c_200_250_16777215_00_images_stories_2012_zastavki_konstit.jpgУ каждого народа существуют определенные даты, которые по мере развития общества становятся знаменательными.

Для жителей Алтая таким событием стало принятие 7 июня 1997 года на ХХI-ой сессии Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай первого созыва Конституции, закрепившей основы конституционного и административно-территориального устройства республики, принципы организации и полномочия органов государственной власти и местного самоуправления, основные права, свободы и обязанности граждан. В статьях Основного Закона Республики Алтай подчеркнуты единство и общность нашей исторической судьбы с многонациональным народом России, что Республика Алтай есть равноправный субъект Российской Федерации и неотделима от нее.

Поскольку разговор касается истории, есть необходимость напомнить об основных этапах, которые привели к принятию закона, завершившего юридическое оформление статуса республики. Начнем с события, которое изменило судьбу Алтая. Им стал, конечно же, Указ императрицы Елизаветы Петровны от 2 мая 1756 года, санкционирующий добровольное вхождение алтайского народа в состав Российской империи. Вхождение Алтая в состав России способствовало сохранению и развитию национальной самобытности и духовной культуры алтайцев.
c_200_250_16777215_00_images_stories_2012_deputaty_belekov_bunesko.jpg
Важным этапом для развития региона явилось создание в 1922 году автономной области ойротского народа. Автономия обеспечила наиболее благоприятные условия для хозяйственного и культурного развития отсталой окраины царской России, сохранения и дальнейшей реализации национальных особенностей, языка, обычаев и традиций коренного народа. Но как показало время, автономия не давала достаточных возможностей для развития Горного Алтая, и уже в середине 50-х г.г. руководство области в лице Н.М.Киселева и Ч.К.Кыдрашева поставило вопрос о повышении статуса. В тот момент предложение не нашло поддержки в центральных органах власти.

Лишь с развитием демократических процессов с середины 80-х г.г. процесс возобновился. В марте 1989 года на расширенном заседании облисполкома, и в сентябре 1989 года на сессии областного Совета народных депутатов были официально рассмотрены вопросы наделения области в самостоятельный субъект РСФСР. Об этом было заявлено М.В.Карамаевым на сессии Верховного Совета РСФСР в ноябре 1989 года. В мае 1990 года В.И.Чаптынов выступил по этому вопросу на I Съезде народных депутатов РСФСР. 3 июля 1991 года регион получил республиканский статус.

На современном этапе Республика Алтай является одним из самобытных, уникальных регионов Российской Федерации. Она располагает огромным потенциалом природы и духовно-насыщенной культуры.

Правовое положение Республики Алтай с 1991 по 1997г.г. регулировалось Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором Российской Федерации. У Республики был флаг, герб, но не было главного–Основного закона–Конституции.

Для разработки проекта Конституции на второй сессии Государственного Собрания–Эл Курултай Республики Алтай в марте 1994 года, была утверждена Конституционная комиссия в составе 23 человек. Председателем Конституционной комиссии был избран В.И.Чаптынов. В состав комиссии вошли депутаты Республики Алтай, главы администраций, работники правоохранительных и судебных органов, специалисты народного хозяйства и юристы.

Проект Конституции дважды был опубликован в печати, широко освещался в республиканских газетах, рассмотрен в городском и районных Советах депутатов, направлялся он для изучения и дачи заключений в некоторые федеральные органы. Он имел ясную и последовательную структуру: преамбулу, 7 разделов, 20 глав и 170 статей. В ходе обсуждения поступило более 500 предложений и замечаний, которые были в той или иной степени учтены. Важнейшей правовой базой нашей Конституции, бесспорно, явилась Конституция Российской Федерации.

Конституционная комиссия неоднократно направляла проект на правовую экспертизу в комитеты и отделы Совета Федерации и Государственной Думы, а также в Институт сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. Были получены заключения и отзывы на проект Конституции Республики Алтай. Заключение института законодательства на проект Конституции Республики Алтай таково: «В целом проект достаточно хорошо проработан. Обращают на себя внимание четкое, логичное расположение составных частей проекта, его полнота, детальная проработка большинства конституционных институтов».

Комитет по делам Федерации, Федеративному договору и региональной политике дал следующий отзыв: «Проект Конституции является в целом добротным и основательно подготовленным, который может быть принят за основу».

Конституция Республики Алтай продолжает играть важную стабилизирующую роль, все глубже закрепляется в сознании граждан. Возможность и сила нашего Основного Закона еще не исчерпаны в развитии законодательства, хотя очень много сделано в совершенствовании государственного строительства, системы органов государственной власти и местного самоуправления, разграничении полномочий между органами представительной, законодательной и исполнительной властей.

Иван Белеков, Председатель Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай