c_200_150_16777215_00_images_stories_2011_zastavki_vybory.jpg2 мая 2012 года Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Закон предусматривает, что высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации должно избираться гражданами Российской Федерации, проживающими на территории данного субъекта Российской Федерации и обладающими активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Порядок избрания высшего должностного лица устанавливается законом субъекта Российской Федерации, который должен быть принят до 1 июля 2012 года.
Для оказания методической помощи субъектам права законодательной инициативы 23 апреля 2012 года была создана рабочая группа ЦИК России по подготовке Модельного закона. 18 мая 2012 года Модельный закон субъекта РФ «О выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации» был подготовлен и направлен во все избирательные комиссии субъектов Российской Федерации.

Об особенностях Модельного закона говорит руководитель рабочей группы, член ЦИК России – Майя Гришина.

Майя Владимировна, какова цель создания этого Модельного закона?
c_200_250_16777215_00_images_stories_2012_novosti_kommentarii_grish.jpgСубъекты Российской Федерации самостоятельны в своем законотворчестве, конечно же, в рамках федерального законодательства. Модельный закон содержит лишь рекомендуемые варианты решения вопросов проведения избирательных кампаний по выборам высшего должностного лица в субъектах Российской Федерации.
Нашей целью было выработать такой нормативно-правовой акт, который не содержал бы внутренних противоречий, не давал бы оснований для недосказанности и двоякого толкования. Главная цель ЦИК России – обеспечение законности, открытости выборов, организация избирательных кампаний таким образом, чтобы конкурентная борьба кандидатов и политических партий велась строго в рамках закона.
Кто еще принял участие в работе над Модельным законом?
В работе над проектом самое активное участие приняли члены ЦИК России, работники аппарата Комиссии, а также руководители избирательных комиссий ряда субъектов Российской Федерации – Республики Коми, Амурской, Вологодской, Новосибирской, Свердловской и Ульяновской областей, которые имеют опыт проведения региональных избирательных кампаний, а некоторые – и опыт проведения выборов губернаторов в 90-х – начале 2000-х годов. Конечно же, именно их глубокие знания специфики проведения региональных выборов позволили осуществить работу в столь сжатые сроки.

Когда пройдут первые выборы высших должностных лиц в регионах?
Первые выборы высших должностных лиц субъектов Российской Федерации должны пройти в октябре 2012 года. Их проведение планируется в Амурской, Белгородской, Брянской и Новгородской областях.

Выборы высшего должностного лица в субъекте Российской Федерации будут осуществляться в один или в два тура?
Согласно Федеральному закону в Модельном законе предусмотрено, что избранным считается зарегистрированный кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если в избирательный бюллетень было включено более двух зарегистрированных кандидатов, и ни один из них по результатам общих выборов не был избран, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации назначает повторное голосование на выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации по двум зарегистрированным кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей.

А есть ли в Модельном законе новации, которые раньше не применялись на выборах?
Новации есть. Для выдвижения своей кандидатуры на пост главы региона гражданину необходимо заручиться официальной поддержкой депутатов представительных органов местного уровня и (или) избранных на выборах глав муниципальных образований и предоставить в свою поддержку от 5 до 10 процентов подписей указанных лиц. Речь идет обо всем муниципальном депутатском корпусе и всех избранных главах муниципальных образований региона, включая поселенческий уровень. При этом от 5 до 10 процентов от требуемого числа подписей необходимо получить у депутатов представительных органов местного самоуправления и (или) избранных глав муниципальных образований второго уровня – муниципальных районов и городских округов.
Конкретное число лиц, которое необходимо для поддержки выдвижения кандидата, определяется по представлению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации. Причем, кандидат должен быть поддержан депутатами и (или) избранными на выборах главами местного уровня не менее чем в трех четвертях муниципальных районов и городских округов субъекта Российской Федерации.

Чтобы всем было ясно: как эта процедура будет реализована на практике, на конкретном примере?
Приведу в качестве примера Алтайский край. Всего в Алтайском крае 61 муниципальный район и 9 городских округов.
По состоянию на 1 апреля 2012 года в Алтайском крае общее число депутатов представительных органов местного самоуправления и избранных на выборах глав муниципальных образований составляет 8085 человек, в том числе на уровне районов и городских округов – 1832 человека и на уровне сельских поселений – 6694 человека.
В ближайшее время на сессии Алтайского краевого Законодательного Собрания будет рассмотрен вопрос о внесении изменений в Кодекс Алтайского края о выборах, референдуме и отзыве депутатов. Будет определено, каким уровнем поддержки среди депутатов и (или) избранных на выборах глав муниципальных образований необходимо заручиться кандидату на пост Губернатора Алтайского края. Если будет установлен уровень поддержки в размере 10% голосов, то, следовательно, потребуется поддержка 809 человек, при этом 139 из них должны будут поддержать кандидата не менее чем в 53 муниципальных образованиях. При сборе подписей от 5 до 10% голосов в поддержку кандидата (как определят законодатели субъекта) необходимо будет получить от депутатов и избранных глав районов и городских округов.

Модельный закон устанавливает порядок проверки листов поддержки избирательными комиссиями?
Модельным законом установлено, что листы поддержки кандидата представляются в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации наряду с иными документами для регистрации кандидата. Проверке подлежат все подписи, содержащиеся в листах поддержки кандидата. Предусмотрен порядок уточнения данных в листах поддержки кандидата, основания для признания подписей недостоверными. Кроме того, если подпись в листе поддержки кандидата признана недостоверной, кандидат вправе заменить этот лист поддержки иным листом, оформленным в соответствии с Модельным законом, с подписью того же депутата представительного органа муниципального образования и (или) избранного на выборах главы муниципального образования. Данный порядок не распространяется на случай, если подпись проставлена лицом, не являющимся на момент проставления подписи депутатом или избранным на выборах главой муниципального образования, собрана с принуждением или за вознаграждение.

Каков порядок выдвижения кандидатов?
Кандидат на выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации может быть выдвинут политической партией, а также, если это предусмотрено законом субъекта Российской Федерации, - в порядке самовыдвижения. Процедура поддержки самовыдвижения кандидата установлена статьями 34 и 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Работа с Модельным законом в субъектах уже ведется?
Конечно. Модельный закон уже находится в субъектах Российской Федерации, и мы искренне надеемся, что к 1 июля 2012 года все регионы подготовят соответствующие законы, как того требует избирательное законодательство.

«Парламентская газета»