c_390_250_16777215_00_images_stories_2018_gosduma_belgdyazyk.JPG«Как я могу любить свою мать: «добровольно» или «обязательно?!!..». Именно этими словами депутат Государственной Думы от Республики Алтай Иван Белеков обратился к соратникам-парламентариям, при рассмотрении в первом чтении поправок в проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

Во многом и по этой причине Иван Итулович высказал свои наболевшие мысли по данной непростой проблеме.

-В начале, не углубляясь в конфликтные аспекты этой обострённой темы, хочу высказать ряд выношенных, если хотите, выстраданных мною мыслей. Каждый народ, большой он или малый, гордится языком своих предков. Справедливо будет сказать, что самая большая ценность народа–это язык, на котором он говорит и думает. Не зря язык называют душой народа.

Крепость России основана на цементирующей роли русского языка и языков народов, составляющих основу государственного устройства. Президент Российской Федерации В.В.Путин напоминает всем нам, что русский язык–это естественный духовный каркас всего нашего многонациональногогосударства. При этом, Президент отмечает, что «языки народов России тоже являются частью самобытной культуры страны».

В России этническое, национальное, языковое многообразие всегда рассматривалось как величайшая ценность. И если западные цивилизаторы уничтожили безвозвратно множество языков и народов, то Россия создавала алфавиты для очень многих языков, которые, до этого, их просто не имели. Сформировала научную филологию изучения этих языков и систему их поддержания, которая успешно функционировала на протяжении многих десятилетий.

Однако, острые проблемы на этом важнейшем направлении имеются, и их, к сожалению, немало. Наблюдается снижение, например, качества преподавания как русского языка и литературы, так и языков и литератур народов Российской Федерации.

Но сегодня речь идёт о поправках в вышеуказанный федеральный закон.

Первый его вариант, и это надо прямо признать, страдал нечёткостью и неоднозначностью формулировок, вызвав бурю эмоций в нашем обществе, особенно в республиках нашей страны.

К тому же, сегодня преподавание родного языка стали предлагать перевести на добровольное начало или обязательное (вместо права выбора) его изучение для всех, проживающих в том или ином субъекте. По моему глубокому убеждению, всего этого нельзя допускать, подобное чревато огромными негативными последствиями. Изучение государственных и родных языков не должно заключать в себе стихийный, неуправляемый характер. Такие знания должны закладываться в школах и даже в детских садах. Конечно же, здесь велика роль семьи, общественной среды, наполненной патриотическим самосознанием. Нужно взращивать тягу к языку, поскольку от этого зависит быть или не быть народу, каким бы он ни был: большим или малым.

Для обсуждения данного законопроекта в Государственной Думе была создана рабочая группа из представителей всех фракций. После многократных дискуссий был найден компромиссный вариант, который и был предложен к известному теперь Постановлению к данному закону.

Суть его в следующем: 1)Перевод государственных и родных языков из обязательной школьной программы в факультативную не предполагается. 2)Изучение родных языков было и остаётся обязательной частью федеральных государственных образовательных стандартов.

Более того, Правительству Российской Федерации предлагается разработать государственную концепцию преподавания родных языков и на этой основе принять государственную Программу по поддержке и развитию языков народов Российской Федерации.

Депутаты также предлагают, при подготовке бюджета, выделить специально средства на разработку нового поколения учебников по родным языкам народов нашей страны. Исходя из вышеизложенного, я, как депутат Государственной Думы Федерального Собрания, не мог «зацикливаться» на пресловутом первом варианте, поскольку мы уже вышли на конкретные решения. И если бы мы не приняли эти предложения, думаю, проблема могла бы усугубиться...

Краеугольный вопрос–лицензирование учебников. Чего греха таить, в Республике Алтай это сегодня-проблема из проблем. Равно как и в вопросе подготовки кадров. Надо поднимать их престиж. Комитет Государственной Думы по образованию и науке рекомендовал создать на федеральном уровне специальный Фонд поддержки родных языков. Правительство инициативу депутатов поддержало. Фонд должен будет помочь академическому, научному изучению языков народов нашей страны, заняться подготовкой учебников и учебных пособий, поскольку сейчас есть утверждённые на федеральном уровне учебники только по пяти языкам. Фонд займётся подготовкой и экспертизой образовательных программ и будет обеспечивать подготовку педагогических кадров. Вне сомнения, это существенно расширит возможности изучения языков нашего многонационального государства, в их числе и алтайского.

Алтайский язык–первородный для всех языков тюркского мира. Мы с вами должны быть наполнены гордостью, поскольку являемся носителями древних языковых традиций! И не только наполнены гордостью, но и великой ответственностью за сохранение и развитие алтайского языка (со всеми его диалектными особенностями), как доверенного нам предками уникального культурно-исторического наследия.

А теперь-самое важное. Нам в Республике Алтай уже сейчас (с учётом ближайшей перспективы принятия поправок к Федеральному закону в окончательном чтении) надо готовить конкретные предложения. Работать вдумчиво, ответственно, на перспективу, отодвинув в сторону всё то, что мешает, изживая пороки взаимного непонимания и излишние эмоции. Исходя из глубокого осознания того, что алтайский язык–равный среди равных!

Убеждён, что государственная языковая политика как в стране, так и в нашей Республике нуждается в серьёзном осмыслении, формировании её обновлённых доминантных основ как на федеральном, так и региональном уровне. Но это–тема уже другого разговора.

(по материалам СМИ)