2012 год уступил свое место новому 2013 году. Для республики, как и для всей страны, он был непростым. Но многим жителям этот юбилейный год: 90-летия Ойротии и 15-летия принятия Конституции Республики Алтай больше запомнился яркими событиями, позитивными переменами, новыми достижениями. В районах и городе было проведено много мероприятий, посвященных этим историческим датам.

Каков вклад депутатов республики пятого созыва в отчетном году в деле повышения качества жизни населения, наш сегодняшний разговор со спикером республиканского Парламента И.И.Белековым.

c_200_270_16777215_00_images_stories_2013_deputaty_interbelek.jpg

-Иван Итулович, основным показателем работы Государственного Собрания-Эл Курултай является выполнение плана законопроектной и контрольной деятельности. Вы удовлетворены деятельностью депутатского корпуса в данном направлении в отчетном году?
-В принципе, да, поскольку именно этой деятельности парламентарии уделили самое пристальное внимание в отчетный период, проводя большую работу по развитию и совершенствованию законодательной базы.

Нами проведено 7 сессий Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай, на которых рассмотрено 156 вопросов и принято 329 документов. Всего же рассмотрено 85 законов и 244 постановления.  Из них 22-базовых закона, внесен ряд изменений в конституционные законы.

Для изучения обстановки на местах и в целях более качественной подготовки нормативных правовых актов, касающихся развития муниципальных образований, парламентариями практиковало проведение Дней депутатов. Они прошли в Усть-Коксинском и Усть-Канском районах.

а 20 лет существования движения по пути серьезных общественно-политических изменений в республике, как и в России в целом, фактически была создана новая система законодательства, что, безусловно, является большим достижением правовых институтов. В то же время очень часто можно слышать мнение, что пока еще количество законов превалирует над качеством…
-Действительно, есть такая проблема. И этому вопросу парламентарии республики сегодня уделяют самое пристальное внимание, привлекая к работе над законопроектами в качестве независимых экспертов представителей общественности, активистов.

Такой подход помогает избежать диспропорции, когда для подготовки технических поправок к только что принятым законам тратится больше времени, чем на разработку и рассмотрение системных и актуальных законов. В последние годы, очень серьезно работая над мониторингом принимаемого законодательства, мы стали обращать особое внимание на формулировки статей законов, их отсылочный характер. И пусть не так быстро, как хотелось бы, но нормы наших законов становятся все более лаконичными и четкими, без декларативных фраз.

Ведь вся эта «туманность» не только снижает качество законодательства, но и затрудняет процесс применения законов. Я полностью согласен с мнением Председателя Государственной Думы Российской Федерации Сергеем Нарышкиным, что в работе на перспективу больше внимания на местах мы должны уделить системности и обоснованности предлагаемых законодательных инициатив. Они не должны быть "скороспелыми" и плохо проработанными юридически.

-Иван Итулович, впервые в депутатской практике работа над одним из самых сложных законов года-Бюджетом депутатами была завершена в начале декабря, что позволило муниципалитетам верстать свои бюджеты спокойно, а не в авральном порядке.
-Со всей определенностью могу сказать, что депутатский корпус испытывает чувство удовлетворения за проделанную в отчетный период работу над главным законом года–Бюджетом на 2013 и последующие 2014-2015 годы.

Уже 7 декабря 2012 года на XХIV сессии Парламента он был принят с учетом непростых экономических условий, в которых оказалась страна и соответственно республика. Следует заметить, что работа над бюджетом будущего года всех ветвей власти–законодательной и исполнительной шла не один месяц. Собираясь на правительственных, межведомственных комиссиях, на рабочих группах, заседаниях профильных комитетов депутаты совместно с представителями министерства финансов постарались просчитать все риски при  планировании доходов и расходов.

Мне очень приятно сообщить избирателям, что бюджет 2013 года обеспечивает полное финансирование социальных обязательств перед населением. Согласно принятому документу, общие расходы бюджета составляют 10,5млрд.руб. Более 8,0млрд.руб. будет направлено на обеспечение первоочередных и социально-значимых расходов.

Минфином продолжена работа по внедрению механизмов достижения результативности бюджетных расходов в рамках «программного» бюджета и в бюджете Республики  на 2013-2015 годы 95% от всех расходов расписаны программно-целевым методом.

-Как Вы оцениваете работу депутатского корпуса над реализацией задач, поставленных в ежегодных Посланиях Президента страны?
-В депутатской деятельности это направление давно стало приоритетным. Не был исключением и год 2012. Обобщая итоги работы в данном направлении, следует сказать, что большая часть запланированных мероприятий парламентом республики была выполнена.

Если быть более конкретным, то в отчетном году было исполнено предложение депутатов РА и из резервного фонда были направлены средства в размере 80 млн.руб. на строительство детских садов в с.Кызыл-Озеке и городе. Следует отметить, что на территории республики принят и действует закон, по которому для частных детских садов установлена «нулевая» ставка по налогу на имущество, чтобы, тем самым, стимулировать частные инвестиции в дошкольное образование. Начато строительство многоквартирного социального жилья в г.Горно-Алтайске.

Правительством РА разработан и утвержден порядок оценки налоговых льгот, предоставляемых на региональном уровне. Бюджетом Республики Алтай обеспечивается софинансирование расходов крестьянских хозяйств на межевание земель. В ходе исполнения бюджета обеспечивается финансирование природного парка «Ак Чолушпа», увеличены расходы на реализацию РЦП «Развитие алтайского языка на 2012-2014 годы». Однако, из-за ограниченности финансовых ресурсов, не обеспеченным оказалась реконструкция Тархатинской оросительной системы.

C 2013 года запланировано повышение на 35% заработной платы работников дошкольных учреждений и на 10% работникам учреждений культуры. К сожалению, несмотря на то, что вопрос по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находится на особом контроле, проблемы с его реализацией остаются.

И дело не только в том, что не хватает средств на исполнение данного закона. При изучении данного вопроса высветилась картина, что число льготников, несмотря на явное движение очереди вперед, лишь растет. Т.е., возникла необходимость разобраться с порядком регистрации. Больше внимания депутатский корпус стал уделять вопросам адаптации детей-инвалидов в обществе. Правительству рекомендовано формировать в общеобразовательных учреждениях республики «безбарьерную среду»–оборудовать их пандусами, поручнями и т.д. Путем переподготовки кадров решать проблему нехватки педагогов-дефектологов, логопедов, психологов.

-Иван Итулович, c нынешнего года мы будем официально отмечать Дни русского и алтайского языков. Выступив в поддержку инициативы Государственной Думы о праздновании 6 июня Дня русского языка, а также с предложением проводить в республике Дня алтайского языка, какую цель Вы преследовали прежде всего?
-Если сказать в целом, то много сделано в образовательной сфере, особенно это касается законов о языке. Целенаправленная работа с федеральным центром позволила внести изменения в 44 статью Конституцию РА, касающуюся регионального компонента. Данная поправка должна сыграть положительную роль в системе формирования этнокультурного мировоззрения у подрастающего поколения.

Да, в новом году мы будем впервые официально отмечать дни алтайского и русского языков, тем самым, воспитывая уважение к родным языкам. Считаю, что русский язык–это главное богатство многонационального российского народа; центральный стержень, объединяющий людей разных традиций, вероисповеданий, взглядов и политических убеждений, граждан одной страны. Это язык, который, без преувеличения, можно называть великим и могучим. А языковая политика, как часть государственной политики, имеет большое значение для консолидации российского общества, обеспечения государственной целостности России.

Что касается алтайского языка, то он является одним из главных факторов, обеспечивающих единство и национальную самоидентификацию коренных народов Республики Алтай,  уходя корнями в гуннский и тюркский периоды истории. Алтайский язык можно считать одним из древних письменных языков, сохранение которого–наш долг перед потомками. Процессы, происходящие в современном русском языке: заимствование и появление новых слов, расшатывание норм и "олитературивание" жаргонизмов–все это оказывает влияние и на алтайский язык.

Поэтому, языковая литературная норма алтайского языка, зафиксированная алтайскими учеными и писателями ХХ века, должна строго соблюдаться, равно как и норма современного русского языка, следовательно, необходимо обратить пристальное внимание на качество материалов средств массовой информации и преподавание русского и алтайского языков в школах республики. Я очень надеюсь, что с введением официального празднования двух государственных языков их позиции укрепятся среди жителей республики.

-Ушедший год принес много нового в политической и социальной сферах. Какая работа проведена законодателями республики по подготовке правового поля для важных и востребованных избирательных преобразований.
-Принятая парламентариями законодательная база позволяет сделать главный вывод: республика готова к предстоящим выборам глав поселений и районов, депутатов муниципальных образований, республики и главы региона. Особенностью 2013 года станет повышение роли и ответственности законодательных (представительных) органов власти. Но авторитет парламентариев будет напрямую зависеть от того, насколько принимаемые нами законы будут актуальны, эффективны и понятны жителям нашей республики.

Одним из первых изменений в части реформирования политической системы в последние 2 года было принятие по инициативе Президента Российской Федерации Федерального закона, предусматривающего обязательное использование пропорциональной избирательной системы на выборах представительных органов в городских округах и муниципальных районах с численностью депутатов не менее 20 человек. Мы внесли необходимые изменения в Закон Республики Алтай «О муниципальных выборах в Республики Алтай».

Были внесены изменения в республиканский в части регулирования организации государственной власти. Так что, по новому закону  «О выборах Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай» высшее должностное лицо субъекта избирается гражданами на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Кандидаты на должность высшего должностного лица  выдвигаются политическими партиями. Законом предусмотрена возможность самовыдвижения кандидатов. Высшее должностное лицо субъекта избирается на срок не более пяти лет и не более двух раз подряд, как это было до отмены губернаторских выборов. Также законом предусмотрено проведение праймериза (промежуточных выборов) при выборах глав регионов, праймериз будет проводиться среди депутатов муниципальных образований как представителей населения соответствующих муниципальных образований.
Федеральным законом введена дополнительная возможность отзыва высшего должностного лица субъекта в случаях нарушения им законодательства РФ или законодательства субъекта РФ. Процедура отзыва проводится по инициативе населения. Кроме указанного закона мы приняли закон Республики Алтай «О порядке отзыва Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай».

Недавно в федеральное законодательство были внесены изменения, которыми был введен единый день голосования во второе воскресенье сентября. Особенностью введения единого дня голосования является то, что нет необходимости в принятии правовых актов республиканского или муниципального уровня для того, чтобы продлить или сократить сроки полномочий выборных лиц, они продляются или сокращаются в соответствии с федеральным законом.

В настоящее время в Государственной Думе Российской Федерации находятся на рассмотрении два законопроекта. Первый проект федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думу Федерального Собрания Российской Федерации» вводит новый порядок выборов депутатов Государственной Думы. Нашей республике этот законопроект интересен тем, что там в нескольких статьях прописано, что все субъекты, независимо от их численности, должны иметь, как минимум, одного депутата Государственной Думы.

Вторым проектом федерального закона предлагается установить новый порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Представитель от исполнительной власти будет назначаться в ином порядке. При проведении выборов высшего должностного лица субъекта Федерации каждый кандидат на данную должность представляет в соответствующую избирательную комиссию три кандидатуры, одна из которых в случае избрания представившего ее кандидата будет наделена полномочиями члена Совета Федерации-представителя от исполнительного органа власти субъекта Федерации.

-Иван Итулович, много изменений претерпело наше законодательство в части проведения публичных мероприятий?
-По принятому Федеральному закону от 8 июня 2012 года №65-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О собраниях, митингах демонстрациях, шествиях и пикетированиях» субъектам Российской Федерации предписано своими законами урегулировать некоторые  вопросы порядка проведения публичных мероприятий.

9 ноября на 23-ей сессии Парламента был принят закон «О внесении изменений в Закон Республики Алтай «О порядке проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований на территории Республики Алтай». Введенные в него нормы избиратели могут узнать, посетив наш официальный сайт.

-Что вы можете сказать о деятельности  парламентских фракций?
-В Государственном Собрании-Эл Курултай их насчитывается четыре-«Единая Россия», КПРФ, «Справедливая Россия» и ЛДПР. Если сказать коротко, то деятельность фракций была направлена на качественное законодательное обеспечение проводимых в стране реформ. Фракции принимали непосредственное участие в разъяснении и реализации законодательства, участвовали в проведении круглых столов, правительственных часов, президиумах.

На заседаниях Совета руководителей фракций поднимались и обсуждались вопросы, связанные с подготовкой очередных сессий, с партийной деятельностью, а также рассматривались предложения по решению проблем, изложенных в коллективных обращениях граждан и отдельных избирателей. Такая совместная деятельность позволила более быстрыми темпами рассматривать предложения избирателей и учитывать их в деятельности по разработке законов РА.

-Иван Итулович, планируя работу депутатского корпуса в 2012 году, Вы особое внимание уделили вопросу работы депутатов на округах. При этом обозначено даже конкретное время—последняя неделя месяца...
-В этом году мы намерены идти дальше. И уже не только депутатам на постоянной основе, но и всем остальным парламентариям мы предлагаем присоединиться к данной форме работы. И это не мой каприз.

Понимаете, портрет депутата в округе складывается из черт личных, партийных и государственных. Имя депутата у избирателя ассоциируется с ответственностью за все. Депутат в округе выступает и как представитель народа, и как представитель Парламента РА. Тем самым, он обладает не только возможностью проводить идеи в массы, но и их реализовывать. Исходя из этого работа депутатов организовывалась в тесном взаимодействии с органами местного самоуправления районов и города, поселений. Встречи депутатов на местах помогали для исполнения наказов и обращений избирателей.

Депутаты также принимали самое активное участие в сессиях, круглых столах, семинарах, мероприятиях, посвященных праздничным датам. Сегодня уже стало неписанной нормой, что в работе Чойской районной сессии принимает участие Т.А.Гигель, а В.И.Хабаров-в Усть-Кане; А.Б.Казанцева, М.И.Федькин и А.С.Шефер-в Майме, В.Л.Яныканов—в Чемале, а В.Н.Уханов—в Онгудае; Н.И.Апенышева и К.В.Шлак-в Усть-Коксе и т.д.

-Понятно, что такой тесный контакт с муниципальными образованиями способствует развитию и совершенствованию законодательства в области местного самоуправления республики. Но надо полагать, это не все в плане совершенствования по взаимодействию между разными ветвями власти.
-Вы правы. Для изучения обстановки на местах и в целях более качественного подготовки нормативно-правовых актов, касающихся развития муниципальных образований, мы в ушедшем году практиковали проведение выездных заседаний. На официальном сайте Парламента РА в целях оперативного информирования органов местного самоуправления муниципальных образований размещалась информация о наиболее значимых нормативно-правовых актах, регулирующих или затрагивающих деятельность органов местного самоуправления.

15-16 ноября был проведен впервые в истории республики Съезд депутатов, в котором приняли участие депутаты республики и представительных органов муниципальных образований. Первый Съезд депутатов всех уровней Республики Алтай стал площадкой для выступлений делегатов по актуальным проблемам, в том числе по вопросам местного самоуправления.

Делегаты съезда отметили, что за последние годы депутатский корпус Республики Алтай стал серьезным фактором стабилизации общества, проделана огромная законотворческая работа по созданию правовых основ современной экономики и политической системы. Сегодня, развивая опыт парламентаризма в Республике Алтай, проводится последовательный курс на формирование устойчивой многопартийной системы, на обеспечение социальных направлений, гарантий и защиты прав граждан республики, на развитие институтов гражданского общества.

Во все времена высокий статус народных избранников получали самые достойные люди, снискавшие безусловное доверие избирателей. Настоящий депутат–это человек с активной жизненной позицией, энергичный и инициативный, профессионал своего дела, лидер общественного мнения, который успешной работой заслужил уважение своих земляков.

За минувшие годы в результате плодотворной совместной работы Правительству и Госсобранию удалось решить многие проблемы, достичь хороших результатов в работе на благо населения. В соответствии с планом работы Съезда делегаты приняли участие в работе в четырех секций, организованных для более подробного диалога по различным общественно-значимым вопросам, имеющим большое значение для депутатов всех уровней власти.

-С каким настроением Вы смотрите в будущее, Иван Итулович?
-Мы сегодня также пришли к пониманию того, что Алтай является уникальным регионом культурно-исторического и природно-рекреационного значения, что не только экономика, но и в такой же степени культура может определить самодостаточность того или иного субъекта Российской Федерации. На мой взгляд, это имеет принципиальное значение во всем нашем дальнейшем развитии.

Я искренне рад, что в 2013 году будут реализовываться майские Указы Президента, в которых В.В.Путин поставил целый комплекс серьезных социальных задач перед властью: прежде всего, сравнять заработную плату педагогов со средней в сфере экономики региона. Реальное повышение оплаты труда должны почувствовать и воспитатели детских садов, работники культуры.

Утвержденная Парламентом Стратегия социально-экономического развития Республики Алтай на период до 2028 года дает возможность определить стратегические направления развития республики. Уверен, что инвестиционные проекты, направленные на создание и развитие туристско-рекреационного комплекса, энергетической инфраструктуры, дорожно-транспортного комплекса и агропромышленного хозяйства, обеспечат в перспективе выход республики на самодостаточный уровень.

(пресс-служба Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай)