c_200_250_16777215_00_images_stories_2012_zastavki_kons15.jpgПриближается важная дата в общественно-политической жизни Республики Алтай: 15 лет назад, 7 июня 1997 года, на ХХI-ой сессии Государственного Собрания-Эл Курултай была принята Конституция Республики Алтай. Свое отношение к этому историческому событию высказывают представители депутатского корпуса.

Для совершенствования правовой культуры

Татьяна Гигель (заместитель Председателя Государственного Собрания-Эл Курултай РА, руководитель фракции "Единая Россия"):
-В начале июня месяца население нашего региона наравне с 90-летием обретения государственности, создания Ойротской автономной области, отмечает еще одну важную историческую и общественно-политическую дату-15-летие Конституции Республики Алтай.

Известно, что над разработкой проекта Конституции шла очень серьезная и кропотливая работа. Можно только предположить, как непросто было членам оргкомитета, занимавшимся напрямую созданием главного документа субъекта, подготовить ее к принятию. Но это все наши современники, так что у нас есть возможность в эти праздничные дни сказать всем им большое человеческое «спасибо» за проделанный труд.

Есть смысл напомнить, что создатели Основного закона отнеслись к заданию очень ответственно. Ведь именно нашу Конституцию независимые эксперты назвали самой пророссийской. Высокую оценку получили и представленные в ней законопроекты, которые  направлены не только на совершенствование социально-экономического, но и политического устройства республики в неотъемлемой связи со всем происходящим в России.

Сегодня в реалиях современности был внесен ряд изменений и дополнений в Основной Закон. Это требование времени. Но, тем не менее, Конституция нашего региона остается одной из наиболее совершенных и проработанных.

Будет правильно, если проведение уроков Конституции в школах республики 1 сентября станет доброй традицией. Именно с этой инициативой выступил два года назад наш спикер республиканского Парламента. Ежегодный полноценный урок Конституции не только поднимет авторитет Основного закона, но и будет способствовать совершенствованию правовой культуры среди подрастающего  поколения.

Пользуясь случаем хочу поздравить всех жителей с этой важной датой. Желаю, чтобы живя в таком прекрасном регионе, мы всегда чтили и исполняли свои законы, которые направлены, прежде всего, на обеспечение стабильной жизни наших граждан.

Обеспечивающая правовой статус

Александр Кириллов (руководитель фракции ЛДПР):
-Конституция принималась в 1997 году, в непростой в целом для страны обстановке. Наши профессионалы-аксакалы, которые разрабатывали проект, очень ответственно подошли к своему делу. И в результате получился полноценный документ.

Хотя без инцидентов не обошлось. Если мне память не изменяет, в 2000 году Глава республики Семен Зубакин направил в Конституционный суд Российской Федерации запрос о соответствии ряда статей республиканского Основного Закона Конституции России. С точки зрения элементарной этики это было не очень красиво, поскольку спорные вопросы можно было бы логично гаранту Конституции решить внутри региона. Но, как бы там ни было, Конституционный суд РФ запрос рассмотрел, и было принято решение о несоответствии ряда статей Конституции Республики Алтай Основному Закону РФ.

Это я к тому, что принятие такого важнейшего документа без ломки копий не обходится. Оно и объяснимо-республика только только обретала новый статус. Были свои трудности. Но для нас сегодня важно уже судить о результате, а он налицо-в республике не только есть все официальные атрибуты: Гимн, Герб, Флаг, в т.ч. и Конституция. Конституция, по большому счету, обеспечивает правовой статус нашей республики.

Жизнь сегодня не стоит на месте. И задача сегодняшних депутатов приводить в соответствие с федеральным законодательством Основной закон. Что ж, будем активно работать в данном направлении.

Время — главный судья

Виктор Ромашкин, (руководитель фракции КПРФ):
-Если говорить в общем о нашей Конституции, то в ней мы постарались предусмотреть основные моменты жизнедеятельности субъекта. К сожалению, приходится говорить, что бывают случаи ее несоблюдения. Факты? Они есть. Коснусь последнего, когда при подаче документов на сессию Государственного Собрания-Эл Курултай РА была нарушена статья 92 Конституции РА. Мы сделали замечание в адрес Правительства, на что юридическая служба ответила, что они ориентировались на подзаконный акт. Этот случай вынуждает меня делать достаточно жесткое заключение: что если в государственных органах Республики Алтай не всегда с должным уважением относятся к Основному закону, то ждать абсолютного его исполнения от других просто невозможно.

А еще я вынужден сказать, что за 15 лет действия на нашей территории Конституции, мы в нее внесли, на мой взгляд, много совершенно неоправданных поправок, которые сработали на снижение статуса депутата. Смотрите, в первые созывы именно от депутатов республики напрямую зависело, каким будет сформировано Правительство. Каждый его член утверждался на сессии. Депутатский корпус имел право отправить в отставку членов правительства, потребовать отчет о своей деятельности напрямую. Могли депутаты выразить недоверие и высшему должностному лицу—Главе РА, Председателю Правительства. А сегодня, когда по сути идет назначение руководителя региона сверху, это стало практически невозможным.

Да, сейчас ситуация меняется и по новому закону губернаторы должны будут проходить через избирательное "сито". Но в новом законодательстве много подводных камней, на которые наша фракция, при обсуждении законопроекта на уровне Государственной Думы, заявляла.

Делая акцент на отрицательных моментах, хочу сказать, что все поставить в вину самим депутатам будет неправильно. Такова на сегодня политика государства, направленная на централизацию власти. В связи с проведенной централизацией власти в стране произошло укрепление ее исполнительной ветви в ущерб законодательной, хотя они равноправные.

Насколько это оправданно—судить будет время.

С высоты минувших лет

Наталья Екеева (член фракции «Справедливая Россия»):
-Сегодня, взирая на историю нашей страны с высоты минувших лет, можно выделить основные вехи, определившие судьбу народов Алтая. Это, прежде всего, формирование российской государственности, 1150-летие которой отмечается в этом году. Собирание России из племен, народов и культур способствовало вхождению алтайского народа в состав Российского государства в 1756 году.

Именно в составе России, вместе с русскими он приобрел свое национально-культурное самоутверждение и государственное самоопределение 1 июня 1922 года, когда была образована Ойротская автономная область, переименованная в 1948 году в Горно-Алтайскую автономную область. Она нас всех объединила, сохранила, дала толчок к дальнейшему развитию, обеспечивала социальную стабильность  и заложила основу для приобретения 3 июля 1991 года более высокого статуса-Республики Алтай.

Благодаря Конституции (Основному закону Республики Алтай) в 1997 году была законодательно закреплена реально сложившаяся в республике система социально-экономических и общественно-политических отношений.

Отдельные положения Конституции Республики Алтай со времени ее принятия претерпели изменения. По мнению некоторых, это свидетельствует о «несовершенстве» первой принятой 7 июня 1997 года Конституции Республики Алтай. Такие размышления, на мой взгляд, в принципе неверны. С одной стороны, новые условия, которые диктует нам время, требуют внесения изменений. А с другой стороны, это свидетельство того, что Республика Алтай живет и развивается, и вместе с ней совершенствуется ее правовая система.

В жизни ничего не стоит на месте

Даниил Табаев (Председатель Государственного Собрания-Эл Курултай РА второго созыва):
-При разработке нашего Основного закона депутаты постарались все учесть: особенности республики, ее историю, уникальность территории, самобытность народа, его культуры, традиций, особенности государственного устройства. Парламент республики также был наделен достаточно широкими полномочиями.

Это не только мое мнение, большинства экспертов-наш Основной закон отличается прозрачностью, четкой структурой, хорошим содержанием, удачными юридическими нормами и терминами. Такая высокая оценка, безусловно, радует.

Сегодня мы с полным правом можем заявлять, что наша государственность стоит на конституционном фундаменте. При этом следует заметить, что возможность и сила данного Закона не исчерпаны в вопросе развития законодательства. Хотя, безусловно, много сделано для самосовершенствования государственного строительства, системы органов государственной власти и местного самоуправления, разграничения полномочий между органами представительной, законодательной и исполнительной властей.

Но есть еще и проблемы. Прежде всего, это касается того, что не в полной мере использованы возможности Конституции в укреплении гражданского общества. Ее положения слабо применяются в правовой и воспитательной работе. Уважение к Основному закону не стало нормой в деятельности государственных органов, должностных лиц и граждан.

Очень жаль, что, на сегодняшний момент, еще довольно часто встретишь противоречия между Конституцией РФ и федеральными законами, которые в одностороннем порядке вторгаются в совместные предметы ведения РФ и ее субъектов, а также в собственные полномочия, нарушая Конституцию России. В федеративном государстве такого быть не должно.

В жизни ничего не бывает постоянного, так что вносимые изменения в Конституцию РФ, РА следует принимать как данность. Тем самым, Конституция только совершенствуется. Зная из бытовой жизни, как еще много допускается нарушений трудовых, жилищных и иных прав наших граждан, что все еще встречаются факты незаконного привлечения к уголовной ответственности, арестов и задержаний граждан, приходится делать вывод: на федеральном и республиканском уровне предстоит принять еще немало законов, обеспечивающих конституционные права наших граждан.

Цифры и факты:

-Депутаты пятого созыва в 2010-2011 годах внесли ряд серьезных поправок в Конституцию Республики Алтай:
В мае 2010 года в Конституцию РА внесены нормы, предусматривающие обязанность Главы Республики Алтай, Председателя Правительства РА готовить ежегодные отчеты о деятельности Правительства РА и представлять его для заслушивания в Государственное Собрание-Эл Курултай Республики Алтай.

В октябре 2010 года в Конституцию РА внесены поправки, предусматривающие переход Парламента, начиная с шестого созыва, на пятилетний срок полномочий, аналогичный срок был установлен и для Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай. Для Государственной Думы Российской Федерации был установлен пятилетний срок полномочий.
В октябре 2010 года внесенные поправки в Конституцию РА наделяют Председателя Парламента утверждать структуру и штатное расписание Аппарата Парламента.

Федеральным законом от 2 мая 2012 года №40-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено введение выборов глав регионов. Данный Федеральный закон вступает в силу с 1 июня 2012 года. И до 1 июля 2012 года мы обязаны привести Конституцию Республики Алтай в соответствие с ним.

В Конституции Республики Алтай необходимо изменить полномочие Парламента. Вместо наделения гражданина Российской Федерации полномочиями Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай у Парламента будет полномочие по установлению порядка проведения выборов Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай.

Также в Конституции Республики Алтай необходимо установить, что Глава Республики Алтай, Председатель Правительства Республики Алтай избирается населением на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при свободном выдвижении кандидатов и тайном голосовании и то, что одно и то же лицо не может занимать должность Главы Республики Алтай, Председателя Правительства республики более двух сроков подряд.

(пресс-служба Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай)