c_310_200_16777215_00_images_stories_2012_zastavki_gd.jpgВ Государственной Думе Российской Федерации состоялись Парламентские слушания на тему: «Языковое многообразие Российской Федерации: состояние и перспективы».

В мероприятии от Парламента республики принял участие председатель Комитета ГС-ЭК РА по образованию, культуре, спорту, молодежной политике, общественным объединениям и СМИ Вячеслав Уханов.

Как сообщил Вячеслав Николаевич, открывая слушания, председатель Комитета ГД по делам национальностей, депутат от Республики Татарстан Ильдар Гильмутдинов подчеркнул, что в деле сохранения и развития языков народов России требуется комплексный подход. «Здесь важны не только вопросы образования. Мы должны посмотреть, а все ли мы делаем в области культуры, правильно ли работаем с родителями, как организована работа государственных и муниципальных учреждений. Это-большая и важная работа», –заявил он.

Председатель Комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов обратил внимание на культурное многообразие нашей страны, отметив, что многоязычие, мультиэтничность, поликонфессиональность всегда было сильной стороной нашего государства. Вместе с тем, в сфере изучения и преподавания языков народов России накопилось множество проблем, решением которых займется созданный Фонд сохранения и изучения родных языков народов Российской Федерации.

Парламентарий перечислил основные направления, «по которым надо принимать серьезные решения». «Первое–это учебники и учебные пособия, существующие в большом количестве, написанные в инициативном порядке. Но, если мы заглянем в федеральный перечень учебников, то обнаружим там учебники лишь по шести языкам, –отметил он. –Вторая большая проблема–это образовательные стандарты, примерные образовательные программы. Если мы посмотрим, сколько программ утверждено Министерством, то окажется, что всего по 13 языкам. И подготовка учебников, и подготовка стандартов и примерных образовательных программ, и подготовка кадров–для этого всего необходима, прежде всего, большая наука, которая, в последнее время, пребывала не в самом лучшем состоянии».

«Мы понимаем всю остроту проблемы, и организовать учебный процесс без наличия учебников в школе невозможно», —заявила замглавы Минобрнауки Татьяна Синюгина и пообещала сотрудничество в этом вопросе с регионами в рамках специальной рабочей группы.

Тему экспертизы учебников весьма своеобразно поддержал замглавы Рособрнадзора Анзор Музаев, сообщив, сколько она стоит: «Не буду называть регион, но Министр образования рассказал: нужно 200 учебников по одному из языков, а экспертиза в Федеральном центре стоит два миллиона рублей, учебник получается золотой. Но самое интересное: запрос на экспертизу поступает в Москву, а Москва запрашивает региональных ученых из федеральных вузов или институтов повышения квалификации. За «три копейки» они эту работу делают и отправляют опять в Центр. Здесь есть и «недоверие», и «несоответствие», с которыми нужно работать!».

c_390_250_16777215_00_images_stories_2018_komitety_ukhanov_31.10.18_ukh.JPGВячеслав Уханов, выступая на мероприятии от имени Государственного Собрания—Эл Курултай Республики Алтай, напомнил, что вопросу о государственной языковой политике уделяется большое внимание, особенно в последние годы, как со стороны государственных властей, так и со стороны общественности. Это является показателем того, что качество человеческого потенциала определяется, в первую очередь, духовной зрелостью общества, и это качество имеет безусловное конкурентное преимущество в современном мире.

На совместном заседании Совета по межнациональным отношениям и Совета по русскому языку Президент России Владимир Путин отметил, что комплексная, межведомственная, консолидированная и содержательная работа должна продолжаться.

"Также Президент обозначил актуальность совершенствования законодательной базы в этой сфере. В частности, он напомнил про ФЗ «О языках народов РФ», принятый в 1991 году", -сообщил Вячеслав Уханов.

«Казалось бы, -сказал он, -имеющихся концептуальных основ, конституционных и базовых законодательных норм на федеральном уровне вполне достаточно, чтобы проводить на всей территории страны эффективную работу. Но, из-за отсутствия понятных механизмов реализации и условий формирования мотиваций, как показывает практика, регионы по-разному подходят к решению этого вопроса».

По словам В.Уханова, не все субъекты воспользовались рекомендованным правом разрабатывать госпрограммы. В большой части субъектов приняты различные ведомственные целевые программы, и это, по мнению парламентария, приводит к тому, что ресурсы распыляются на множество мероприятий и, как следствие, носят ситуативный, бессистемный, фрагментарный и узковедомственный характер. "Отсюда и сложности в достижении поставленных целей и задач, малая эффективность предпринимаемых шагов", -сделал он вывод.

По словам Вячеслав Николаевича, внесенный в Государственную Думу РФ Парламентом Республики Алтай проект федерального закона устанавливает обязательную норму для органов государственной власти субъектов РФ разрабатывать региональную государственную программу, в соответствии с принятой государственной программой Российской Федерации. «Перед внесением проекта в Государственную Думу два года назад мы прорабатывали его в Совете Федерации РФ. Отзыв был достаточно позитивный. От Совета Федерации поступило предложение выступить с совместной инициативой. Мы заручились поддержкой 23 регионов, в т.ч. 8 мононациональных регионов, в которых остро стоит языковой вопрос. Но, к сожалению, проект был отклонен Государственной Думой», -сказал Вячеслав Николаевич.

Как заметил парламентарий, в ходе своего выступления, внесение обязательной нормы в федеральный закон дает возможность, при всем разнообразии и особенностях субъектов, определить языковую политику безусловным общегосударственным приоритетом на всей территории России. А государственная программа, уже по определению, является этим целостным и системным механизмом и инструментом консолидации науки, образования, культуры, творческих союзов, институтов гражданского общества.

«С каким воодушевлением будут участвовать наши писатели, поэты и творческие союзы, если их призовут в госпрограммы. Тогда сфера государственной языковой политики из узковедомственной деятельности отдельных образовательных, научных или общественных организаций, семьи и родителей станет предметом заботы и зоной ответственности государства. Только так можно укрепить духовный каркас многонациональной России», -выразил уверенность парламентарий.

Заканчивая свое выступление, Вячеслав Николаевич попросил включить в рекомендации Парламентских слушаний следующие предложения: актуализировать положения Закона РФ от 25 октября 1991 года «О языках народов Российской Федерации» с современными реалиями; определить языковую политику в базовом законе абсолютным общегосударственным приоритетом; разработать единую комплексную государственную программу поддержки и развития языков на федеральном уровне; рекомендовать субъектам Российской Федерации разработать и принять региональные государственные программы поддержки и развития языков.

Отметим, Президент России Владимир Путин подписал Указ «О создании Фонда сохранения и изучения родных языков народов Российской Федерации». Документ принят «в целях создания условий для сохранения и изучения родных языков народов РФ, являющихся национальным достоянием и историко-культурным наследием Российского государства».

(пресс-служба ГС-ЭК РА)