Мы, как вы знаете, там сделали серьезный шаг в сфере науки и образования.

По сути, создали новый университет на базе имеющихся, конечно, вузов, но, тем не менее, Дальневосточный федеральный университет-это то, чего в таком качестве и в таком масштабе раньше на Дальнем Востоке не было. Все это-вещи такого длительного, большого цикла, но в этом направлении мы будем, безусловно, двигаться дальше.

Теперь по поводу "дальневосточного гектара". Программа работает. При всех ее издержках, а издержки есть, и спасибо большое, что вы, еще раз, обратили на это внимание. Сказать, что все хорошие участки забрали чиновники, надеюсь, что это-не так. Но, дополнительно, еще раз, проверим, хотя мы неоднократно к этой теме возвращались.

Судя по тому, что такие вопросы возникают, эта программа востребована, люди с удовольствием берут эти участки. Мы теперь приняли решение, вы знаете, чтобы давать эту землю не только дальневосточникам, но и людям, проживающим в других регионах Российской Федерации, но которые хотят, готовы и переедут, для того чтобы устроить свою жизнь именно на Дальнем Востоке. Будем совершенствовать эту систему. Обязательно обращу на это внимание.

О том, как относиться к обвинениям Запада в адрес России
Что можно сказать. Неоднократно уже высказывался на этот счет, могу только повторить. Это такой, видите ли, способ сдерживания России, также, как и пресловутые санкции потому, что эти бесконечные обвинения создают базу для применения сдерживающих мер, как думают те, кто прибегает к таким средствам работы с Россией, сдерживания развития России. Почему это делается? Потому, что видят в России угрозу, видят, что Россия становится для них конкурентом.

Мне представляется, что это-очень ошибочная политика потому, что нужно не сдерживать кого бы то ни было, в т.ч. и Россию, а наладить конструктивное взаимодействие, и тогда общий эффект для мировой экономики будет исключительно позитивным, причем, для подавляющего большинства участников международного общения.

И понимание этого, все-таки, приходит к нашим партнерам. Вы же видите, что во многих странах происходит. Там, уже на политическом уровне, все говорят о необходимости выстраивать нормальные отношения. Да, каждая страна имеет свои собственные интересы, но они не должны решаться с помощью эгоистических методов политики, в т.ч. в сфере экономики. Понимание этого приходит ко многим нашим партнерам. Надеюсь, что этот процесс будет набирать обороты.

Для нас очевидно, для России очевидно, что мы должны защищать свои интересы. Делать это последовательно, не по-хамски, не грубо, но защищать свои интересы и в сфере экономики, и в сфере безопасности. Мы это делали и будем делать. Но мы всегда ищем компромиссы, стремимся к этим компромиссам.

Все это давление закончится тогда, когда наши партнеры убедятся, что применяемые ими методы неэффективны, контрпродуктивны, вредны для всех, и что придется считаться с интересами Российской Федерации.

Минские соглашения: альтернативы нет
Захар Прилепин: Здравствуйте! Меня зовут Захар Прилепин, советник главы ДНР и офицер армии ДНР. У нас здесь есть ощущение, что украинская армия воспользуется чемпионатом мира по футболу и начнет активные наступательные боевые действия. Как вы прокомментируете эту ситуацию?

Владимир Путин: Надеюсь, что до таких провокаций дело не дойдет. А если это случится, мне думается, что это будет иметь очень тяжелые последствия для украинской государственности, в целом.

Еще раз, хочу подчеркнуть: рассчитываю, что ничего подобного не случится. Да и невозможно запугать людей, которые живут на этих территориях-в Донбассе, в ЛНР, ДНР. Мы видим, что там происходит, и видим, как люди это все переносят. Мы оказываем обеим непризнанным республикам помощь и будем это делать дальше. Но то, что происходит, в целом, вокруг этих территорий-это, конечно, печально.

Но это, кстати, говорит еще и о том, что действующее украинское руководство не в состоянии решить эту проблему. Ну как можно решать эту проблему, считая эти территории своими и организуя полную блокаду этих территорий? Как можно считать эту территорию своей и людей, которые проживают на этой территории, своими гражданами и постоянно подвергать их обстрелам, когда страдают мирные жители? Именно мирные жители.

И сейчас представители ОБСЕ фиксируют увеличение этих обстрелов именно со стороны вооруженных сил Украины. Зачем это делать, когда нужно просто идти по пути выполнения Минских соглашений? Это просто нелепо, с точки зрения реализации конечного результата-восстановления территориальной целостности страны. Чем дольше и чем дальше это происходит, тем хуже для Украины. Вы знаете, мне иногда кажется, что Украина, вступая сейчас в новый внутриполитический цикл, в т.ч. и по выборам в Раду, и по выборам Президента, и ситуация, в этой связи, усугубляется. И я, еще раз, хочу это подчеркнуть: нынешние украинские власти, особенно в этой ситуации, не в состоянии решить проблему этих территорий-ЛНР и ДНР в т.ч. потому, что им не нужны избиратели с этих территорий. Потому, что ясно, что они за действующую власть никогда не проголосуют.

Но если власти будут руководствоваться своими узкокорыстными и политическими, и экономическими интересами, если будут продолжать грабить свой народ и откладывать деньги на "черный день" в офшорах на свое собственное имя, то тогда ни к чему хорошему эта ситуация не приведет.

О слухах по поводу "закрытия" "Инстаграм" и "Ютуб"
Мы не собираемся ничего закрывать. Я прекрасно знаю ситуацию вокруг "Телеграм".

Что, по этому поводу, хотел бы сказать? Вы на своем месте и вы сейчас сказали, что вы волнуетесь. И я на своем месте тоже волнуюсь, знаете за что? За безопасность людей. Когда представители, допустим, правоохранительных и специальных служб мне говорят, что после взрывов в Петербургском метро они не могли отследить переписку террористов, не могли вовремя принять решение потому, что она зашифрована, а террористы этим пользуются. Но как я должен на это реагировать? Ведь вопросы безопасности-в первую очередь, не правда ли?

Но, в то же время, я сам работал в специальных службах и знаю, что легче всего запретить, труднее-найти цивилизованные способы решения. Поэтому я буду побуждать всех своих коллег идти именно по этому пути, именно по пути использования самими спецслужбами, правоохранительными органами современных средств борьбы с правонарушениями, в т.ч. и с террористическими проявлениями, не ограничивая пространство свободы, в т.ч. в интернете.

Космос ждет прорыв
Освоение космического пространства, космических технологий чрезвычайно важно для любой страны, а уж, тем более, нашей, которая имеет в этой сфере значительные, может быть, даже уникальные компетенции.

Неслучайно и первый спутник-советский, и первый человек в космосе Юрий Гагарин-это наш соотечественник. Эти технологии развиваются, развиваются активно и очень активно коммерциализируются. И, в этом смысле, мы должны сделать много шагов вперед, в т.ч. по качеству спутников, по качеству аппаратуры. Мы должны вернуть себе и твердо удерживать нашу компетенцию первенства по запускам. Здесь есть конкуренция большая. Наши французские друзья и партнеры Гвиану используют активно, развиваются в Азии очень быстрыми темпами космические технологии, в Соединенных Штатах. Это-все очень хорошо, нормально. Мы работаем со всеми партнерами, у нас есть планы. Несмотря на все сложности, скажем, в отношениях со Штатами, американские ученые и наши вместе работают, думают об изучении дальнего космоса, в т.ч. таких планет, как Венера.

У нас есть своя программа, очень хорошая программа. Допустим, новая программа "Сфера", которая предполагает запуск на ближайшие несколько лет 600 с лишним спутников, которые будут заниматься и позиционированием, и зондированием Земли, и связью. Это будет, вообще, прорыв.

Это-еще одно направление, где мы можем осуществить прорыв потому, что качество связи будет такое, что сможет, по сути, заменить кабельную связь и по качеству, и по охвату всей территории будет не хуже, но должна быть дешевле и доступнее. Это, в целом, может привести к абсолютной революции в сфере связи. У нас есть хорошие программы, связанные с освоением дальнего космоса. К 2022 году мы должны провести первые испытания ракеты среднего класса, и к 2022 году это должны быть уже пуски в беспилотном режиме, а к 2024-му уже пилотируемые аппараты должны использоваться.

Бороться с онкологией
Безусловно, этого нельзя добиться, не используя современные средства лечения, в т.ч. и в борьбе с такой бедой, как онкология. По сравнению с другими заболеваниями, от которых зависит продолжительность жизни, скажем, с сердечно-сосудистыми, у нас, может быть, здесь поменьше результатов, хотя позитивный тренд тоже есть. Что мы должны сделать в этом отношении? Отчасти вы об этом уже сказали. Кстати говоря, такие же вопросы и по г.Калининграду, и по г.Краснодару: когда будут онкоцентры сделаны?

В этой связи, что хотел бы сказать, и вы, как специалист, тоже это прекрасно знаете. Но я назову это, еще раз, чтобы наши граждане знали, по какому пути мы пойдем. Прежде всего-это ранняя диагностика. Если мы это сделаем, то тогда мы обеспечим... Вот Вероника Игоревна появилась на экране, сейчас мы ее попросим: если я что-то скажу неточно, она меня поправит. Сегодня раннее выявление у нас где-то 30% с лишним, а нужно добиться 50%-70%, и тогда, после выявления, мы обеспечим нормальное качество жизни онкобольным, минимум, на пять лет и больше. Сейчас, скажем, по детской онкогематологии у нас 90% с лишним излечений, уже после строительства онкогематологического центра в г.Москве, а было-я уже боюсь об этом говорить-где-то в районе 30% и меньше. А сейчас-90% с лишним! Т.е., результаты-возможны. Что для этого нужно сделать?

Одна из ключевых задач, которые сформулированы мною перед Правительством-это повышение доходов пенсионеров.
Первое, и я уже об этом сказал-ранняя диагностика.

Второе. Нам нужно уделить больше внимания ядерной медицине потому, что исследования с помощью этих новейших средств, как раз, и позволяют выявлять на ранней стадии или купировать то, что уже имеет место.

Теперь лекарственное обеспечение и химиотерапия. Это должны быть эффективные, отвечающие современным требованиям отечественные препараты.

Вероника Скворцова: К счастью, у нас уже сейчас, при всех локализациях раков, ранняя выявляемость-56%, и есть локализации, при которых 70%-80%.

Достаточно резко снизилась запущенность раков в нашей стране, и, если говорить о наиболее распространенных формах, таких, как рак репродуктивной сферы у женщин, то сейчас пять-девять процентов выявляется уже на четвертой стадии. Но и это-много. Именно поэтому с 2013 года мы запустили систему онкоскринингов в рамках диспансеризации и с этого года поменяли регламент этих диспансеризаций.

Сейчас в тех возрастных группах, когда риск рака наиболее высок, человек проходит обследование абсолютно бесплатно и качественно раз в два года.

Кроме того, в женских консультациях ежегодно проводятся профилактические осмотры женщин со всеми исследованиями-ультразвуковыми, цитологическими, микробиологическими.

Для нас проблема-увеличить настороженность по отношению к онкологическим заболеваниям участковых врачей-терапевтов. И, для этого, год назад была создана специальная электронная хорошо иллюстрированная программа.

Уже сейчас, за 2017 год 85% всех наших врачей первичного звена получили сертификацию, пройдя эту программу. Задача: по какому бы поводу пациент ни явился на прием к своему врачу, иметь настороженность и мысли о возможной необходимости дифференцировать с раком.

О том, нужно ли повышать пенсионный возраст
Что касается пенсионного возраста, то вы знаете мою позицию-я всегда относился и отношусь сегодня к этому в высшей степени осторожно и аккуратно. На что бы хотел обратить внимание. Одна из ключевых задач, которая сформулирована мною перед Правительством-это повышение доходов пенсионеров, причем, значительное повышение их доходов.

Правительству, в самое ближайшее время, это нужно будет обеспечить, безусловно, потому, что за этим и решение другой важной задачи-это уменьшение в два раза количества людей, которые живут за чертой бедности.

Так вот, какие меры будут предложены Правительством для решения этой ключевой задачи, мы должны узнать в самое ближайшее время. Надеюсь, что это будет Правительством сделано, и тогда мы будем уже обсуждать и говорить о мерах, которые Правительством предлагаются.

Но хочу, еще раз, подчеркнуть: ключевая задача во всей системе пенсионного обеспечения-это значительное повышение уровня благосостояния и доходов пенсионеров.

«Российская газета»