c_200_250_16777215_00_images_stories_2012_deputaty_hab_21.05.12.jpgНесмотря на совершенствование политической системы в 2009-2010 годах на уровне местного самоуправления требуются дополнительные шаги. Какими они должны быть?

Об этом наш сегодняшний разговор с председателем Комитета по правовой политике и местному самоуправлению Виктором Хабаровым.

-Роль большинства политических партий в работе муниципалитетов пока практически не ощущается. В результате на местном уровне не все партии выполняют функцию общероссийских политических организаций, поэтому необходимо сделать обязательным использование пропорциональной избирательной системы на выборах представительных органов в городских округах и муниципальных районах с численностью депутатов не менее 20 человек.

Мы внесли необходимые изменения в Закон РА «О муниципальных выборах в Республике Алтай» и данный Закон у нас уже применен на выборах Горно-Алтайского городского Совета и  партии (Единая Россия, КПРФ, Справедливая Россия и ЛДПР) имеют сейчас в нем своих представителей.

Совершенствование организации системы власти будет продолжено и в этом году, т.к. этого требуют реалии развития общества.

В свое время для обеспечения стабильности и повышения эффективности управления на региональном уровне были отменены выборы губернаторов, а для обеспечения построения эффективной партийной системы на региональном уровне формирования парламентов стало осуществляться по пропорциональной системе.

Уже в декабре прошлого года и январе этого года Президент внес в Государственную Думу РФ три проекта федеральных законов, направленных на совершенствование политической системы. Все три законопроекта уже приняты и подписаны Президентом РФ.

Новыми Федеральными законами предусматриваются следующие изменения.

При проведении любых выборов, за исключением выборов Президента РФ, все политические партии освобождаются от сбора подписей избирателей.

Сокращено число подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидатов на региональных и местных выборах. Оно устанавливается законом субъекта РФ и не может превышать 0,5% от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа.

В частности, предусматривается, что с 1 января 2013 года политическая партия должна насчитывать не менее 500 членов (ранее 40тыс. членов), при этом региональные отделения партии должны быть созданы не менее, чем в половине субъектов (ранее в более половине).

Третий Федеральный закон напрямую касается организации власти на региональном уровне. В нем предусматривается, что высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации избирается гражданами на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Кандидаты на должность высшего должностного лица субъекта РФ выдвигаются политическими партиями. Законом субъекта РФ может быть предусмотрена возможность самовыдвижения кандидатов.
Высшее должностное лицо субъекта избирается на срок не более пяти лет и не более двух раз подряд, как это было до отмены губернаторских выборов.
Также законом предусмотрено проведение праймериза (промежуточных выборов) при выборах глав регионов, Праймериз будет проводиться среди депутатов муниципальных образований как представителей населения соответствующих муниципальных образований.

В числе лиц, поддержавших кандидата, должны быть от 5% до 10% депутатов представительных органов муниципальных  районов и городских округов и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных  районов и городских округов субъекта Российской Федерации.

Число лиц, необходимое для такой поддержки кандидата, устанавливается законом субъекта Российской Федерации и определяется в процентном отношении от общего числа депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов, предусмотренного уставами этих муниципальных районов и городских округов на день принятия решения о назначении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), и числа избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного решения глав муниципальных районов и городских округов субъекта Российской Федерации.

При этом кандидат должен быть поддержан указанными лицами не менее, чем в трех четвертях муниципальных районов и городских округов субъекта Российской Федерации.

Федеральным законом введена дополнительная возможность отзыва высшего должностного лица субъекта в случаях нарушения им законодательства РФ или законодательства субъекта РФ. Процедура отзыва проводится по инициативе населения.
Федеральный закон вступит в силу 1 июня текущего года, и уже до 1 июля текущего года нам необходимо свои законы и иные нормативные правовые акты провести в соответствие с этим законом.

В Государственной Думе РФ находится на рассмотрении еще два законопроекта.

Первый проект федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думу Федерального Собрания Российской Федерации» вводит новый порядок выборов депутатов Госдумы. Законопроект внесен Президентом РФ. Этим проектом предлагается избирать половину депутатов по пропорциональной системе, т.е. по партийным спискам, а половину-по мажоритарной системе, т.е. по одномандатным округам.
Нашей республике этот законопроект интересен тем, что там в нескольких статьях прописано, что все субъекты, независимо от их численности, должны иметь как минимум одного депутата ГосДумы.

Второй законопроект касается введения единого дня голосования и внесен в Госдуму несколькими депутатами нижней палаты российского парламента. Пока этот вопрос прорабатывается в ответственных комитетах Госдумы.

Одновременно с выборами губернаторов предлагается проводить выборы членов Совета Федерации. В настоящее время этот вопрос прорабатывается в Администрации Президента РФ.

(пресс-служба Государственного Собрания–Эл Курултай Республики Алтай)