c_390_250_16777215_00_images_stories_2018_prochie_pazaryk0.jpgЕжегодно в Республику Алтай приезжают больше миллиона организованных, «официальных» туристов. Имеется и другая, очень популярная, в последнее время, категория туристов, называемых в народе многозначным словом «дикие».

Конституция нашей страны гарантирует свободу передвижения её граждан. Здесь вопросов нет и быть не может. Но есть вопросы к пребыванию некоторых из них, оставляющих после себя не только загрязнённые территории, кострища и мусор, но и боль в сердцах жителей Алтая, для которых единение с природой–неотъемлемая часть их духовного бытия.

Об этом наш сегодняшний разговор с депутатом Государственной Думы РФ, членом Союза писателей России Иваном Белековым.

-Глубоко справедлив в своём пророчестве выдающийся писатель Чингиз Айтматов: «Если бы природа обладала мышлением, каким тяжёлым грузом вины легла бы на неё чудовищная взаимосвязь между дикорастущей природой и нравственной деградацией человека» (роман «Плаха», 1986 год).

...Недавно я имел счастье и духовную радость алтайца побывать в с.Улаган на праздновании Эл Ойын. Низкий, земной поклон организаторам этого торжестванародного единения-улаганцам: они отдали празднику всё тепло своей души. Путь в 800км от г.Горно-Алтайска в оба конца памятен ещё и тем, что останавливался не единожды, порой преднамеренно, дабы воочию увидеть изменения в туристической отрасли Республики.

Специально заехал в памятное мне, ещё с детства, урочище Кер-Кечу. Хотелось посмотреть, в каком состоянии находится сегодня наш музей под открытым небом–Пазырык. Тем более, что Республику Алтай облетела знаковая весть: сокровища Пазырыкской культуры раннескифской эпохи были внесены в предварительный список Всемирного наследия человечества ЮНЕСКО. Увидел там приехавшего на праздник Эл Ойын доктора истории из Греции, который в сопровождении алтайского историка из с.Балыктуюль осматривал святыню. Полученные им от встречи с археологическим памятником впечатления, на мой взгляд, очень значимы.

Машину мы оставили у предела курганов. Поднялись на холм и, уже оттуда, обозревали панораму Пазырыка. Гид-алтаец тактично пояснил, что нельзя обременять духовное место упокоения. «И это-справедливо!..», -подчеркнул ученый. Но, к сожалению, к археологическому памятнику не столько почтительны «дикие» туристы. Сбив ранее установленный запретительный знак, теперь они позволяют себе въезжать на машинах прямо к местам погребений. Ходят по ним, простите, бродят, кричат. Многие, вообще, ведут себя, как особи сугубо «потребительской психологии». Они просто не понимают того, что для алтайцев–это сакральное место, где обитает дух предков!

Я уже не говорю о том, что пришла пора курганы огородить и выставить охрану: теперь (в силу юрисдикции ЮНЕСКО) это, само собой, разумеется. В бытность Министром культуры республики я жёстко прореагировал на факты попыток воровства «дикими туристами» каменных росписей-петроглифов Калбак-Таша, где была выставлена охрана.

...К месту вспомнить горький опыт Непала: «дикий», «полудикий» (и вполне организованный, но бездумный и бесконтрольный туризм) нанесли этому государству чудовищный, невосполнимый вред. На горных плато и склонах, в зарослях лесов, как грибы после дождя, стали появляться разрешённые местными властями гостиницы, кемпинги, мотели, шале. На их строительство и обогрев массово использовался окружающий лес. Очень быстро местность приобрела лунный вид, испещрённый пнями былых деревьев. Это стало планетарной катастрофой. Учёные назвали это «экологическим самоубийством». Непал стал наглядным примером того, как не надо развивать туризм. Нет смысла описывать другие детали: имеющий ум, да поймёт...

А что у нас? Оскудевают леса, мелеют реки. Побережья многих водоёмов превратились в сплошной «автокемпинг». «Куски» берегов водоохранной зоны кое-где уже пытаются превратить в огороженные участки или истоптанные площадки. Бесконтрольная езда на квадроциклах, которая проникла уже на самые недоступные горные массивы, формирующие весь природный ландшафт, включая водные истоки рек и водоёмов. Нередки случаи, когда такие «туристы» привозят с собой огнестрельное оружие. Дело доходит до браконьерства, проявления вандализма.

Подобные, с позволения сказать, «туристы» выковыривают древние надписи и руны, срубают ветки, надрезают и ранят деревья, испещряют окрестные скалы своими «гордыми» именами. На перевалах и родниках, где местное население повязывает Духам гор и рек белые ленты-дьалама, «дикие» туристы привязывают носки, бросают бутылки, мусор, оставляя после себя сплошное варварство. Я не хочу нагнетать. Но, поверьте: через пару десятков лет всё это приобретёт невозвратный процесс. За то, что творим, будем локти кусать. Наше Телецкое озеро может превратиться в Арал. Боже упаси!..

Предки передали нам уникальное наследие. А что мы оставим своим потомкам? Мир корыстолюбия, ненасытности, алчности, самодовольства, безразличия, «духовного зазеркалья» вокруг нас?! В условиях «дикого рынка» местный житель становится бесправным по отношению к своему законному, наследственному богатству.

Мы снисходительно думаем, что эта первозданность природы подарена нам навечно. Отнюдь! Недавно мне попалась в руки пожелтевшая книга. И, вчитываясь в её строки, я был просто ошеломлён её глубинной, горькой правотой. Вот эти строки, как занесла их в блокнот моя рука:
«Быстро летят годы, картина жизни меняется…. Являются новые люди, свирепствуют зависть, обман, вражда, притеснение. Беспощадно вырубаются и горят душистые леса, приют благородных маралов. Расхищается, опустошается его кормилец Алтай. И в душе остаются глубокие обиды... В глубокую полночь, когда спит всё, из недр-груди могучего Алтая вылетает тяжёлый стон. Гулко, раскатисто пробегает он по спящим «тайгам» и отзывается в серебристых волнах быстроводной Катуни. Тихим вздохом отвечает она своему любимцу и ещё нежней, ещё крепче прижимается к его груди…».

Спросите: кто и когда написал эти вещие строки? Они были опубликованы в Предисловии к каталогу выставки Г.И.Гуркина 1915 года в г.Томске. Т.е., ровно СТО ТРИ ГОДА тому назад! А, кажется, лишь вчера, насколько в них верно, чутко и ёмко схвачена боль Алтая. Алтай-Кудай говорит нам: всё, хватит!..

В этих заметках я не претендую на размышления о стратегии туризма, не ставлю перед собой задачу проанализировать его аспекты. Это-уже другая тема. Со своей стороны, я абсолютно убеждён, что местный житель должен стать субъектом туриндустрии, быть вовлечён в туристический оборот. В ряде высокоцивилизованных стран Европы туристы, например, должны регистрироваться и объединяться в группы. За каждой, в обязательном порядке, закрепляется сопровождающий из числа местных жителей. Его услуги оцениваются в качестве официальной работы: с оплатой ему туристами заработной платы и пенсионных отчислений. Сопровождающий (ни в чём не препятствуя свободе отдыха и волеизъявления туристов) следит за экологическим порядком, сбережением сакральных мест, уборкой территории после окончания отдыха группы. Такой подход способствует увеличению числа занятости местного населения, большей социально-экономической справедливости.

Почему бы всё это не перенять нам, россиянам, Республике Алтай? Я задаю этот вопрос себе, коллегам-депутатам и всем неравнодушным людям, кто болеет душой за цивилизованный туризм.

Абсолютно неприемлемо и недопустимо, по знанию или незнанию, попрание древних обычаев и традиций народов Алтая. Подобному должен быть положен решительный конец. Нам настоятельно необходим охранный Закон по сакральным местам Алтая. И тут я должен самокритично признать: мы недопустимо долго его готовим.

По моему глубокому убеждению, должна быть выпущена Памятка поведения туриста, въезжающего на уникальную территорию Республики Алтай. В ней следует чётко обозначить, что, к примеру, при посещении Пазырыкских курганов, туристы находятся не на «театрализованном представлении», а имеют уникальную возможность обозреть место жизнедеятельности древней культуры VI-III веков до нашей эры! Туристы обязаны относиться к этой территории, как к культовому месту погребения, уважать верования наших предков, высказывая, при этом, абсолютное почтение.

В целом, при посещении Республики Алтай, туристы должны осознавать, что имеют конституционное право перемещаться вольно, но с учётом того, что они, всё же-гости. Здесь люди живут своими устоями, своей культурой, своими традициями. И эти устои надо уважать.

Понимая, насколько высока цена всеобщего наведения порядка, многие думают, что день расплаты наступит ещё не скоро. Это-горькое заблуждение. Мы хотим этого? Нет и ещё раз нет!

 

Подготовлено пресс-службой депутата ГД Ивана Белекова